Разделы презентаций


Развитие связной речи

Содержание

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие связной речи

Развитие связной речи

Слайд 2Связная речь
- это единое смысловое и структурное целое,

включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные

Слайд 3Связная речь рассматривается как
процесс создания детьми текста
процесс речевой

деятельности (процесс сочинения детьми рассказов, сказок)
процесс создания текста

Связная речь рассматривается как процесс создания детьми текста процесс речевой деятельности (процесс сочинения детьми рассказов, сказок)процесс создания

Слайд 4 значение связной речи
помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми
определяет

нормы поведения в обществе
оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы произведений,

самостоятельные детские сочинения развивают образность речи, ее выразительность.

значение связной речипомогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьмиопределяет нормы поведения в обществеоказывает влияние на эстетическое

Слайд 5Виды связной речи
диалог

монолог

Виды связной речи  диалог         монолог

Слайд 6Диалог - первичная естественная форма языкового общения
Главная особенность –

чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.


Диалог - первичная естественная форма языкового общения Главная особенность – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и

Слайд 7Для диалога характерны:
разговорная лексика
фразеология
краткость, простые и

сложные бессоюзные предложения
использование шаблонов, речевых стереотипов.

Для диалога характерны: разговорная лексика фразеология краткость, простые и сложные бессоюзные предложения использование шаблонов, речевых стереотипов.

Слайд 8Диалогические умения
1. Речевые умения:
вступать в общение
поддерживать и

завершать общение
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2.

Умения речевого этикета.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения.
5. Неречевые (невербальные) умения

Диалогические умения1. Речевые умения:  вступать в общение поддерживать и завершать общение говорить выразительно в нормальном темпе,

Слайд 9 Дети должны овладеть целым комплексом умений
умение активно вступать в контакт

с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь вопросами сообщениями, дополнениями,

просьбами
умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на различные темы, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение
умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном
владение различными формами речевого этикета, их употребление без напоминания (не вмешиваться в разговор взрослых, смотреть в лицо собеседнику).
умение использовать мимику, жесты.
умение общаться в паре, в группе, в коллективе.

Дети должны овладеть целым комплексом умений умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на

Слайд 10 Методы развития диалогической речи
Разговор воспитателя с детьми.
Чтение литературных произведений.


Словесные поручения.
Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов
Разнообразные

(сюжетно-ролевые) игры.
Беседа
Методы развития диалогической речи Разговор воспитателя с детьми. Чтение литературных произведений. Словесные поручения. Речевые ситуации, направленные

Слайд 11Беседа - это целенаправленный, заранее подготовленный диалог (разговор) воспитателя с

детьми на определенную тему
Вводная беседа
Беседа, сопровождающаяся приобретением нового опыта
Обобщающая

беседа

Беседа - это целенаправленный, заранее подготовленный диалог (разговор) воспитателя с детьми на определенную темуВводная беседа Беседа, сопровождающаяся

Слайд 12Монолог
связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долгое время.
В монологе необходимо

внутренняя подготовка, длительное предварительное продумывание.
Важны неречевые средства, умение говорить

эмоционально, живо.
Для монолога характерно:
литературная лексика
развернутость высказывания
законченность, логическая завершенность
синтаксическая оформленность
связность монолога обеспечивается одним говорящим

Монологсвязное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долгое время.В монологе необходимо внутренняя подготовка, длительное предварительное продумывание. Важны неречевые

Слайд 13Монолог - описание
Имеет четкую структуру: начало, середину, окончание.
Содержанием

начала рассказа является название предмета (явления).
Пример начала (Мне хочется

рассказать, Мне нравится, Больше всего я хочу).
Середина: например, цвет, форма, величина, яркие признаки, детали предмета.
Окончание заканчивается выводом, (например, назначение предмета)
В описании следует использовать определения, метафоры, синонимы, образные выражения
Монолог - описание Имеет четкую структуру: начало, середину, окончание. Содержанием начала рассказа является название предмета (явления). Пример

Слайд 14Монолог - повествование
Началом повествовательного рассказа может быть сообщение.

начале может говорится о времени, месте, кто и где жил)


В середине рассказа появляется завязка, развитие сюжета, действия, динамика.
Окончание – развязка.
Должны использоваться глаголы, прямая речь, диалог действующих лиц, элементы описания

Монолог - повествование Началом повествовательного рассказа может быть сообщение. (в начале может говорится о времени, месте, кто

Слайд 15Монолог – рассуждение
В начале такого рассказа – тезис. (Пришла

весна. Мы почувствовали ее дыхание, дни стали длиннее, ночи короче)

Доказательства/аргументация - следовательно, потому что, разумеется, вероятно, несомненно, скорее всего
Вывод

Монолог – рассуждение В начале такого рассказа – тезис. (Пришла весна. Мы почувствовали ее дыхание, дни стали

Слайд 16Связная речь может быть ситуативной:
связана с конкретной наглядной

ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах,

понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается, говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.
Постепенно речь переходит в контекстную (к 4–5 годам) – содержание понятно из самого контекста, требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Связная речь может быть ситуативной:  связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли

Слайд 17Характер связной речи зависит от ряда условий
1) Характер связной речи

зависит от того, общается ребенок со взрослыми или сверстниками
2)Речь возникает

из потребности высказаться, а высказывания порождаются –мотивами.
3) На связность речи влияет характер темы и ее содержание.
4) В процессе овладения ребенком контекстной речью большую роль играет литературная речь (сказки, рассказы)
Характер связной речи зависит от ряда условий1) Характер связной речи зависит от того, общается ребенок со взрослыми

Слайд 18Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
дидактические

(матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
сюжетные (куклы, машины, животные, мебель,

посуда, транспорт);
готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием (зоопарк, птичий двор);
наборы, составленные педагогом и детьми (мальчик, девочка, сани, собака).

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (куклы, машины, животные,

Слайд 19Используются серии дидактических картин
Предметные картины - на них изображены один

или несколько предметов, без какого- либо сюжетного взаимодействия между ними

(мебель, одежда, посуда)

Сюжетные картины – картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом

Серии или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием

Используются серии дидактических картинПредметные картины - на них изображены один или несколько предметов, без какого- либо сюжетного

Слайд 20 Требования к картинам для рассказывания
содержание картины должно быть

интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

картина должна быть

высокохудожественной;

изображение персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими, условное изображение не всегда воспринимается детьми;

доступность содержания и изображения
Требования к картинам для рассказывания  содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение

Слайд 21Описание игрушки


связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда

с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий

и образа жизни изображенного в игрушке живого существа
Описание игрушки   связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к

Слайд 22Методика обучения детей описанию игрушек
младший дошкольный возраст

Начинается с рассматривания игрушек
Педагог

обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет,

форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание идет по вопросам педагога. Дети не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому педагог с помощью вопросов объединяет их слова в связный текст.
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку.
Постепенно дети подходят к составлению описательного рассказа по образцу. Педагог сам составляет рассказ по игрушке или читает художественное произведение.
Методика обучения детей описанию игрушек младший дошкольный возрастНачинается с рассматривания игрушекПедагог обращает внимание детей на характерные особенности

Слайд 23 В средней группе

дети постепенно подходят к составлению небольших

самостоятельных описательных рассказов по игрушкам.

Закладываются основы для развития умения

самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ – описание о них

Наиболее эффективный прием обучения – образец, который дается на каждом

Место образца (в начале или в конце НОДа) определяется уровнем умений детей в рассказывании.
В средней группе вводиться новый вид описания – описание по памяти


В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Закладываются основы

Слайд 24В старшем дошкольном возрасте

Описания должно быть полным, логичным, без пропуска

существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку.

Дети должны составлять

описание по набору игрушек и по одной игрушке.

Игрушки вносятся прямо на занятии, но закрытыми в коробке или ящике. Шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумай загадки про игрушку», «Расскажи о своей любимой игрушке».

Важно отводить ребенка от излишней детализации.

Можно составить рассказ в виде инсценировки.

Важно давая оценку отметить содержание рассказов, язык рассказа.
В старшем дошкольном возрастеОписания должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку.

Слайд 25В подготовительной группе


дается более полное описание признаков (если

животное - его полезность, повадки).
В описание вноситься соревновательный момент.


Продолжается работа над структурой текста.
Описательные и повествовательные рассказы анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями, обсуждается возможное начало рассказа
В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если  животное - его полезность, повадки). В описание

Слайд 26Обучение детей рассказыванию по картине
1) составление описательного рассказа по предметной

картине;
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание

повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту

Обучение детей рассказыванию по картине1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной

Слайд 27В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине

В

средней группе для рассматривания предлагаются более сложные предметные и сюжетные

картины «Дорогие гости», «В гости к бабушке». Одни даются для рассматривания, другие для рассматривания и последующего высказывания


В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картинеВ средней группе для рассматривания предлагаются более сложные

Слайд 28
В старшей группе ставятся задачи:

1) учить детей правильно понимать

содержание картины;
2) воспитывать чувства – любовь к природе, уважение к

данной профессии;
3) учить составлять связный рассказ по картине;
4) активизировать и расширять словарный запас. Роль педагога изменяется от роли непосредственного участника он постепенно принимает роль наблюдателя
В старшей группе ставятся задачи:1) учить детей правильно понимать содержание картины;2) воспитывать чувства – любовь к

Слайд 29Приемы активизации творчества детей при сочинении описательных и сюжетных рассказов
Совместное

рассказывание
Образец
Анализ образца рассказа
План – рассказ – это

2-3 вопроса
Коллективное обсуждение
Коллективное составление рассказа.
Составление рассказа по частям
Моделирование.
Оценка детских рассказав
Вспомогательные вопросы, указания, исправления ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов.

Приемы активизации творчества детей при сочинении описательных и сюжетных рассказовСовместное рассказывание Образец Анализ образца рассказа План –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика