Разделы презентаций


Развитие устной речи при работе с текстом

Содержание

восприятие и анализ текста;воспроизведение текста;создание текста. Виды работы с текстом:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие устной речи при работе с текстом

Развитие устной речи при работе с текстом

Слайд 2восприятие и анализ текста;
воспроизведение текста;
создание текста.
Виды работы с текстом:

восприятие и анализ текста;воспроизведение текста;создание текста. Виды работы с текстом:

Слайд 4Всегда обращена к собеседнику, слушателю, хотя может не предполагать ответного

высказывания.

Обладает рядом специфических средств выразительности.

Специфика устной речи (2)

Всегда обращена к собеседнику, слушателю, хотя может не предполагать ответного высказывания.Обладает рядом специфических средств выразительности.Специфика устной речи

Слайд 5Основной тон высказывания, с помощью которого автор передает свое отношение

к тому, о чем он говорит.
Логическое ударение и пауза, с

помощью которых говорящий выделяет ключевые моменты в развертывании мысли или заостряет эмоциональную сторону высказывания.
Темп и степень громкости высказывания, которые должны соответствовать его содержанию, замыслу, назначению, условиям общения.
«Язык внешнего вида», т.е. взгляд, мимика, жесты для усиления действия произнесенного слова (И. Андроников)

Средства выразительности устной речи

Основной тон высказывания, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит.Логическое ударение

Слайд 6Развитие диалогической речи (умения отвечать на вопросы и ставить вопросы).

Развитие

монологической речи (умения составлять устное связное высказывание).



Задачи развития устной

речи
Развитие диалогической речи (умения отвечать на вопросы и ставить вопросы).Развитие монологической речи (умения составлять устное связное высказывание).

Слайд 7Типология вопросов (по Б.Блуму)

Типология вопросов (по Б.Блуму)

Слайд 8Простые вопросы. Ответами являются какие-либо факты.
Уточняющие вопросы. Обычно задаются, чтобы

уточнить неназванную информацию.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий.
Практические вопросы. (Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?)

Типология вопросов (по Б.Блуму)

Простые вопросы. Ответами являются какие-либо факты.Уточняющие вопросы. Обычно задаются, чтобы уточнить неназванную информацию.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются

Слайд 9
«толстые» вопросы требуют развернутого подробного ответа;
«тонкие вопросы» предполагают однозначные, короткие

ответы по факту.
Типология вопросов в технологии критического мышления:

«толстые» вопросы требуют развернутого подробного ответа;«тонкие вопросы» предполагают однозначные, короткие ответы по факту. Типология вопросов в технологии

Слайд 10«… структура текста представляется как совокупность проблемных ситу-аций со скрытыми

вопросами…
Основным приемом эффективного понимания текста является самосто-ятельная постановка вопросов

и по-иск ответов»
(Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного
текста и проблемы его понимания. – М.: 1982)

Значение вопросов для понимания текста

«… структура текста представляется как совокупность проблемных ситу-аций со скрытыми вопросами… Основным приемом эффективного понимания текста является

Слайд 11
«Сколько вопросов задает учитель за урок? Было подсчитано, что в

среднем два вопроса каждую минуту, то есть 100-120 в час»


(Питер Марторелла «Использование вопросов в процессе обучения»// Активные методы. М., 2003.)


Умение отвечать на вопросы

«Сколько вопросов задает учитель за урок? Было подсчитано, что в среднем два вопроса каждую минуту, то есть

Слайд 12Сравни вопрос и ответ.

Какое направление всегда показывает Полярная звезда?
Полярная звезда

всегда показывает направление на север.

Выдели маркером слова вопроса, которые повторяются

в ответе. Устно ответь на вопрос коротко.
Отметь, какой ответ чаще используешь в разговоре.
краткий
полный

Сравнение вопроса и ответа

Сравни вопрос и ответ.Какое направление всегда показывает Полярная звезда?Полярная звезда всегда показывает направление на север.Выдели маркером слова

Слайд 13Прочитай вопрос и ответы на него. Выбери и отметь ответ

с правильным порядком слов.

Из какого словаря можно узнать о правописании

слов?
 
Из орфографического словаря можно узнать о правописании слов.
О правописании слов можно узнать из орфографического словаря.

Выбор ответа с правильным порядком слов

Прочитай вопрос и ответы на него. Выбери и отметь ответ с правильным порядком слов.Из какого словаря можно

Слайд 14Найдите в тексте предложение, которое отвечает на вопрос: Как чиж

лес лечит?

Чиж живёт в хвойных лесах. Летом он вредных насекомых

поедает. Так он лес лечит. А осенью семена сорняков уничтожает. Вот какая полезная птица.
(По В. Зотову)

Поиск ответа на вопрос к тексту

Найдите в тексте предложение, которое отвечает на вопрос: Как чиж лес лечит?Чиж живёт в хвойных лесах. Летом

Слайд 15Составьте ответ на вопрос к тексту.

Солнечные очки защищают глаза от

яркого света. Появились они на севере у эскимосов. Ведь блеск

льда и снега очень опасен для глаз. Поэтому древние эскимосы стали защищать глаза.
 
Где появились солнечные очки?

Составление ответа на вопрос к тексту

Составьте ответ на вопрос к тексту.Солнечные очки защищают глаза от яркого света. Появились они на севере у

Слайд 16 Отметь знаком «+» полный и точный ответ на вопрос: Как

работает электрическая лампочка?
 

Посмотрим на лампочку. В стеклянном баллончике дрожит тоненькая,

как волосок, серебристая спиралька. Эта металлическая спиралька и горит в лампочке.
На самом деле она не горит, а светит. Электрический ток мчится по медным или алюминиевым проводам, но они не светятся, потому что хорошо пропускают ток. Но вот он добежал до спиральки-волоска внутри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, потому-то и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит.
Внутри лампочки безвоздушное пространство. Если бы там был воздух, спиралька сразу вспыхнула бы и сгорела. А в пустоте она раскаляется, но не разрушается.
По А.Дитриху, Г.Юрмину, Р.Кошурниковой
 


Выбор правильного ответа на вопрос к тексту

 Отметь знаком «+» полный и точный ответ на вопрос: Как работает электрическая лампочка? Посмотрим на лампочку. В стеклянном

Слайд 17В стеклянном баллончике лампочки горит тоненькая металлическая спиралька. Внутри лампочки

безвоздушное пространство. В пустоте спиралька не разрушается.
В лампочке есть металлическая

спиралька. Она хорошо пропускает электрический ток, поэтому и светится. Она не разрушается, потому что внутри лампочки безвоздушное пространство.
Внутри лампочки находится тонкая спиралька. Она плохо пропускает электрический ток. Поэтому раскаляется и светит. Спиралька не разрушается, так как в лампочке нет воздуха.

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту

В стеклянном баллончике лампочки горит тоненькая металлическая спиралька. Внутри лампочки безвоздушное пространство. В пустоте спиралька не разрушается.В

Слайд 18Прочитайте текст из учебника по предмету «Окружающий мир».
Охрана почв
Почва

– важнейшее природное богатство. Она имеет большое значение для жизни

на Земле. Поэтому о почве необходимо заботиться и беречь ее.
Чтобы почва не истощалась, нужно возвращать взятые у нее растениями минеральные питательные вещества. Для этого в почву вносят различные удобрения.
Потоки талых вод и сильные ветры разрушают почву. Ливневые дожди ее размывают, и появляются овраги. Чтобы защитить почву, человек сажает деревья и кустарники, высевает травы. Их корни хорошо укрепляют почву.

Подчеркните в тексте информацию, которая необходима для ответа на вопрос «Как охраняют почву?».

Выбор из текста информации для ответа на вопрос

Прочитайте текст из учебника по предмету «Окружающий мир». Охрана почвПочва – важнейшее природное богатство. Она имеет большое

Слайд 19Выпишите вопрос, на который в тексте нет ответа.

Град уничтожает посевы

на полях, фруктовые деревья в садах. Убивает птиц. Разбивает стекла

в домах. Даже самолетам в небе грозит он своими льдышками.
Ученые стали изучать градовые тучи и вот что узнали. С земли мы видим плотные и темные облака. Они тихо движутся по небу. Но там внутри идут бури. Они перемешивают сотни тысяч тонн влаги. Тут и пар, и капли воды, и даже кристаллики льда. Ведь внутри облаков очень холодно.
Пока мелкие кристаллики льда падают вниз на землю, к ним примерзают все новые капли. Кристаллики растут, растут – и вот уже вниз мчатся с большой скоростью крупные льдинки. Идет град… (По Г. Юрмину)

Вопросы:
Чем опасен град?
Как образуется град?
Как люди научились бороться с градом?

Сопоставление вопросов с текстом

Выпишите вопрос, на который в тексте нет ответа.Град уничтожает посевы на полях, фруктовые деревья в садах. Убивает

Слайд 20Согласно ФГОС начального общего образования, умение задавать во-просы рассматривается как

важный метапредметный и предметный результат, становится обязательным и, как показывают

задания для оценки достижения планируемых результатов, подлежит итоговой оценке.

Умение ставить вопросы к тексту

Согласно ФГОС начального общего образования, умение задавать во-просы рассматривается как важный метапредметный и предметный результат, становится обязательным

Слайд 21Составь вопросы к предложениям.
 
Каменный уголь залегает в земле пластами.
Как ____________________________________________________
 
Окончанием

называется изменяемая часть слова.
Какая___________________________________________________
 
Цифрами 2 и 5 можно записать четыре

двузначных числа.
Сколько________________________________________________

Умение ставить вопросы к тексту

Составь вопросы к предложениям. Каменный уголь залегает в земле пластами.Как ____________________________________________________ Окончанием называется изменяемая часть слова.Какая___________________________________________________ Цифрами 2 и 5

Слайд 22Составление вопросов к каждому предложению текста
Первая охота
Ящерка сидела на камне

и грелась на солнышке.
К ней подкрался щенок и схватил

ее за хвост. Ящерка извернулась и убежала. Остался у щенка только хвост в зубах. Щенок фыркнул и отбросил его.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
(По В. Бианки)
Вопросы
1. Где ________________________
2. Кто ________________________
3. Как спаслась _________________
4. Что _________________________
5._____________________________
6.______________________________
Составление вопросов к каждому предложению текстаПервая охотаЯщерка сидела на камне и грелась на солнышке. К ней подкрался

Слайд 23Русская народная сказка «Лиса и рак»

1.Что предложила...

раку?
2. Почему лиса выбрала в соперники ...?  3. Кто... в этом

соревновании? 

Восстановление в вопросе пропущенных слов

Русская народная сказка «Лиса и рак»  1.Что предложила... раку? 2. Почему лиса выбрала в соперники ...? 

Слайд 24Жесты и мимика
В разговоре человек часто использует различную мимику и

жесты.
Жесты и мимика могут о многом рассказать. Пона-блюдай за собеседниками.

Ты увидишь, внимательно ли слушает один другого, нравится ли слушающему то, что ему говорят, или вызывает гнев, раздражение, страх, удивление.
Не все жесты приятны. Есть жесты, которых нужно избегать. Они показывают недоброжелательность чело-века, его грубость и нежелание понять собеседника.

Укажи цифрами порядок вопросов к частям текста.
______ Почему некоторых жестов нужно избегать?
______ Что такое мимика и жесты?
______ О чём могут рассказать мимика и жесты?




Восстановление последовательности вопросов к тексту

Жесты и мимикаВ разговоре человек часто использует различную мимику и жесты.Жесты и мимика могут о многом рассказать.

Слайд 25Выберите вопросы, на которые можно (нельзя) ответить словами текста;
выберите

вопросы, на которые можно (нельзя) ответить одним словом;
выберите и

вопросы, на которые невозможно ответить словами «да» или «нет» и т.д.

Выбор вопросов, удовлетворяющих определенному условию

Выберите вопросы, на которые можно (нельзя) ответить словами текста; выберите вопросы, на которые можно (нельзя) ответить одним

Слайд 26Для общения у животных много сигналов.
Звери умеют рычать, выть,

мяукать, реветь. Этими звуками они выражают тревогу и сообщают о

добыче.
Многие звери метят свой участок пахучими веществами. Любой чужак по запаху узнает, что место занято.
А медведь царапает кору деревьев как можно выше. Так он показывает свой рост и силу. (По А. Дитриху и др.)

Прочитай вторую часть. Выбери вопрос, на который нужно ответить двумя предложениями.

Какие звуки умеют издавать звери?
Как звери выражают тревогу и сообщают о добыче?





Выбор вопросов к части текста

Для общения у животных много сигналов. Звери умеют рычать, выть, мяукать, реветь. Этими звуками они выражают тревогу

Слайд 27Выбери и отметь для каждой части тот вопрос, который поможет

вспомнить главное в части. Обрати внимание на выделенные слова.
 
Тела
Тебе уже

знакомо выражение «тело человека». В науке словом тело обозначают все окружающие нас предметы. Берёза, заяц, камень, Луна, карандаш, тарелка – всё это тела.
Звёзды, камни, птицы, звери – это тела, созданные природой. Их так и называют – тела природы. Тела природы бывают живыми и неживыми. К неживым относят, например, Луну, звёзды, камни. К живым – растения, животных, людей.
Дом, машины, посуда, мебель – тела, созданные трудом человека. Их называют изделиями.


Выбор вопроса к части текста (1)

Выбери и отметь для каждой части тот вопрос, который поможет вспомнить главное в части. Обрати внимание на

Слайд 28План
1) 
Что в науке называют телами?
Знакомо ли тебе выражение «тело

человека»?
2)
Какие бывают тела природы?
Что относят к живым телам природы?
3) 
Какие

тела созданы трудом человека?
Какие тела называют изделиями?

Выбор вопроса к части текста (2)

План 1) Что в науке называют телами?Знакомо ли тебе выражение «тело человека»?2)Какие бывают тела природы?Что относят к живым

Слайд 29Выдели маркером в правиле важные слова. Составь и напиши ещё

два вопроса к правилу.

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после

приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я: въехали, съёмка, предъюбилейный, объявление.

После какой части слова пишется ъ?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Какие примеры можно привести?

Составление вопросов к тексту

Выдели маркером в правиле важные слова. Составь и напиши ещё два вопроса к правилу. Разделительный твёрдый знак

Слайд 30Составьте вопрос, на который отвечает этот текст.

Представь: на городской площади

в Древнем Риме стоит глашатай, он громко провозглашает конец месяца

и напоминает гражданам, что пора платить налоги. И так было в начале каждого месяца. Провозглашать по латински – «калео», долговая книга – «календариум». Вот эти два слова и поделились с календарем свои названием.

Составление вопроса к тексту

Составьте вопрос, на который отвечает этот текст.Представь: на городской площади в Древнем Риме стоит глашатай, он громко

Слайд 31Организация специальной работы по формированию данных умений.
Включение в систему работы

аналитических, конструктивных и продуктивных заданий.
Усложнение заданий в ходе отработки

умений.
Ознакомление учащихся с ролью данных умений для понимания текста.

Условия, способствующие овладению умениями отвечать на вопросы и ставить вопросы к тексту

Организация специальной работы по формированию данных умений.Включение в систему работы аналитических, конструктивных и продуктивных заданий. Усложнение заданий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика