Слайд 1РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Подготовили:Разакова М. М 105 группа
Имранова М. М
106 группа
Слайд 2Медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры.
До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные
к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Но сохранилось не так уж и много сведений о том, как обстояло дело с врачеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организовано профессиональное медицинское обучение. В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов, переписки исторических деятелей, травников и лечебников. Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины.
Слайд 3План:
-Развитие врачевания Древней Руси
-Три направления врачевания Древней Руси
-Вывод
Слайд 4Развитие врачевания
1) В народе сохранялось народное врачевание языческое кудесничество
и знахарство ;
2) после принятия христианства под сенью монастырей
активно развивалась монастырская медицина ;
3) со времени княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась и светская ( или мирская ) медицина.
Слайд 51. Народное врачевание Врачеватели - знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками,
ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными
силами природы. Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы ( накладывать лубки ), раны с помощью различных мазей, прижиганием.
Слайд 6Во врачебной практике использовались растения ( полынь, крапива, подорожник, листья
березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.
д.), продукты животного происхождения ( например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески ) и минералы
Слайд 7Санитарное дело.
Издавна неотъемлемой составной частью медико - санитарного быта
Древней Руси была русская паровая баня. Народные врачеватели высоко ценили
целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду с прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и « накладывали горшки », лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
Слайд 92.Монастырская медицина
Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие
христианства. Именно тогда появились во всём подчинявшиеся церкви монастыри, и
в них действовали первые в Древнерусском государстве ( носили название « лечебницы » и « странноприемницы ») общедоступные больницы. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно - научного содержания. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.
Слайд 102. Древние - русские монастырские больницы Монастырские больницы были также
очагами просвещения : в них собирали греческие и византийские рукописи
и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались : « шестоднев » Иоана Экзарха болгарского « христианская топография » Косьмы Индикоплова « физиолог » « изборник »
Слайд 11 3. Светская медицина
Светская ( частная ) медицина в
отличие от " безмездной " монастырской медицины, частная медицина была
" возмездной ", то есть платной. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы. Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.
Слайд 12Вывод
Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая
жизнь русского народа ; корни ее уходят в глубину доисторической,
языческой поры жизни нашего народа. Она пережила затем тысячелетний период уже истори ческой жизни его и до наших дней сохраняет за собою огромную силу, существуя наряду с научною медициною и даже вступая с нею подчас в борьбу », так более ста лет тому назад писал о русской народной медицине ординарный профессор Казанского Императорского Университета Н. П. Загоскин.
Но при этом велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина.
Продолжала набирать силу и распространяла свое влияние монастырская медицина.
Со временем различия между этими тремя направлениями врачевания становились все более выраженными.
Слайд 13Вопрос:
1. Как назывались врачеватели в Древнерусском государстве?
2.Назовите две причины
, по которым баня считалась лучшим средством от болезней.
3.Назовите
отличие монастырской медицины от светской.