Разделы презентаций


Развития психики

Содержание

ПЛАНВиды и структура отраженияРазвитие психики в животном мире и становление сознания человекаОсновные функции психики Формы проявления психики человекаПрирода человеческого сознанияЗащитные психические механизмы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ  СОЗНАНИЯ

Слайд 3ПЛАН
Виды и структура отражения
Развитие психики в животном мире и становление

сознания человека
Основные функции психики
Формы проявления психики человека
Природа человеческого сознания
Защитные

психические механизмы
ПЛАНВиды и структура отраженияРазвитие психики в животном мире и становление сознания человекаОсновные функции психики Формы проявления психики

Слайд 5Вернадский Владимир Иванович

Вернадский Владимир Иванович

Слайд 6Опарин А.И.

Опарин А.И.

Слайд 7«ПЕРВИЧНЫЙ БУЛЬОН»
1923 г. российский ученый Александр Иванович Опарин предположил,

что в условиях первобытной Земли органические вещества возникали из простейших

соединений — аммиака, метана, водорода и воды.
«ПЕРВИЧНЫЙ БУЛЬОН»  1923 г. российский ученый Александр Иванович Опарин предположил, что в условиях первобытной Земли органические

Слайд 8Энергия, необходимая для подобных превращений, могла быть получена или от

ультрафиолетового излучения, или от частых грозовых электрических разрядов — молний.

Возможно, эти органические вещества постепенно накапливались в Древнем океане, образуя первичный бульон, в котором и зародилась жизнь.   
Энергия, необходимая для подобных превращений, могла быть получена или от ультрафиолетового излучения, или от частых грозовых электрических

Слайд 9По гипотезе А. И. Опарина, в первичном бульоне длинные нитеобразные

молекулы белков могли сворачиваться в шарики, «склеиваться» друг с другом,

укрупняясь. Благодаря этому они становились устойчивыми к разрушающему действию прибоя и ультрафиолетового излучения.
По гипотезе А. И. Опарина, в первичном бульоне длинные нитеобразные молекулы белков могли сворачиваться в шарики, «склеиваться»

Слайд 10Происходило нечто подобное тому, что можно наблюдать, вылив на блюдце

ртуть из разбитого градусника: рассыпавшаяся на множество мелких капелек ртуть

постепенно собирается в капли чуть побольше, а потом — в один крупный шарик.
Происходило нечто подобное тому, что можно наблюдать, вылив на блюдце ртуть из разбитого градусника: рассыпавшаяся на множество

Слайд 11Белковые «шарики» в «первичном бульоне» притягивали к себе, связывали молекулы

воды, а также жиров. Жиры оседали на поверхности белковых тел,

обволакивая их слоем, структура которого отдаленно напоминала клеточную мембрану.
Белковые «шарики» в «первичном бульоне» притягивали к себе, связывали молекулы воды, а также жиров. Жиры оседали на

Слайд 12Этот процесс Опарин назвал коацервацией (от лат. соасеrvus — «сгусток»),

а получившиеся тела — коацерватными каплями, или просто коацерватами.
С

течением времени коацерваты поглощали из окружавшего их раствора все новые порции вещества, их структура усложнялась до тех пор, пока они не превратились в очень примитивные, но уже живые клетки.
Этот процесс Опарин назвал коацервацией (от лат. соасеrvus — «сгусток»), а получившиеся тела — коацерватными каплями, или

Слайд 15 Виды и структура отражения

Виды и структура отражения

Слайд 16Филогенез (от гр. phyle – род, племя, вид; genos –

происхождение) – историческое формирование группы организмов. В пси­хологии филогенез понимается

как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Филогенез (от гр. phyle – род, племя, вид; genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов. В

Слайд 17Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: выделение главных этапов эволюции

психики животных (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной

системы и т.д.); выявление условий перехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции; выделение главных этапов эволюции форм сознания; установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.
Основными проблемами при изучении филогенеза считаются:   выделение главных этапов эволюции психики животных (в связи с

Слайд 26 Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном

отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины

этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.      
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного

Слайд 27Механизмы проявления психики
Психика – это свойство только живой высокоорганизованной материи,

и лишь той, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования

психики

Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна к получению информации об окружающем мире



Механизмы проявления психикиПсихика – это свойство только живой высокоорганизованной материи, и лишь той, которая обладает специфическими органами,

Слайд 28Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для

регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, определяя

тем самым возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.
Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды


Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования

Слайд 29Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного

взаимодействия живых существ с окружающей средой. В природе существует значительное

количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями.
Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. В

Слайд 30Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню

развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней

среды наблюдается уже у простейших (одноклеточных) организмов.
Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.  Элементарная способность реагировать

Слайд 31Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все

животные организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм.

Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все животные организмы на всех этапах эволюции растительных

Слайд 32Внешне раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем

выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление

его активности в случае изменения условий среды обитания.
Внешне раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную

Слайд 33Таксис (тропизм) – механически ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы

пространственной ориентации в сторону благоприятных (таксисы положительные) или от неблагоприятных

(таксисы отрицательные) условий среды, раздражений.
Таксис (тропизм) – механически ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (таксисы положительные)

Слайд 34Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно обнаружить даже

у растений. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в

почве и т.д.
Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно обнаружить даже у растений. Например, растения реагируют на освещенность,

Слайд 36Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано

с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют

и более сложное анатомическое строение.
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов,

Слайд 37Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный

комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет возникновение у них

более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.
Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет

Слайд 38Чувствительность – это способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители

при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность – это способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении

Слайд 39Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в

формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде,

реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира.
Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться

Слайд 40Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие

внешней среды.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Слайд 41Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Слайд 42Развитие психики происходит в несколько стадий, внутри которых исследователи выделяют

уровни.

Развитие психики происходит в несколько стадий, внутри которых исследователи выделяют уровни.

Слайд 43Стадии развития психики

Стадии развития психики

Слайд 45стадия элементарной сенсорной психики
На низшем уровне для животных характерно появление

элементарных форм движений, слабая пластичность поведения, нецеленаправленная двигательная активность;

стадия элементарной  сенсорной психикиНа низшем уровне для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения,

Слайд 46высшая отличается развитой двигательной активностью, способностью дифференцированно отвечать на внешние

раздражители.

высшая отличается развитой двигательной активностью, способностью дифференцированно отвечать на внешние раздражители.

Слайд 47стадия перцептивной психики
Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система,

формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более

развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.
стадия перцептивной психикиНизший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное

Слайд 48Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.

Слайд 49стадия интеллекта
На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при

возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют

примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы.
стадия интеллектаНа этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но

Слайд 59Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при

этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к

другому. У них формируются навыки – сложные индивидуальные динамические программы поведения, вырабатываемые в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром.
Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от

Слайд 60стадия сознания
На этом этапе у человека появляется речь, способность к

произвольной регуляции психических процессов, познанию общего и существенного в действительности,

абстрактное мышление.
стадия сознанияНа этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов, познанию общего и

Слайд 61Признаки сознания, отличающие сознание человека от психики животных: 1. Сознание как

система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи

явлений, их причины и сущность). 2. Связь сознания с языком и речью. 3. Общественный характер сознания. Только жизнь в обществе рождает сознание.
Признаки сознания, отличающие сознание человека от психики животных:  1. Сознание как система знаний о мире в

Слайд 624. Сознание отделяет субъекта от объекта (человека от природы). 5. Наличие

у субъекта способности к целенаправленной деятельности. 6. Способность к переживаниям, сочувственное

отношение к миру.
4. Сознание отделяет субъекта от объекта (человека от природы).  5. Наличие у субъекта способности к целенаправленной

Слайд 63Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же

среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот,

в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения.
Эволюция психики происходит  не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными

Слайд 64По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более

вытесняются приобретенными формами поведения

По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более вытесняются приобретенными формами поведения

Слайд 65Таксисы – направленные движения организмов (простейшие животные и низшие растения),

отдельных клеток или их органелл под влиянием односторонне действующего стимула

– света (фототаксис), температуры (термотаксис), химических веществ (хемотаксис) и т.д.
Таксисы – направленные движения организмов (простейшие животные и низшие растения), отдельных клеток или их органелл под влиянием

Слайд 66Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на

раздражитель.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Слайд 67Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда

связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью.

Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью.

Слайд 68Импринтинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором

фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей

как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животным после его появления на свет.
Импринтинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих

Слайд 70Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Слайд 71Основные различия между человеком и животными

Основные различия между человеком и животными

Слайд 73Основные функции психики

Основные функции психики

Слайд 74Психика выполняет ряд важных функций. 1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика

является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер

отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Психика выполняет ряд важных функций.  1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической

Слайд 75Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся

и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Слайд 76Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда

преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через

Слайд 77В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие

образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих

Слайд 782. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной

стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с

другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к

Слайд 79Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно

с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой

цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.
Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности,

Слайд 803. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция

психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека

в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию

Слайд 81С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как

личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного

общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями,

Слайд 86Природа человеческого сознания

Природа человеческого сознания

Слайд 87Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его

способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически

оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о

Слайд 88Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с

ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания

к познанию других психических явлений и самого себя.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность,

Слайд 89Наличие у человека такой способности является основанием для существования и

развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был

бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный

Слайд 90Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом,

способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические

и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность,

Слайд 91Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика

сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана

с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом,

Слайд 92Сознание тесным образом связано с речью и без нее в

высших своих формах не существует, в отличие от ощущений и

восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, в отличие

Слайд 93Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации,

т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с

помощью языка и других знаковых систем.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает

Слайд 95Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих

они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек. передает

людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью

Слайд 96Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования,

и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех

нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно,

Слайд 97Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная

опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует

кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.  Это

Слайд 99Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий

характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего

мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности.  Сознание предполагает осознание

Слайд 100Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное

Слайд 101Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы,

свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается

и управляет поведением человека, актуально осознается им.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не

Слайд 103Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те

явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на

поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по

Слайд 104Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной

и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением,

вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.
Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая

Слайд 105Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих

задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя

Слайд 106Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков,

многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и

состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических

Слайд 107Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес Зигмунд Фрейд

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес  Зигмунд Фрейд

Слайд 108Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности

и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые

ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у

Слайд 109Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки,

ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы

бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.
Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

Слайд 110Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений

и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением:

Слайд 111Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и

сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в

Слайд 112(а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не

имеющие очевидного решения,

(а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

Слайд 113(б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на

пути движения мысли или телесного органа,

(б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

Слайд 114(в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной

ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

(в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого

Слайд 115(г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе

потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

(г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия

Слайд 116Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком,

но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся,

например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного.

Слайд 117Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорит З.Фрейд

в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это – желания,

мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного.

Слайд 119Защитные психические механизмы

Защитные психические механизмы

Слайд 120Что такое «защитные механизмы»? Согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит

постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом

чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я" и может травмировать личность.
Что такое «защитные механизмы»? Согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения

Слайд 122Вытеснение

Вытеснение

Слайд 123Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания

из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и

тревоги. Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания ("находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю").
Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство

Слайд 124Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо

принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается,

готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот "вдруг" он "забывает" об этом деле.
Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какое-то трудное, мучительное для него решение.

Слайд 125Имеет место временное "третье" решение, причем речь идет не о

сознательном уклонении от принятия решения. Это - не лицемерие. За

счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.
Имеет место временное

Слайд 126Проекция - это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций,

оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другому или другим.


Проекция - это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их

Слайд 127Традиционный пример механизма проекции - это представление об аморальности и

сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь

не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями.
Традиционный пример механизма проекции - это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее

Слайд 128Именно этим механизмом объясняется такое широко распространенное явление как ханжество,

когда ханжа провоцирует на других собственные стремления глубинного уровня, противоречащие

его моральному самосознанию, его "Сверх-Я".
Именно этим механизмом объясняется такое широко распространенное явление как ханжество, когда ханжа провоцирует на других собственные стремления

Слайд 129Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобия),

когда ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные

черты и свойства.
Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобия), когда ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но

Слайд 130Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при

том, что оценочные, моральные установки самосознания не страдают, остаются исходными.


Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при том, что оценочные, моральные установки самосознания не

Слайд 131Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно.

Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с

одного объекта на другой, чаще более доступный.
Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса

Слайд 132Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни - эмоции выплескиваются

либо на более близкого человека, либо - на более слабого

(например, неприятности на работе и унижения со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях).
Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни - эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо -

Слайд 133В рамках этого механизма возникла расхожая идиома "козел отпущения". Это

именно та фигура, на которую ориентирован механизм вымещения определенного лица,

либо группы лиц.
В рамках этого механизма возникла расхожая идиома

Слайд 134Защитный механизм, получивший название "рационализация", предусматривает определенного рода самообман (когда

имеет место бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или

идею. Человеку свойственно когнитивное отношение к своему поведению, т.е. рационально его объяснять себе и окружающим, даже если оно иррационально.
Защитный механизм, получивший название

Слайд 135Рационализация повсеместно встречается в обыденной жизни человека. Например, человек, не

вступившийся за несправедливо обиженного, спасая свое самоуважение, заявляет, что он

"не знал", "не успел" и т.п. Очень часто встречается ссылка на некие "интересы дела" (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя каких-то общих интересов).
Рационализация повсеместно встречается в обыденной жизни человека.  Например, человек, не вступившийся за несправедливо обиженного, спасая свое

Слайд 136Возможно, в рамках этого механизма станет более ясным смысл пословицы

"с волками жить, по-волчьи выть". Интересно, что рационализация ярко себя

проявляет в феномене, так называемого, постгипнотического внушения, когда гипнолог внушает испытуемому в состоянии гипнотического транса какое-то нелепое действие, которое тот должен совершить после того, как будет выведен из этого состояния.
Возможно, в рамках этого механизма станет более ясным смысл пословицы

Слайд 137 Например, испытуемый должен предложить гипнологу потанцевать. Когда постгипнотическое явление осуществлено,

и испытуемого спрашивают, почему он предложил столь неадекватное обстановке действие,

ответ всегда звучит в плоскости механизма рационализации ("А мне показалось, что объявили танцы" и т.п.).
Например, испытуемый должен предложить гипнологу потанцевать. Когда постгипнотическое явление осуществлено, и испытуемого спрашивают, почему он предложил

Слайд 138Иначе и для самого человека собственное поведение нелепо и предрассудительно.

Рационализация призвана снять это противоречие.

Иначе и для самого человека собственное поведение нелепо и предрассудительно. Рационализация призвана снять это противоречие.

Слайд 139Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом, является сублимация. Здесь

предполагается превращение социально и морально неприемлемого импульса в приемлемый, допустимый.

Можно говорить о переадресовке потока энергии из одного канала в другой. Согласно автору, основной энергией, подлежащей переориентировке, является libido.
Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом, является сублимация. Здесь предполагается превращение социально и морально неприемлемого импульса

Слайд 141Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку,

переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика, искусство и

т.д.).
Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика