Слайд 1Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения.
Подготовила
студентка 3
курса
ЗБ-РЛ-31
Погадаева Л.Н.
Слайд 2Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей
с нарушением зрения, является понимание педагогами особенностей состояния зрительных функций
каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Слайд 3Дети с нарушениями зрения без специально организованного обучения не способны
самостоятельно овладеть направленной деятельностью ввиду отсутствия или неполного, а иногда
и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Слайд 4Компенсация и коррекция в ходе учебной и других видов деятельности
слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов
и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.
Слайд 5Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам
ознакомления с окружающим миром. Поэтому при организации обучения слепых и
слабовидящих детей необходимо соблюдение определенных требований к наглядным, практическим и словесным методам обучения.
Слайд 6Основные клинические формы патологии определяют целый ряд требований к наглядному
материалу: его сложность, специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и
окрашенность пособий, условия воспроизводительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала.
Слайд 7Обогащая сенсорный опыт детей с нарушением зрения включением в деятельность
незнакомых для него предметов, необходимо придерживаться следующих правил:
От простого к
сложному: вначале следует убедиться в том, что обучающимся знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что у них сформированы основные представления об объектах (цвете, форме, величине, назначении и т. д.), и только затем вводить предметы, с которыми обучающиеся не соприкасается постоянно.
От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов.
Слайд 8Требования, предъявляемые к наглядности:
1)Предметы должны быть удобными для зрительного и
осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали
должны быть четко выражены и выделены цветом.
2)Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
3)Модели объектов должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет.
4)Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.
5)Следует избегать использования изобразительной наглядности темно-
синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.
Слайд 9 Приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения:
Перед
демонстрацией наглядности педагог должен сформулировать задачи занятия, дать обучающимся верную
установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание.
Во время демонстрации учебного объекта педагог сначала раскрывает обучающимся общее содержание, а затем они переходят к ее детальному изучению.
Педагог направляет зрительное восприятие обучающихся от главного, основного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью наводящих вопросов, кратких инструкций. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, потом - на заднем.
Слайд 10Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия:
Демонстрируемая наглядность должна
быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть
(в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.
Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.
В ряде случаев (например, при ознакомлении обучающихся с предметами сложной формы) наглядность следует внести в кабинет до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в классе.
Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.
При демонстрации новых, незнакомых предметов учитель обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у обучающихся планомерность зрительно-осязательного восприятия.
Учитель должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию обучающихся описанием.
Слайд 11Наиболее общие рекомендации по организации обучения слабовидящих детей следующие:
Традиционные словесные методы обучения необходимо сочетать
с наглядными: каждое новое слово (термин, понятие) должно подкрепляться предметом
или действием.
Обязательно учитывать источники и полноту предварительных представлений учащихся об изучаемых объектах, процессах и явлениях.
Логически последовательно и аргументировано объяснять материал, опираясь на доступный для учащегося сенсорный опыт.
Давать точную, образную информацию об изучаемом объекте, доходчиво излагать материал, создавая необходимую основу для адекватных обобщений и выводов.
В процессе обучения подбирать конкретизирующие вопросы для учащихся со зрительной депривацией, комментировать обобщения учебного материала.
Включать в словесное изложение материала упражнения по различению и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное).
Подбирать доступные для тактильно-осязательного восприятия средства наглядности.
Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Показывая способ изображения предмета, необходимо создавать у обучающегося представление о возможности нарисовать увиденное. Наиболее эффективный прием — совместные движения.
Обогащая сенсорный опыт обучающегося с нарушением зрения включением в деятельность незнакомых для него предметов, действуем «от простого к сложному», «от общего к частному», «от реального к модели».