Слайд 1МУЗЫКА ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ УТЕШЕНИЕ
И ОПОРУ
«…только та музыка может тронуть, потрясти
и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души». П.И.
Чайковский
Слайд 2Величайшая сила искусства
Музыка способна воздействовать на сердце человека, наполнить его
радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством.
Слайд 3
«…Я положительно считаю её наилучшей и в особенности наиискреннейшей из
всех моих вещей. Я её люблю, как никогда не любил
ни одно из других моих музыкальных чад, вложил в неё, без преувеличения, всю душу.»
П.И. Чайковский
Слайд 4Факты из биографии произведения
Слайд 5В годы Великой Отечественной войны, когда на фронте наступил перелом
и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой
всё более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.
факт 1
Слайд 6Люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга
смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как
претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.
Сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызвала у зрителей воодушевление, творческий подъём.
факт 2
Слайд 7Из книги «Размышления хирурга» С.С. Юдина – знаменитого хирурга, спасшего
своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей:
«…перед особо
трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру…»
факт 3
М.В. Нестеров «Портрет хирурга С.С. Юдина»
Слайд 8«Портрет хирурга С.С. Юдина» работы художника Нестерова М.В.
♫ Рассмотри репродукцию
картины «Портрет С.С. Юдина». Подумай, что такое для хирурга «особо
трудная» операция.
♫ Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу?
♫ Прослушай музыку, которая укрепляла силы хирурга перед сложными операциями, и которая также отвечала настроениям народа-победителя, звучала в унисон с самыми светлыми его мечтами.
Слайд 9Музыкальное знакомство
♫ Каково твоё впечатление о музыке фрагмента симфонии №6?
Что ты чувствовал во время восприятия музыки?
♫ Почему музыка этой
симфонии способна оказать на людей такое сильное воздействие?
♫ Кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию?
♫ Пропой эпизод из темы.
Слайд 10Вопрос: Что обозначает слово «патетический»?
П.И. Чайковский и его знаменитая «Патетическая»
симфония №6
Слайд 11Патетический (греч.) – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий
Значение слова «патетический»
Слайд 12Симфония №6 – «лебединая песня» композитора
Через 9 дней после того,
как сам композитор продирижировал первым исполнением симфонии (7 мая 1893
г.), он скончался. Что же хотел композитор сказать своей музыкой?
В основе симфонии есть программа: скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.
Чайковский безмерно любил жизнь, любил людей, свой народ, родную природу и в музыке, которую он создавал, отразил своё стремление к добру, свету.
Уже в музыке I части симфонии можно услышать эту страстную любовь композитора к жизни, почувствовать, как нужны ему свет и красота. но пока это ещё недостижимо. Музыка, от которой ускользают свет и радость, становится грозной, страшной в своих страданиях, она словно мечется и рыдает.
Не удивительно, что Чайковский, по его собственному выражению, сочиняя Шестую симфонию, «очень плакал».
Слайд 13Музыкальный анализ симфонии №6
«Затишье перед бурей» – смысл небольшого вступления
(Adagio):
Темп – медленный
Характер мелодии – скорбный, в музыке слышатся тяжёлые
вздохи
Регистр – низкий (инструменты – фаготы)
Окончание - на неустойчивом замирающем аккорде.
Человек – герой симфонии – размышляет о жизни. Она нелегка, много нужно духовных сил, чтобы бороться с её тёмными сторонами.
Слайд 141 часть – Allegro non troppo
1-я тема – тема борьбы
с жизненными препятствиями:
Характер мелодии - волевой, активный, возбуждённый, напряжённый, много
контрастов.
Интонации – родственные теме вступления, но постоянно развивающиеся и видоизменённые. К главной мелодии присоединяются новые мотивы, общее возбуждение усиливается.
Слайд 151 часть – Allegro non troppo
2-я тема – тема света,
мира, добра:
Характер мелодии – нежный, проникновенный, светлый, прекрасный, лирический, очаровательный.
Но
и сюда, в этот светлый мир, доносятся отголоски жизненных бурь, слышны мотивы-вздохи, мотивы-жалобы.
Возвращение прекрасной лирической мелодии заставляет забыть о всех тревогах, она звучит ещё более просветлённо и возвышенно.
В последний раз, как бы издали, появляется она у кларнетов, всё замирает в её власти…
Слайд 161 часть – Allegro non troppo
Разработка:
Возвращение героя в мир жестокой
борьбы происходит с оглушительного удара резких аккордов.
Главная тема полна смятения,
перебрасывается от одного инструмента к другому. Она то наступает, то словно спасается от преследования. В хаосе борьбы страшно и неумолимо звучат тромбоны и трубы.
В самый разгар схватки мощное нарастание внезапно обрывается, словно у борющегося иссякли последние силы. В мощных, суровых звуках медных инструментов слышится похоронное песнопение «Со святыми упокой». Кажется, что для героя наступил конец…
Слайд 171 часть – Allegro non troppo
Реприза:
Но борьба продолжается. Шаг за
шагом вновь завоёвывает положение активная волевая тема. Скрытые в человеке
духовные силы поистине неисчерпаемы, и он снова вступает в борьбу с препятствиями.
В потрясающем, выразительном диалоге струнных и медных инструментов музыка достигает предельного драматизма.
И снова музыка переносит нас в уже знакомый мир светлой мечты. После только что отзвучавшей бури нежная и лирическая мелодия кажется ещё более прекрасной.
Завершается первая часть просветлённой музыкой, полной умиротворённой печали.
Слайд 182 часть – Allegro con grazia
Жанр – вальс, написанный в
необычном пятидольном размере.
Мелодия – грациозная, лёгкая, свободная, жизнерадостная.
В музыке этой
части передаются настроения беззаботной юности (герой как бы вспоминает о ней).
Лишь в середине слышатся отголоски смятения и отчаяния, испытанных человеком в житейской борьбе.
Слайд 193 часть – Allegro molto vivace
Характер – изменяющийся от лёгкого,
шутливого, стремительного к активному, призывному, волевому, маршевому. В могучей поступи
героического марша ощущается неукротимая энергия.
Динамика – постепенный переход от тихого, почти неслышного звучания к достигающему огромной силы и яркости звучания всего оркестра. В конце – будто гимн жизни и солнцу!
Именно этот знаменитый марш звучал в победных концертах во время войны.
Слайд 204 часть - Adagio lamentoso
Темп - медленный
Характер – скорбный, проникнутый
настроениями реквиема (заупокойной службы).
Жизнь кончена. Слишком тяжела была борьба, слишком
много поглотила она сил.
Главные образы связаны с мыслями о смерти. Как не тяжела была жизнь, но трудно расставаться с нею, ведь было в ней много и прекрасного. В музыке слышны стоны расставания, прощания навеки.
Интонации – нисходящие, опускающиеся всё ниже и переходящие в звуки хорала, вносящего умиротворение…
Слайд 21Особенности «Патетической симфонии» П. Чайковского
Глубокое трагическое содержание
Необычная форма финала (в
обычной классической форме финал симфоний всегда звучит оживлённо, жизнеутверждающе, т.к.
в нём заключается главная мысль – победа добра над злом)
Слайд 23Итог
«…всё-таки я остаюсь и навеки останусь верен России… Я страстно
люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту
лиц, русские обычаи… меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые… ругают всё русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято».
П.И. Чайковский