Слайд 1Реализация проекта строительства атомной электростанции в Республике Беларусь
Слайд 2Вопрос о развитии в Беларуси атомной энергетики не является новым.
В соответствии с Энергетической программой СССР, принятой в 1983 г.,
предполагалась переориентация республики на атомную энергетику. Было начато строительство Минской атомной теплоэлектроцентрали мощностью 2000 МВт и планировалось сооружение Белорусской АЭС общей мощностью 6000 МВт. Авария на Чернобыльской АЭС привела к закрытию программы развития атомной энергетики.
Слайд 3
Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом
Президента Республики Беларусь № 433 от
17 сентября 2007 г., наряду с другими мероприятиями предусмотрен ввод к 2020 двух энергоблоков АЭС суммарной электрической мощностью около 2000 МВт., для повышения энергетической безопасности страны и диверсификации видов топлива.
Слайд 4Программными документами
в области ТЭК предусматривается:
к 2020 году использование каменного
угля на уровне 2,2-3 млн.тут;
использование местных видов топлива
и возобновляемой энергии на менее 6,7 млн.тут;
ядерного топлива - 5 млн.тут;
сжиженного газа и газа НПЗ – 1 млн. тут;
мазута на экономически целесообразном уровне - 1млн. тут;
использование импорта электрической энергии в зависимости от экономической целесообразности.
Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь № 1 от
31 января 2008г. «О развитии атомной энергетики Республики Беларусь» принято политическое решение о строительстве в Республике Беларусь атомной электростанции суммарной электрической мощностью 2000 МВт с вводом в эксплуатацию - первого энергоблока в 2016 году, второго - в 2018 году.
Слайд 6Преимущества ввода АЭС в энергосистему Беларуси
повышение уровня энергетической безопасности за
счет диверсификации энергоисточников по видам топлива;
замещение до 5 млн. т
у.т. органического топлива (природного газа) из баланса энергосистемы ;
снижение себестоимости производства электрической энергии;
снижение выбросов парниковых газов в атмосферу на 7-10 млн. тонн.
Слайд 7Создание инфраструктуры
Указом Президента Республики Беларусь
«О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» № 565 от
12 ноября 2007 г. предусматривается:
создание регулирующего органа – Департамента по ядерной и радиационной безопасности в МЧС
для осуществления функций заказчика - создание государственного учреждения «Дирекция строительства атомной электростанции»
определение генеральным проектировщиком – РУП «Белнипиэнергопром» организацией, выполняющей научное сопровождение работ по строительству АЭС – ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» НАН Беларуси
Указом Президента Республики Беларусь № 378 от 10 июля 2008г. Для формирования и реализации государственной политики в области развития ядерной энергетики в структуре Минэнерго создан Департамент по ядерной энергетике.
Слайд 8Разработка законодательной базы
развития ядерной энергетики
Закон Республики
Беларусь «Об использовании атомной энергии» (введен в действие в июле
2008 года):
определяет правовую базу безопасного развития ядерной энергетики;
устанавливает разграничение полномочий органов государственного и местного управления;
регламентирует вопросы размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок, транспортирования и хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов, экспорта и импорта оборудования, ядерных материалов и услуг;
регламентирует другие вопросы в области использования атомной энергии.
Слайд 9О законодательной и НТ базе
использования атомной энергии
Разработан «План работы
республиканских органов государственного управления по реализации Закона Республики Беларусь «Об
использовании атомной энергии», предусматривающий внесение изменений в действующие и разработку новых законодательных и нормативных правовых актов для приведения их в соответствие с принятым законом (утвержден Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И.Семашко 22.09.2008).
Слайд 10О выборе проекта АЭС
Учеными и специалистами Беларуси изучен мировой опыт
строительства объектов ядерной энергетики, рынок производителей и поставщиков оборудования с
анализом их предложений, в том числе условий финансового сопровождения, проведены проработки по выбору проекта строительства, возможных исполнителей и поставщиков оборудования.
Сегодня в мире разработаны проекты АЭС повышенной безопасности и надежности, практически исключающие тяжелые аварии с выходом радиоактивности в окружающую среду.
Наиболее безопасными, имеющими большой опыт эксплуатации и составляющими основу мировой ядерной энергетики являются АЭС с водо-водяными реакторами типа ВВЭР (PWR) 3-го поколения.
Слайд 11Сотрудничество с Российской Федерацией
Вопросы взаимодействия российской и белорусской сторон
при реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь рассмотрены в
Правительстве Республики Беларусь 21 января 2009 года на встрече с делегацией Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», возглавляемой генеральным директором корпорации Кириенко С.В., и принят ряд концептуальных решений.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» подтвердила готовность реализовать проект строительства АЭС в Республики Беларусь «под ключ» в установленные сроки.
Слайд 13О заключении
межправительственных соглашений
Для реализации достигнутых договоренностей по реализации проекта
строительства АЭС в Республике Беларусь:
28 мая 2009 г. в г.Минске
подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях;
Завершаются внутригосударственные процедуры согласования проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции;
Ведется разработка контрактных документов на строительство АЭС.
Слайд 14О выборе места размещения АЭС
Выполненные исследования и изыскания показали,
что на территории республики имеются места для размещения АЭС.
По результатам
исследований и изысканий из трех конкурентных площадок Островецкая площадка, расположенная в Гродненской области, определена в качестве приоритетной.
Краснополянская и Кукшиновская площадки, расположенные в Могилевской области, являются резервными.
Слайд 15Гродно
Брест
Минск
Витебск
Могилев
Гомель
Кукшиновская
площадка
Краснополянская площадка
Островецкий
пункт
- конкурентные площадки
Возможные места размещения АЭС на территории Республики
Беларусь
Краснополянская площадка
Могилев – 40 км
Чаусы– 28
км
Быхов – 35 км
Славгород – 25 км
Островецкий пункт
Вильнюс – 30 км
Сморгонь – 23 км
Нарочь – 20 км
Молодечно – 40 км
Кукшиновская площадка
Орша – 30 км
Могилев – 53 км
Горки – 15 км
Шклов – 33 км
Слайд 16Оценка воздействия на окружающую среду
С учетом выбора приоритетной
площадки для строительства АЭС
в 2008 году генеральным
проектировщиком –
РУП «Белнипиэнергопром» с участием
белорусских специализированных организаций (всего 14) разработано обоснование инвестирования
в строительство АЭС, в том числе раздел
«Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС).
Слайд 17Подготовка кадров
Государственная программа
подготовки кадров для ядерной
энергетики РБ
на 2008-2020 годы
(Постановление СМ РБ
от 10.09.2008 №1329).
Открытие новых
специальностей
в ВУЗах и ССУЗах страны
Обучение в зарубежных ВУЗах
и УТЦ АЭС
Стажировка на действующих
объектах ядерной
энергетики за рубежом
Создание УТЦ
Белорусской АЭС
Слайд 18О работе с общественностью и СМИ
В Минске создан
информационный центр развития ядерной энергетики на базе РУП «Международный центр
интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы». Данный центр организует «круглые столы» с участием представителей СМИ, ученых и специалистов в области ядерной энергетики, выездные обучающие семинары для пропагандистских активов областей, информационные акции для детей и школьников, другие медиа-мероприятия.
В настоящее время создан информационный центр на базе ГУ«Дирекция строительства атомной электростанции» в г.п.Островец Гродненской области.
Слайд 19О сотрудничестве с МАГАТЭ
31 августа - 4 сентября подготовка
технического задания для проведения международного тендера на поставку КОС в
Республику Беларусь.
29 – 30 сентября 2009 г. семинар по проведению оценки готовности национальной инфраструктуры к строительству АЭС.
12 - 16 октября 2009 г. консультационная помощь в формировании системы обеспечения кадрами проекта строительства АЭС и разработке среднесрочных и долгосрочных планов по людским ресурсам.
23 - 26 ноября 2009 г. подготовка технических спецификаций и требований к УТЦ белорусской АЭС.
21 - 22 декабря 2009 г. состоялось установочное совещание, на котором были обсуждены вопросы и график поставки компьютерной обучающей системы в Республику Беларусь.
Слайд 20Об Оценке национальной ядерной инфраструктуры Республики Беларусь
В соответствии с
рекомендациями МАГАТЭ государство,
которое планирует внедрение ядерной энергетики, должно провести
оценку готовности национальной инфраструктуры к строительству первой атомной электростанции, так называемую «самооценку» . Для оценки ядерной инфраструктуры в Республике Беларусь создана Координационная группа экспертов по проведению оценки готовности национальной инфраструктуры ядерной энергетики.
На основании руководящих документов МАГАТЭ №NG-G-3.1 «Основные этапы в развитии национальной инфраструктуры ядерной энергетики» и № NG-T-3.2 «Оценка положения дел в области развития национальной ядерной инфраструктуры» данной Координационной группой подготовлен проект Оценки национальной ядерной инфраструктуры Республики Беларусь по 19 направлениям по двум этапам.
Слайд 21По оценке экспертов названной Координационной группы в настоящее время Республика
Беларусь находится на завершающем этапе фазы 2. Вместе с тем,
проведенная самооценка показала, что по некоторым из разделов требуются определенные действия со стороны заинтересованных организаций для завершения фазы 2.
Слайд 22На основании проведенной самооценки предлагается:
поручить руководителям заинтересованных республиканских органов государственного
управления и организаций, участвующих в реализации проекта строительства АЭС, принять
меры по разработке и выполнению мероприятий для устранения выявленных в ходе проведения самооценки недостатков.