Слайд 1Реализм во Франции. Барбизонцы
Презентацию подготовила: преподаватель МБУ ДО «ДХШ им.
А.К.Леонтьева» города Можги Нагорных С.И.
Слайд 2 Барбизонской школой живописи называют группу французских пейзажистов. Свое
имя школа получила в честь небольшой деревни Барбизон на севере
Франции, в Фонтенбло. В этом местечке жили такие известные художники-барбизонцы, как Милле, Руссо и многие другие представители этого течения.
Они в своем творчестве опирались на голландские традиции живописи, которые провозгласили Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема и многие другие.
Слайд 4Искусство пейзажа
Пейзажем называют жанр искусства, где главным предметом изображения является
природа, будь она нетронутой и первозданной или в той или
иной степени преображенная рукой человека. Особенное значение отдается перспективе и композиции, а также корректной передаче атмосферы, световой и воздушной среды, ее переменчивости.
В картинах барбизонцев нередко мелькали деревенские пейзажи – художники стремились запечатлеть красоту, их окружающую.
Слайд 5Начало девятнадцатого века во французском искусстве было отмечено борьбой классицизма
и романтизма. В отношении пейзажа академики признавали его, в основном,
как фон, на котором действуют мифологические персонажи. Романтики создавали приукрашенные и внешне красивые пейзажи. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом. «Эти замечательные живописцы создали национальный реалистический пейзаж, что имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других национальных школ, вставших в XIX веке на путь реализма.»
Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма. Характерным приёмом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье.
Слайд 6Пьер-Этьен-Теодор Руссо
Основателем и вдохновителем школы был Пьер-Этьен-Теодор Руссо (1812—1867).
Впервые
в лес Фонтенбло для писания этюдов он приехал в 1828—1829
годах. Затем два года он провёл в Нормандии, где писал свои первые картины («Рынок в Нормандии», Эрмитаж). После этого он пять лет путешествовал по Франции, был и в Барбизоне и в Вандее («Каштановая аллея», 1837—1842, Лувр).
Слайд 8«Каштановая аллея», 1837—1842, Лувр
Слайд 9Руссо порой заезжал в отдалённые места, мало привлекавшие других художников
(«Болото в Ландах» 1853, Лувр). Накануне революции 1848 года после
неудачной попытки женитьбы на племяннице Жорж Санд Руссо по совету своего друга критика Торе поселился вместе с ним в Барбизоне в крестьянском доме. Там он создал свои главные шедевры, и там постепенно собрался кружок его друзей.
Слайд 10В 1848 году он получил государственный заказ и в 1850
закончил картину «Выход из леса Фонтенбло. Закат» (Лувр).
Слайд 11В 1852 написал «Дубы в Апремоне» (Лувр).
Слайд 12Всемирная выставка 1855 года приносит ему успех и золотую медаль.
В Салоне 1866 года он был членом жюри, а на
Всемирной выставке 1867 года он стал уже председателем жюри. Однако в 1863 году он заболел воспалением легких, а в 1867 умер в Барбизоне.
Слайд 13Жюль Дюпре (1811—1889)
Наиболее близким по творческим установкам к Руссо был
Жюль Дюпре (1811—1889). На его творчество повлияла поездка в Англию
и знакомство с пейзажами Констебля, а также дружба с Каба. После знакомства с Руссо в его творчестве усилились реалистические тенденции, и Дюпре перестали принимать в Салон.
Слайд 14Вместе с Руссо вплоть до 1849 года они часто работали
вместе не только в Барбизоне, но и в различных местах
Франции, сохраняя при этом каждый свою творческую индивидуальность.
В 40—50-е годы Дюпре создал свои главные шедевры: «Деревенский пейзаж» (1840—44; Эрмитаж),
Слайд 16 «Старый дуб» (1845—1850; Мериленд),
Слайд 17«Дубы у пруда» (1850—55; д’Орсе).
Слайд 18С 1852 по 1867 годы он не посылал свои картины
в Салон. Начиная с 1868 года, Дюпре каждое лето уезжал
в Кайё-сюр-Мер и создавал там морские пейзажи («Морской отлив в Нормандии», 1870-е; ГМИИ).
Слайд 19Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья (1807—1876)
пришёл к реалистическому пейзажу
не сразу и тесное знакомство его с Руссо относится ко
второй половине его жизни. Сначала он увлекался романтизмом, его любимым художником был Корреджо, картины он создавал праздничные и декоративные. Начиная с Салона 1844 года, Диаз пользовался большим успехом, но это были, в основном, картины с восточными женщинами, цыганами, мифическими персонажами, нимфами, детьми.
Слайд 20После того как он начал работать совместно с Руссо в
лесу Фонтенбло, его стиль изменился. Им созданы пейзажи: «Лесная дорога»
(1850-е, Эрмитаж),
Слайд 21«Пейзаж с сосной» (1864; Эрмитаж),
Слайд 22 «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867, д’Орсэ),
Слайд 23«Лес в Фонтенбло» (1867, Бордо),
Слайд 25 «Старая мельница около Барбизона» (частная коллекция).
Слайд 26Жан-Франсуа Милле (1814—1875)
Жан-Франсуа Милле в противоположность остальным барбизонцам, вышел из
деревенской среды, он был сыном крестьянина.
Слайд 27В начале карьеры увлекался Микеланджело и Пуссеном, наряду с пейзажем
занимался и другими жанрами. Большое влияние на него оказал Шарль-Эмиль
Жак. Первую картину на «крестьянский» сюжет Милле создал в 1848 году. В 1849 он приехал вместе с Жаком в Барбизон, где подружился с Руссо и стал самым постоянным среди художников жителем Барбизона, где и умер.
Слайд 28В картинах «Сеятель»
(1850, Бостон),
Слайд 29«Собирательницы хвороста» (1850-е, ГМИИ),
Слайд 30«Собирательницы колосьев» (1857; д’Орсэ)
Слайд 31и других он пишет пейзажи с крестьянами, занятыми трудом. В
картинах «Анжелюс» (1857-59, д’Орсэ),
Слайд 32«Человек с мотыгой» (1863, частное собрание) основное внимание сосредоточено на
людях.
Слайд 33Интересны последние картины художника «Уборка гречихи» (1868—1870; Бостон),
Слайд 34«Стога: осень» (1874, Метрополитен).
Слайд 35Очень необычен и красив пейзаж «Весна» (1868—1873; д’Орсэ).
Слайд 36Шарль-Франсуа Добиньи (1817—1878)
Шарль-Франсуа Добиньи начал своё творчество с поездки в
Италию. Затем писал сюжетные картины.
Слайд 37Выставленный в Салоне 1840 года «Святой Иероним» имел успех.
Слайд 38В 40-х годах Добиньи иллюстрирует книги различных писателей Франции: Поля
де Кока, Бальзака, Виктора Гюго, Эжена Сю. К реалистическому пейзажу
пришёл в конце 40-х годов, когда подружился с Коро.
В отличие от других барбизонцев Добиньи большое внимание уделял свету, в этом он оказался ближе к импрессионистам.
Слайд 39Им созданы пейзажи «Жатва» (1851; д’Орсэ),
Слайд 40«Запруда в долине Оптево» (1855; Руан),
Слайд 41В конце 50-х годов он осуществляет свою давнюю мечту — построить
лодку-мастерскую. Совершив на ней путешествие по рекам Франции, Добиньи создаёт
затем многочисленные офорты и картины: «Берега реки Луэн» (1850-е; Эрмитаж),
Слайд 43«Песчаный берег в Виллервиле» (1859; Марсель),
Слайд 44«Деревня на берегу Уазы» (1868; ГМИИ),
Слайд 45«Берег моря в Виллервиле» (1875; Эрмитаж).