Слайд 1Редактирование письменного текста
Магистрант 2 курса
Программы «Детская журналистика»
Афанасьева Надежда Сергеевна
Слайд 2План
1. Определение понятия «редактирование текста».
2. Направления работы над формированием
умения редактировать письменный текст.
3. Приёмы и методы работы.
4. Рекомендации педагогу
по формированию у учащихся умения редактирования.
Слайд 3Рекомендуемая литература:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических
терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.:
Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р.; Под ред. М. Т. Баранова Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Зиновьева Т.И.; Под ред.Зиновьевой Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 468 с.
Канакина В.П., Корецкий В.Г. «Русский язык. 4 класс». – М.: Издательство Просвещение, 2013г.
Олешков М.Ю., Уваров В.М.. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др.; Под ред.М.С.Соловейчик Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. Пособие для студентов пед. Учеб. Заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 383 с.
Слайд 5Редактирование – это
«подготовка к печати» (толковый словарь С.И. Ожегова);
«творческий
процесс, связанный с подготовкой и выпуском литературной продукции» («Современный образовательный
процесс: основные понятия и термины» М.Ю.Олешков, В.М.Уваров);
«последний этап создания письменного сообщения, контроль, процесс редактирования написанного в результате сопоставления реализации замысла с самим замыслом» («Новые словарь методических терминов и понятий» Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин).
Слайд 6Редактирование – это
работа над стилевым оформлением высказывания, соответствием выбранных
средств языка коммуникативной задаче.
Слайд 7Актуальность
эффективное общение(грамотно выражать свои мысли, решать поставленную коммуникативную задачу, использовать
адекватные цели средства языка);
требования нормативных документов (ПООП НОО): выпускник
начальной школы должен научиться «редактировать тексты, <…> в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста».
Слайд 8Направления обучения редактированию:
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
введение
и отработка теоретических речеведческих понятий («текст», «основная мысль», «стиль» и
др.);
редактирование чужих текстов;
редактирование собственных текстов;
формирование навыков рефлексии.
Слайд 9Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (Т.А.Ладыженская):
упражнения на
построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, а также предложений с
изучаемыми языковыми средствами;
упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными (соотносительными); на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля;
диктанты и изложения с дополнительным заданием.
Слайд 10Построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений
Замена одних конструкций другими, параллельными
Слайд 12Введение и отработка теоретических речеведческих понятий
Слайд 13Редактирование чужих текстов
Стилистическая правка (работа с деформированным текстом, в котором
заведомо допущены ошибки)
Стилистическое редактирование (работа с правильным, но
недостаточно выразительным текстом)
Слайд 14Стилистическая правка
Стилистическое редактирование
Слайд 15Редактирование собственных текстов
Работа по алгоритму
Слайд 16Формирование навыков рефлексии
парная и фронтальная работа по оценке высказывания одноклассников
наблюдение
за речью и речевым поведением окружающих
урок-анализ творческих работ
Слайд 17Урок-анализ творческих работ (Т.И.Зиновьева)
количественный и качественный анализ ученических работ с
точки зрения их содержания, речевого оформления и др.;
чтение одного-двух наиболее
удачных сочинений;
коллективное редактирование сочинение ученика «из другой школы», в котором отражены типичные ошибки, допущенные учащимися данного класса;
самостоятельная работа учащихся, направленная на редактирование собственных текстов.
Слайд 18Этапы формирования навыка рефлексии:
I. ученик нуждается в помощи при поиске
и исправлении ошибки или недочёта. Учитель не только указывает на
место, где учащийся допустил ошибку, но и совместно с ним исправляет её;
II. ученик справляется самостоятельно с исправлением ошибки, если на неё указал учитель;
III. ученику достаточно указать строчку или абзац, где содержится ошибка, чтобы он самостоятельно её нашел и исправил;
IV. ученик самостоятельно находит и исправляет ошибки.
Слайд 19Памятка педагогу
Работа по формированию умения редактирования должна быть системной (с
учётом алгоритма) и систематичной (постоянной).
Помните! Ваша речь – пример
для учеников!
Слайд 20Памятка педагогу
Исправления учащимися друг друга должны быть доброжелательными. Недопустима ситуация
высмеивания чужих ошибок.
Следует разработать чёткий алгоритм для самопроверки, в том
числе условные обозначения.
Слайд 21Памятка педагогу
Следует создать «картотеку» ошибок каждого учащегося, чтобы обеспечить индивидуальный
подход и отслеживать личностный прогресс.