Слайд 1Декоративно-прикладное искусство. Основные виды декоративно-прикладного искусства для ландшафтной архитектуры. История
возникновения и развития.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
МСХА имени К.А.
ТИМИРЯЗЕВА
(ФГБОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
Кафедра ландшафтной архитектуры
Слайд 2Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства (область пластических искусств):
создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое
и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.
Слайд 3Декоративно-прикладное искусство
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям:
обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный эффект;
служат для оформления быта и интерьера.
Такими
произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.).
Слайд 4Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого
общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, иногда основной
областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью формы.
Слайд 5Виды декоративно-прикладного искусства
керамика
мозаика
бисероплетение
резьба по дереву
панно
гобелен
авторская кукла
резьба по кости
витраж
ковка
и
др.
росписи по керамике, дереву, металлу, тканям
вышивание
ковроткачество
кружевоплетение
квиллинг
скрапбукинг
лаковая миниатюра
макраме
мозаика
ювелирное искусство
Слайд 6Керамика
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов
(например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под
воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Слайд 7Керамика
В зависимости от строения различают:
- тонкую керамику (черепок стекловидный
или мелкозернистый);
грубую (черепок крупнозернистый).
Основные виды тонкой керамики — фарфор,
фаянс, майолика.
Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
Слайд 8Керамика
Гончарная керамика имеет черепок большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия
могут покрываться бесцветными и цветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками —
ангобами
Слайд 14Резьба по дереву
Является одним из видов художественной обработки дерева наряду
с выпиливанием и токарным делом.
Строгой классификации не имеет, поскольку в
одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
скульптурная резьба
домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)
Слайд 15Резьба по дереву
Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную,
имеет два подвида:
Прорезная резьба - сквозные участки прорезаются стамесками и
резцами
Пропильная резьба – сквозные участки выпиливаются пилой или лобзиком
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Слайд 16Резьба по дереву
Плосковыемчатая резьба: основой служит плоский фон, а элементы
резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов
лежит ниже уровня фона.
Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне;
скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка — полукруглая насечка на плоском фоне. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы;
геометрическая (трёхгранная): многократное использование пирамид на разных расстояниях и под разными углами даёт множество фигур;
чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской.
Слайд 17Резьба по дереву
Рельефная резьба: элементы резьбы находятся выше фона или
на одном уровне с ним.
Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
плоскорельефная
резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой. Фон находится на одном уровне с рисунком;
плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже;
абрамцево-кудринская резьба (кудринская) — отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных.
резьба «Татьянка» — характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.
Слайд 18Резьба по дереву
Резьба бензопилой
Слайд 19Резьба по дереву
Резьба бензопилой
Слайд 21Мозаика
(фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. -
посвященное музам)
Мозаика - это одна из самых древних техник декоративно-прикладного
искусства. Ее знали еще древние греки. Уже в Древнем Риме и Византии техника мозаики получила весьма широкое распространение. В эпоху поздней Римской Империи мозаику уже можно было встретить практически везде — и в частных домах, и в общественных сооружениях..
На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X в. Но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала — смальту приходилось привозить из-за моря, так как у нас ее делать не умели. После татарского нашествия мозаики не создавались, и постепенно искусство выкладывания мозаики было забыто и заменено более простой и дешевой техникой фрески.
Церковь Софии Киевской
Слайд 22Римская мозаика
Римские мозаики сначала выкладывались из гальки, кубиков и столбиков
из полудрагоценных камней, мрамора, известняка, щебня. Позже начали применять стекло
(смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений.
Для создания рисунка используются примерно равные по размеру кубики
Обязательное оконтуривание фигур одним-двумя рядами
Слайд 23Флорентийская мозаика
естественный цвет и рисунок камня становится основным изобразительным средством.
контуры фрагментов камня определяются линиями изображенного рисунка;
все части рисунка
подогнаны настолько плотно, что соединения между камнями почти не видны;
все элементы должны быть тщательно отшлифованы и находиться в одной плоскости
Часто сам камень подсказывает сюжеты мозаичной композиции.
Создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков, и геометрических форм.
Появилась в XVIв. во Флоренции.
Художественный эффект основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза прежде всего учитываются декоративные возможности имеющихся в наличии камней.
Слайд 25Современная мозаика
Современная мозаика отличается от классических видов разнообразными экспериментами по
взаимодействию различных материалов, форм и фактур.
Современная мозаика стирает все грани и
каноны классического искусства, тем не менее, основываясь на них, предоставляя художнику максимум свободы.
для достижения самых смелых идей художники применяют сочетания смальты, металла, дерева, полимеров, керамики, стекла и разнообразных подручных предметов, которые могут оказаться и просто мусором.
Слайд 31Материалы для мозаики
Смальта — традиционный материал для создания мозаичных панно,
представляющий собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов
металлов. Но именно использование смальты расширило палитру мозаики и привело к созданию картин, конкурирующих с живописью.
+ рукотворность материала,
+ палитра — несколько тысяч цветов, +насыщенность и неповторимость оттенков мозаики
+ эффект свечения
+долговечность
+ устойчивость к воздействию агрессивных сред
• неровная поверхность, колотые грани
• высокая трудоёмкость
• высокая себестоимость материала
Слайд 32Стекло - самый износостойкий и непористый материал, доступно по цене.
Миллефиори
Слайд 35Мозаика из керамической плитки подходит для облицовки самых разных поверхностей,
в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных
комнат и кухни.
Этот материал самый распространенный и дешевый, варианты цветов и фактур, предлагаемые различными производителями, практически безграничны, что дает массу свобод в творческом воплощении мозаики.
Керамическая плитка может быть
эмалированая,
глазурованая,
не покрытая эмалью.
Слайд 36Мозаика из битой посуды и черепицы
Слайд 38Натуральный камень — Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов интерьеров
офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие
форм, также позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.
Слайд 41Технологии укладки
•Контактный или "оборотный" метод используется для покрытия обширных и
ровных поверхностей, часто вне помещений: мозаика приклеивается на ткань лицевой
стороной вниз. После этого вся мозаика фиксируется цементом (или другим скрепляющим материалом) в конечном месте расположения;
•Прямой метод, при котором укладка мозаики происходит посекционно, непосредственно в растворе связующего (адгезивного) вещества или клея;
•Прямой метод, но на временный грунт: именно этот метод используется для создания копий античных панно. Мозаику сначала помещают на временную поверхность из извести и «поднимают», цепляя с временной основы на ткань, пропитанную клеевым раствором. Позже, откреплённую мозаику укладывают на новой постоянной основе.