Слайд 1Виды и жанры
изобразительного
искусства
Слайд 2Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о видах и жанрах
изобразительного искусства;
Задачи:
Совершенствование знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, применение
их в новой ситуации;
Развивать творческое воображение и образное восприятие мира;
Приобщение к мировой культуре и искусству.
Слайд 3ВИДЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
(Чем и как?)
Слайд 4Живопись
В мировой истории искусств живопись часто занимала ведущее место. Эта
ее роль в значительной мере объясняется тем, что ни в
каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления.
Живопись в отличие от других видов искусства обладает цветом как главным, основным средством выражения жизни. Все остальные виды искусства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как материал, уступают живописи в полноте, глубине и точности этой передачи. В то же время, живописное изображение связано с плоскостью, и в этом смысла оно тоже условно и уступает скульптуре, обладающей конкретно осязаемой объемной формой.
Слайд 5Е. Рындин. «Тишина». Акварель (2002)
Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Пастель(1865)
Веласкес. «Портрет
инфанты Маргариты». Масло(1654)
Слайд 6Виды живописи
Мозаика
Фреска
Витраж
Слайд 7Графика
Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные
изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу.
Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией,
сангиной, улем и другими материалами
Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.
Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.
Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
Слайд 8Микеланджело. Подготовительные рисунки для «Секстинской капеллы» (1511)
Рембрандт. Офорт «Явление Христа» (1648)
В.
Фаворский. Гравюра иллюстрация к роману П. Муратова «Эгерия»(1921)
Слайд 10Скульптура
Термин произошел от латинского «sculpere» - вырезать, высекать.
В отличие от
живописи и графики, в скульптуре присутствует объем.
Материалы: кость, камень,
дерево, глина, металл, воск.
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монументально-декоративную (архитектурное убранство).
Слайд 11О.Роден «Мыслитель». Бронза (1882)
Поликлет «Раненая амазонка».
Мрамор (440—430 до н. э.)
Донателло
Мраморный рельеф «Мадонна Пацци» (1422)
Слайд 13Архитектура
Архитектура – одно из основных пространственных искусств, которое можно определить
как
Художественно организованное пространство для человеческой жизнедеятельности
Совокупность творческих процессов, направленных
на создание художественного образа организованного пространства и организующих его объектов, т.е. деятельность создателя орхитектуры, архитектора
Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший; «Тектонико» - строительство.
Требует трехмерного пространства. Имеет внешнее (экстерьер) и внутреннее пространство – интерьер.
Слайд 14Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
Слайд 15
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
Вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и
свою декоративную образность (декоративность) и вместе с тем обслуживающий бытовые
нужды человека.
К ДПИ относят произведения, выполняемые из различных материалов (традиционно – из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла)
Слайд 16Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
Хохлома
Гжель
Городец
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Слайд 17Батик.
Гобелен «Дама с единорогом». (1490)
Вышивка, вязание.
Витраж.
Ювелирное
Искусство.
Слайд 18ЖАНРЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
(О чём?)
Слайд 19Жанры живописи
Пейзаж
Натюрморт
Портрет
Бытовой
Исторический
Батальный
Анималистический
Сказочно-былинный
Мифологический
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами.
Слайд 20Пейзаж
фр.Paysage; нем.Landschaft
Пейзаж - жанр станковой живописи и графики; изображение
естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей,
городов, исторических памятников и т.п.
Слайд 21И. Шишкин «Рожь»(1878)
С. Никереев «Весенний разлив» (1999)
А. Саврасов «Зимний пейзаж.
Оттепель»(1890)
А.К. Саврасов Скворцы прилетели
Слайд 22Пейзаж-марина
И. Айвазовский Девятый вал
Слайд 23Городской пейзаж
Бульвар Монмартр в Париже К. Писсарро
Сельский пейзаж
Саврасов А.К. Грачи
прилетели
Слайд 24Индустриальный пейзаж
Юнтунен С.Х. индустриальный пейзаж
Архитектурный пейзаж
Слайд 25Энди Рассел « Фантастический пейзаж»
Т.Н. Штель « Космический пейзаж»
Слайд 26Натюрморт
Фома Гаврилович Торопов
Натюрморт – От фр. Nature morte - мертвая
натура
- это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов
(утварь, плоды, дичь, букеты цветов).
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.
И.Ф. Хруцкий Натюрморт со свечой
Слайд 27Ван Гог «Натюрморт с розами и подсолнухами» (1889)
Г. Попова «Натюрморт»
Графика (2004)
Слайд 28Портрет по пояс
Групповой или семейный портрет
Интимный
Портрет -отдельное художественное произведение, изображающее
конкретного человека или группу людей. В портрете художник:
- передает
индивидуальное сходство;
- раскрывает внутренний мир и характер изображаемого человека;
- выявляет в облике модели типические черты эпохи и социальной среды
Виды портрета:
Автопортрет
Слайд 29 Виды портретов:
Интимный
(камерный)
Парадный
Психологический портрет
Костюмированный портрет
Парсуна
Автопортрет
Групповой
Слайд 30Парадный портрет
Е. БОТМАН
Император Александр II. 1875
Д. Г. Левицкий (1735—1822).
Екатерина II
Слайд 31Ф. Шубин «Портрет Павла I». (1797)
В.Тропинин «Портрет сына» (1818)
К.Брюллов «Портрет
сестер Шишмаревых» (1839)
И.Репин «Портрет няни» (1878)
Слайд 32Боровиковский В. Портрет
М.И. Лопухиной
Леонардо да Винчи. Джоконда
Венера
Милосская
Слайд 33Бытовой жанр
Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению
частной и общественной жизни людей, обычно современной художнику.
Алексей Венецианов На
пашне. Весна. 1822 г.
Слайд 34В. Перов. «Тройка» (1866)
Я. Вермер «Служанка с кувшином молока» (1658)
В.Цигаль
«Уроки» (1961)
Слайд 35Фёдор Решетников «Опять двойка»
Татьяна Яблонская «Утро»
Слайд 36Исторический жанр
Исторический жанр – это жанр изобразительного искусства посвященный
историческим событиям и деятелям
«Последний день Помпеи», К. Брюллов
Слайд 37Юрий Пантюхин
П.Корин
«Александр Невский»
Слайд 38В.И. Суриков Переход Суворова через Альпы
Суриков - Покорение Сибири Ермаком
В. Суриков «Боярыня Морозова»(1883)
Слайд 39Батальный жанр
Батальный жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный
темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре
занимают сцены военных сражений и походов.
В. Верещагин.
Конец Бородинского сражения
Слайд 40Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» (1503) Гравюра
М.Греков «Тачанка»(1925)
А. Дейнека
«Оборона Севастополя» (1942)
Слайд 41М.Авилов
«Поединок Пересвета с Челубеем»
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник,
мастер батальной картины
Слайд 43« Витязь на распутье»
«После побоища горя Святославовича»
Слайд 44В.Васнецов «Алёнушка»
(1881)
В.Васнецов «Иван Царевич на сером волке»(1889)
И. Репин «Садко» (1876)
Слайд 45Н.Пуссен Танец под музыку времени
Мифологический жанр
Мифологический жанр –
(от греч. mythos — сказания, предание)
это жанр изобразительного искусства посвященный героям
и событиям о которых рассказывают мифы древних героев.
М. Врубель Демон сидящий
Слайд 46 Анималистический жанр – это жанр изобразительного
искусства, посвященный изображению животного мира.
Анималистический жанр
Е.Чарушин Иллюстрации к
детским книгам
«Утро в сосновом бору» И.Шишкин
Слайд 47В. Ватагин «Медведь». (1956)
Ф. Марк «Синий конь» (1911)
Э.Делакруа «Араб,
седлающий свою лошадь» (1841)