Слайд 1Духовно – музыкальная традиция
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК»
Ханбикова Райхана Райхановна,
музыкальный руководитель
ГКУ СО РЦДиПОВ «Виктория»,
СП «Алые Паруса» г.о.Тольятти, 2020 год
Слайд 2День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест
широко
И всю Россию им одень!
Ф.И. Тютчев
Слайд 3РУССКАЯ ПАСХА
Всем нам знакомо слово воскресенье. Древний славянский корень «крес»
означает жить, сиять, сверкать.
Евангелие рассказывает, что после распятия Иисус Христос
вернулся к жизни – воскрес.
Воскресение – день возобновления жизни. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день.
Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
РУССКАЯ ПАСХА
Всем нам знакомо слово воскресенье. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать.
Евангелие рассказывает, что после распятия Иисус Христос вернулся к жизни – воскрес.
Воскресение – день возобновления жизни. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день.
Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Слайд 4Светлое Христово Воскресение - это долгожданный и радостный праздник.
Праздник
долгожданный ещё и потому, что ему предшествует долгий — семинедельный
— Великий пост.
В это время изменяется домашний уклад, готовится только особая, постная пища; изменяется порядок церковных служб.
Так люди готовятся к Пасхе: очищают душу и тело, молятся и каются в грехах....
Слайд 5Но вот приходит Пасха — с радостью, со звоном колоколов,
с подарками, куличами, разноцветными крашеными яйцами.
Пасха — весенний праздник, солнечный,
по-особенному радостный.
Слайд 6Отец Сергий Булгаков в своей книге
«Православие» пишет:
«Воскресение Христово есть праздник
всего христианского
мира, но нигде оно не является таким светлым и
таким небесным, как в Православии, и нигде оно... не празднуется так, как в России, на русской земле, вместе с нежной и прозрачной, светлой и торжествующей весной. …Праздник Пасхи составляет сердце Православия, а вместе и живое свидетельство его полноты и истинности».
Слайд 7На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется
«похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя
в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Слайд 8Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы
неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно
стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
На праздничный стол подаются также куличи(сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника – пасха.
Слайд 9А. Маковский. «Пасхальный стол»
Слайд 10И.С.Горюшкин – Сорокопудов «Канун Пасхи в старину»
Слайд 15Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть
праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди
с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Слайд 16Главный пасхальный гимн звучит так:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть
попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
В переводе на
современный русский язык: – «Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим (тем, кто в гробницах) даровал жизнь!».
Слайд 17Православные иконы Пасхи, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат
ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под
ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола (обители мёртвых) выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку.
Слайд 18В пасхальном Богослужении, среди других песнопений, звучит очень красивая молитва
«Ангел вопияше».
Эта молитва звучит в пасхальном богослужении как бы
от лица ангела, который, обращаясь к Богородице восклицает: «Радуйся!» и повторяет вновь («и паки реку»): «Радуйся!», призывая радоваться воскрешению Иисуса Христа из мёртвых.
Слайд 19Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся!
Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие,
веселитеся.
Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
На современном русском:
Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, и мертвых воскресил!» Люди, торжествуйте.
Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою воссияла! Ликуй ныне и веселись, Сион! Ты же, Чистая, радуйся, Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.
П.И.Чайковский
«Ангел вопияше»
Слайд 20Прилетели птицы, радостью блистая:
Светлая седмица, праздничная стая!..
А у нас куличик
— золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!..
Монах Лазарь
Слайд 22Све́тлая седми́ца, также Светлая неде́ля, Пасха́льная неделя, Свята́я неделя —
в христианстве период продолжительностью семь дней, включающий в себя Пасхальное
воскресенье и шесть последующих дней.
В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Дети тоже могут участвовать в шествии крестного хода.
Слайд 23Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон. Во многих
храмах в первые семь дней Пасхи открыт доступ на колокольню,
и любой человек (в том числе и ребёнок) может в сопровождении взрослых подняться на колокольню и позвонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют ТРЕЗВОНОМ.
Патриарх Антиохийский Макарий и его сын архидьякон Павел Аллепский, посетившие в 17 веке Россию , так описывали этот народный обычай в Пасхальную седмицу:
«Во все дни этой недели мальчики и маленькие дети во всех приходах с большою радостью звонят в колокола беспрерывно днём и ночью, что представляет для них большую забаву и удовольствие»
Слайд 25Ещё одна старинная забава на Пасху - катание яиц. Эта
игра всегда была популярна на Руси.
Сооружается невысокая горка, становится
желобок. Дети по очереди запускают свои пасхальные яйца. Чье яйцо укатиться дальше всех, тот и выиграл. Победитель может забрать все «проигравшие» яйца себе.
Второй вариант: на спуске с желобка кладутся призы (сладости или яйца ) , скатывающееся яйцо задевает какой-то приз , то хозяин яйца забирают этот приз себе.
Слайд 26Н.А.Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца»
Слайд 28В эти дни не только в церквях звучат особые песнопения.
И сейчас на Светлой седмице в концертных залах можно услышать
произведения композиторов для этого торжественного праздника.
Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова — интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений.
Слайд 29Н.А.Римский-Корсаков.
Увертюра «Светлый праздник» (1 часть)
Н.А.Римский-Корсаков.
Увертюра «Светлый праздник» (3 часть)
Слайд 30Возвращение в наши дни к самым дорогим отечественным традициям есть
свидетельство той неодолимой силы, какую всегда имела и продолжает иметь
над душами людей светлая и высокая вера.
Духовная музыка - чистая, высокая, пробуждающая к свету, несущая мир и покой, приходя к людям в тяжёлые и смутные времена, уже одним своим появлением как будто подтверждает слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы».
Слайд 31И.Глазунов «Вечная Россия» (фрагмент)