Слайд 1История этики
Учебные вопросы:
Античная этика
Этика Средневековья
Теории морали в эпоху Возрождения
Этические учения
Нового времени (ХУ11-ХУ111 вв.)
Современные морально-этические теории
Слайд 2Античная этика
Сократ (470-399)
Путь добродетели – познание самого себя
Познание добродетелей есть
обладание этой добродетелью
Добродетель есть знание
Самосовершенствование важнее всякой заботы о внешних
благах
Главные добродетели: благочестие (должное отношение к богам), справедливость ( как относиться к людям в полисе), мужество (умение противостоять страху), рассудительность (господство над страстями), мудрость (знание самого себя до оснований добра/зла)
Слайд 4Аристотель (384-322)
«Никомахова этика», «Эвдемова этика»
Отношение между счастьем и добродетелью (эвдемонизм)
Счастье
складывается из внутренних и внешних факторов
Главное для счастья – сочетание
личных и общественных интересов
Через усердие и учение счастье принадлежит всем, кто не безнадежен для добродетели
Слайд 6Стоицизм (1 в. н.э.)
Нельзя сбросить бремя, возложенное судьбой
Важны не жизненные
трагедии, а отношения к ним
Зло – все то, что исходит
от человека, но не то, что обрушивается извне
Внутренняя свобода – согласование собственных устремлений с тем, что желает судьба
Мораль – следование долгу
Слайд 7Сенека
«Нравственные письма к Луцилию»
Слайд 8Этика Средневековья
Учение о добродетелях и пороках
7 смертным грехам соответствовали 7
добродетелей: гордыня – смирение, алчность-щедрость, похоть-целомудрие, зависть-довольствование, чревоугодие-воздержание, гнев-спокойствие, уныние-надежда.
В ХХ1 в. К семи грехам в католицизме прибавились еще наркомания, чрезмерное богатство, загрязнение окружающей среды, ложь
Высшие добродетели – вера, надежда, любовь
Слайд 9Учение о добродетели связано с порядком в любви. Виды любви
Любовь
– (филеа) дружба
Любовь – эрос, стихия, страсть
Любовь-мания (ненависть)
Любовь - прагма
Любовь
- лудус (игра)
Любовь - агапэ (прообразом выступает материнская любовь)
Любовь - каритас (милосердие), любовь к Богу
Слайд 10Для средневековой этики характерно:
Психологизация (определение глубины и искренности веры)
Таинство покаяния
требовало самоанализа
Высшей нравственной ценностью становится искренность и соответствующая ей совесть
Придается
значение любви, поэтому этика наполняется интимным лексиконом «любовь», «сердце»
Средневековые добродетели вслед за античными: справедливость, умеренность, мужество
Слайд 11Теории морали в эпоху Возрождения
Реабилитация земных радостей (гедонизм, сибаритство)
Самоценность индивидуального
бытия (Лоренцо Валла)
Обращение к человеку с его пороками и слабостями
«Похвала глупости» Э. Роттердамского, который
признал человеческие пороки и глупость неотъемлемой частью его индивидуальности
Слайд 13Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Слайд 16Этические учения Нового времени (ХУ11-ХУ111 вв.)
Эмпирико-сенсуалистическая этика (Т.Гоббс, Д. Юм).
Правила и принципы поведения, понятия о смысле жизни и идеале
раскрываются в опыте повседневной жизни
С эмпирико-сенсуалистической этикой связана либеральная идеология (Англия, Голландия)
в основе либерализма лежит принцип сомнения (люди могут ошибаться в своих взглядах), этический индивидуализм, связанный с единым порядком в обществе
Слайд 19Этика Канта (основные положения)
Абсолютизация морали (весь мир имеет нравственный характер)
Автономность
моральной воли, т.е. ее независимость от внешних факторов
Чистота моральной мотивации
Нравственные
обязанности по отношению к себе – долг человека заботиться о сохранении своей жизни, достоинства и здоровья
Нравственные обязанности по отношению к другим – помогать другим, не надеясь получить за это какое- либо вознаграждение
Этика Канта базируется на признании постулатов Бога, бессмертия души и свободы
У Канта – моральная религия: соблюдение всех человеческих обязанностей как божественных заповедей (деонтология)
Секуляризация христианства (трансформация «скорбящего сознания» в признание нравственного значения жизнерадостности
Слайд 21Основные положения этики Л.Фейербаха
Превращение религии в этику
Человек как природное существо
стремится к счастью (эвдемонизм)
Против основной идеи буддизма: жизнь есть страдание
Страдание
выступает препятствием счастью
Сочетание эвдемонизма с понятиями долга и совести
Придерживался позиции «разумного эгоизма»
Первым связал моральную мотивацию с эмоциями внеморального характера
Слайд 22Этика утилитаризма И. Бентама (1748-1832)
Слайд 23Этика утилитаризма (основные положения)
Этика рыночной экономики
Наибольшее счастье для наибольшего числа
людей (трудясь для себя, я тружусь для общества)
Содействуя своему счастью,
увеличивай счастье других людей (благотворительность)
Идентификация добра с удовольствием, пользой, а страдания со злом
Квантификация удовольствий/страданий
Утилитарная автономия (разрешено все, что не запрещено законом)
Отрицание мучительных жертв (аскетизм)
Способность переводить кажущие неразрешимые проблемы в разрешимые эмпирически
Слайд 24Современная этика. Теория справедливости Дж.Ролза (1921-2002)
Слайд 25Основные положения теории справедливости Дж. Ролза
Приоритет долга как категории (деонтологическая
этика)
Справедливость соотносится с честностью
Для реализации справедливости должно быть справедливое общество
Соединение
двух традиций: либерализма и коммьюнитаризма
Слайд 26Этика дискурса Ю. Хабермаса (1929 -
Слайд 27Основные положения этики дискурса
В современных условиях возможна глобальная этика
Необходимо осуществление
процедуры поиска общего согласия
Основой общения (коммуникативного действия) выступают моральные законы
Слайд 28Выводы
Развитие этических учений показывает движение этики к развертыванию гуманизма (каким
должно быть общество), преодолению многих негуманных сторон человеческого бытия, обозначается
значимость коммьюнитаристских ценностей (солидарность, взаимопомощь, коллективизм, альтруизм)
Слайд 29Глоссарий
Коммьюнитаризм, дискурс, гедонизм, эвдемонизм, деонтология,
сибарит, стоицизм, аскетизм