Слайд 1Реформа (франц. reforme, лат. reformo) – преобразование, изменение какой-либо стороны
общественной жизни.
Слайд 2Александр II
Освободитель
1855 – 1881 гг.
Слайд 3Домашнее задание
1. Выписать реформы, даты их проведения.
2. Выписать цели и
суть реформ.
3. Охарактеризовать последствия реформ.
4. Как реформы отразились на
развитии Донецкого региона.
Слайд 4Либеральные реформы
60 – 70 гг. XIX века:
1. Земская и
городская.
2. Судебная.
3. Военная
Слайд 5Земская реформа 1864 г.
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»
Земства
– выборные органы местного самоуправления
Слайд 6Цели:
1. Привлечь либеральные круги к местному самоуправлению.
2. Поднять на более
высокий уровень социально-хозяйственное и культурное развитие страны.
Слайд 7Земские органы
Земские собрания
(законодательные)
Земские управы
(исполнительные)
Курия
землевладельцев
Курия
городских избирателей
Курия
крестьян
Сельский сход
Волостной сход
Уездный съезд
«+»
1. «Третий элемент» -
представители сельской интеллигенции: земские врачи, учителя, агрономы,
статисты.
2. Благоустройство, благотворительность
Слайд 12«-»
1. Отсутствие земств в госуд-х землях.
2. Преобладание в управах дворян
и городских собственников.
Слайд 13ГОРОДСКАЯ ДУМА
ГОРОДСКАЯ УПРАВА
ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА
Реформа городского самоуправления 1870 г.
Слайд 14Судебная реформа
1864г.
Цель: прекратить злоупотребления в суде, подрывавшие авторитет верховной власти
Слайд 15Созданы две системы судов
мировой суд
общий суд
(окружной суд,
судебные палаты)
Суд присяжных (12 чел)
Сенат –высшая судебная инстанция
«+»
- бессословность (равный для всех),
- гласность,
- состязательность,
- несменяемость судей
Слайд 18«-» судебной реформы:
отсутствие у крестьян средств на защиту,
телесные наказания для
крестьян,
преобладание в суде присяжных дворян и городской буржуазии,
не реформирован Сенат
Слайд 19Значение судебной реформы
Самая радикальная и последовательная
Закон 1874 г.
«О всеобщей
воинской
повинности»
военный м-р
Д.А. Милютин
Слайд 22Цель:
Создание крупных обученных резервов при ограничении численности армии в
мирное время
Слайд 23Содержание В. РЕФОРМЫ:
1. Переход от рекрутчины к всеобщей воинской повинности:
а) все сословия,
б) с 20 лет,
в) пехота –
6 лет, флот – 7 лет, для образованных:
- с начальным образованием (4 года)
- со средним образованием (1,5 года)
- с высшим образованием (6 месяцев)
Слайд 242. Деление страны на военные округа.
3. Улучшение подготовки офицерских кадров:
в/гимназии, юнкерские училища, академии.
4. Переоснащение армии: обмундирование, вооружение ( паровой
флот, нарезные орудия, винтовки-берданки).
5. Отмена телесных наказаний, сеть солдатских школ, новые уставы.
Слайд 25Значение в. реформы:
Повышение
боеспособностиармии и флота
Слайд 26Донбасс в период реформ
В 1861г. Было отменено крепостное право. Несмотря
на грабительский характер реформы в России были созданы условия для
развития производительных сил и окончательного утверждения капиталистического производства. Широкий размах приобрело железнодорожное производство строительство. На протяжении 1868-1870гг., получив большую правительскую субсидию, купец С. Поляков построил Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу и с помощью П. М. Горлова начал добычу угля для нужд дороги. В апреле 1875г. Правительство приняло решение о сооружение Донецкой каменно-угольной железной дороги.
Основной сортировочной станцией стало Дебальцево, которое работало на 4, а затем на 6 направлений. Особую гордость дороги составляли пассажирские вокзалы, в частности, Дебальцевский, построенный по индивидуальному проекту в 1879г.
Особое значение для развития горной и заводской промышленности имело сооружение в 1800-1884гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Кривбасом. В 1882г. Построили дорогу, которая соединяла Мариуполь с Центральным Донбассом. Таким образом, донецкий уголь, металл, уголь получили возможность транспортировки во все уголки страны и за границу.
В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов началась «предпринимательская лихорадка» в Донецком бассейне.
Высокая норма прибыли в горной промышленности и покровительство русского правительства привлекали иностранный капитал.. Среди вкладчиков ведущее место принадлежало акционерам Франции и Бельгии.
Помещик Иловайский построил несколько шахт – «Иван», «Мария», «Сергей» и «Софья», назвав их именами своих детей. В1859г. они были объединены в Макеевский каменноугольный рудник.
В конце 70-х годов в XIXв. в Донбассе начал развиваться горно-соляной промысел.
В 1876г., по инициативе и на средства Горного ведомства, были предприняты дальнейшие исследования месторождений каменной соли.
Слайд 27Необходимость технического оснащения развивающейся промышленности, железнодорожное строительство, применение машин в
сельском хозяйстве вызвали спрос на металл. В Донбассе к сооружению
металлургического завода приступил английский капиталист Джон Джейм Хьюз. Русское правительство неоднократно пыталось организовать металлургическое производство на юге страны. В 1866г. русское правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею. У того, однако, не оказалось необходимого капитала, и права на концессию за 24.000 фунтов стерлингов у него купил Хьюз, директор Мильвольского завода в Лондоне. Хьюз быстро организовал акционерное общество, которое было основано 31 июля 1869г. Правление общества находилось в Лондоне. В его состав вошло 7 человек.
Слайд 28И только в августе 1870г. развернулись строительные работы. Из Англии
доставили машины и оборудование. Оттуда же приехали доменный мастер и
квалифицированные рабочие, всего 70 человек. Со второй попытки, 24 января 1872г. задули каменную печь. Лишь в 1879г. в Юзовке, построили мартеновскую печь и начали катать стальные рельсы. Здесь же, в Юзовке, впервые в России было налажено коксовое производство.
С ростом завода и шахт Новороссийского общества возник поселок, получивший название Юзовка. В 1870г. в нем проживало 164 человека, в 1884г. – 5494 жителя, а по переписи 1897г. значилось 28.076 человек, т.е. больше, чем в любом уездном городе губернии (за исключением Мариуполя).
Почти одновременно с Юзовским заводом Д. А. Пастуховым, также при поддержке правительства, был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако металлургическая промышленность вначале развивалась медленно. Лишь через 15 лет после постройки первых заводов на Украине развернулось строительство других металлургических заводов.
В 90-х годах XIX века Донецкий бассейн охватила металлургическая лихорадка. Ведущие позиции в металлургии также принадлежали иностранному капиталу.
Слайд 29Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился
в основой металлургический центр страны, а Донбасс стал главной металлургической
базой Юга. Его доля в общероссийской выплавке чугуна составила в 1900г. 36,1%, кроме того он стал одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства.
Развитие каменноугольной и металлургической промышленности способствовало росту металлообрабатывающего производства. Появились машиностроительный и чугунолитейный заводы в Юзовке, принадлежавшие бельгийцам Боссе и Генефельду. В 1885г. Машиностроительные заводы появились в Горловке, Дебальцево. Самый большой машиностроительный завод работал в Луганске, построенный в конце 90-х годов немецким капиталистом Гартманом. Этот завод выпускал паровозы.
Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и Славянске, которые в 1900г. вырабатывали 63% всего количества соды, производившейся в России. Помимо крупных производств в регионе существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработки сельскохозяйственного сырья, кожевенных, кирпичных заводов и др.