Слайд 2Религиозные правовые семьи
К семье религиозного права относятся правовые системы
таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.,
а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
1. главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
2. источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
Слайд 33. весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и
моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей
совокупности единые правила поведения;
4. отсутствует деление права на частное и публичное;
5. нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
6. судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
Слайд 4Мусульманское право
Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности,
которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в
мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.
Слайд 5История формирования и источники
мусульманского права
Мусульманское право возникло как часть
шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям
обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом. Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях. История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих. Другие юридически значимые нормы сложились в результате жизнедеятельности, поведения Пророка Мухаммада.
Слайд 6На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские
правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые
для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.
На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние.
Слайд 7В основе мусульманского права лежит четыре источника:
1. Священная книга Коран,
состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков
и посланцев Магомету;
2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;
4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"
Слайд 8Индуистское право
Индуистское право - правовая система, применяемая среди индуистов, в
особенности в Индии.
Современное индуистское право является частью индийского права, установленного
Конституцией Индии в 1950 году. Вместе с тем, в системе индуистского права приживались ценности и нормы иных правовых систем: буддизма (V-I в. до н. э.), ислама (X-XVII вв.), социализма (XX в.).
Слайд 9История формирования и источники
индуистского права
Среди всех известных источников древнего
права Индии Законы Ману являются наиболее известными. Законы Ману в
своем завершенном виде сложились во II веке до н. э. в рамках брахманизма. Изначально за Законами Ману признавалось значение сакрального документа. Источниками Законов Ману, как и других сводов, были Дхарма-сутры - трактаты, разъяснявшие содержание Вед, Упанишад, Пуран, других священных текстов и содержавшие описание судебных прецедентов, обычаев, светских законов. В общей сложности Законы Ману содержат 2684 стиха. В этом документе переплетаются религиозные, этические, бытовые и правовые нормы. Законы Ману не имели силы закона в современном значении этого слова. Структурно Законы Ману состоят из 12 глав.
В целом индуистское право является одним из древнейших в мире правовых феноменов входящих в семью религиозного права.
Слайд 10До получения Индией независимости в 1947 году, индуистское право было
частью британской колониальной правовой системы, получив формально этот статус в
1772 году с подачи генерал-губернатора Индии Уоррена Гастингса который сформулировал свой план законодательного управления, в котором «во всех случаях, касающихся наследства, заключения брака, кастовых или других религиозных вопросов, законам Корана в отношении мусульман и законам шастр в отношении индусов надлежит непременно следовать». Введённое англичанами индуистское право большей частью базировалось на ранних переводах санскритских текстов «Дхарма-шастр» - трактатов по религиозным правилам поведения индуистов. Англичане приняли «Дхарма-шастры» за правовой кодекс, хотя до них эти санскритские тексты таким образом не использовались. «Дхарма-шастры» формально не были сборниками законов и не имели обязательной силы. В них в основном содержатся теоретические размышления о практическом праве.
Слайд 11Состояние и сфера действия
индуистского права
Среди индуистов Малайзии распространено поклонение
местным божествам. Традицией с наибольшим количеством последователей
является шиваизм, но
много также и вайшнавов.
Достаточно сильно присутствие Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), которое и
меет храмы и проповеднические центры в ряде городов и ежегодно проводит в разных городах страны 10-12 фестивалей Ратха-ятра. В
Малайзии также имеются последователи
традиции шри-вайшнавизма и Сатья Саи Бабы.
Слайд 12В марте 1998 года в Пенанге произошли столкновения на религиозной
почве между индуистами и мусульманами. В результате, правительство Малайзии постановило
прекратить деятельность индуистских храмов, не имеющих лицензии на функционирование. В период с апреля по май 2006 года под этим предлогом малайские власти снесли ряд индуистских храмов. В частности, 11 мая 2006 года городские власти г. Куала-Лумпур разрушили 90-летний индуистский храм, удовлетворявший духовные нужды более чем 3000 индуистов. Растущая исламизация Малайзии вызывает озабоченность индуистов и других религиозных меньшинств. В частности, критикуются законы, поощряющие обращение в ислам.
Слайд 13Иудейское право
Иудейское право это - совокупность законоположений, изложенных в источниках
иудейского вероучения - Библии и Талмуде, а также в некоторых
других книгах. Наиболее полное выражение иудейского права получило в Талмуде. В его разделе Незикин (Повреждение) рассматриваются различные вопросы уголовного и гражданского права, раздел Нашим (Жены) целиком посвящен семейно-правовой проблематике. Культовый кодекс иудейского права регламентирует поведение верующего огромным количеством различных предписаний и целиком подчиняет его раввинско-религиозному влиянию. иудейское право закрепляет, кроме того, неравенство женщины, дискриминирует ее в обществ. и семейной сферах.
Слайд 14История и источники иудейского
права
Галаха́ или Алаха́- традиционное иудейское право,
совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную
жизнь верующих евреев. В более узком смысле - совокупность законов, содержащихся в Торе,
Талмуде и в более поздней раввинис-
тической литературе, а также каждый
из этих законов (галахот) в отдельности.
Слайд 15Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие галаха возникает
в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в
противоположность Писаному.
Согласно ортодоксальной традиции, галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью галахи. Общий комплекс галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.
Развитие галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в жизни.
Развитие галахи диктовалось тем, что законы, записанные
в Торе, нуждались в истолковании, и в точном определении
их конкретного применения в различных и меняющихся
социальных и бытовых условиях.
Процесс развития галахи, продолжающийся и в наши дни,
можно условно разделить на ряд периодов.
Слайд 16Место иудейского права
современном Израиле
Среди еврейского населения Израиля (5,3 млн)
около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма ещё
около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма. Сторонников консервативного и реформистского направлений - менее 1 %. В Государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр - переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «Бейт дин» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права - Галахи.
Также выходным днём в Израиле является суббота, а праздничными - все праздничные дни (Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот) в соответствии с иудаизмом