Слайд 1Религия и современные процессы глобализации.
Слайд 2план
1. Религия в системе:
исторические типы мировоззрения,
социальных институты,
духовная культура.
2.
Религия. Понятие. Структура. Основные элементы религии.
3. Национальные и мировые религии.
4.
Религия и общество. Социальные функции религии.
5. Религия и свободомыслие в современном мире.
6. Правовое регулирование религии в Российской Федерации.
Слайд 3Основная литература:
Васильев Л.С. История религий Востока, 2006 // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/
Гараджа В.
И. Религиоведение: учеб. пособие для студентов и преподавателей средней школы
/ В. И. Гараджа. – М., 1995.
Кислюк К. В. Религиоведение: учебник для высш. учебных заведений / К. В. Кислюк, О. Н. Кучер. – Ростов н/Д., 2004.
Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. Учебное издание под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 508 с.
Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. М. Шахнович – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.: ил.
Финк, Р. А. Религиоведение: учеб. пособие / Р. А. Финк. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 112 с.
Слайд 4Ерофеева К.Л. Религиозное сознание эпохи глобализации: некоторые противоречия // Вестник
ИГЭУ. – Вып. 1. – 2009 г. – С1-4 //
http://vestnik.ispu.ru/sites/vestnik.ispu.ru/files/publications/62-65_0.pdf
Излученко Т.В. Глобализация религиозного сознания: факторы и тенденции развития // Социодинамика. – 2015. - № 6. - С.69-79. // http://e-notabene.ru/pr/article_15272.html
Городнёва М.С. Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3. –С.13-16 //http://phpp.sgu.ru/sites/phpp.sgu.ru/files/short_text/3-2015_filosofiya.13-16.pdf
Андреева, Л. А. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян / Л. А. Андреева, Л. К. Андреева // Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал Российской академии наук. - 2010. - N 9. - С. 95-98 .
Андреева, Л. А. Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций [] / Л. А. Андреева, Л. К. Андреева // Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал Российской академии наук. – 2015. – N 3. – С. 82-88 . http://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jn=socis&jn=socis&jid=5165
Слайд 9Кармин Анатолий Соломонович
– доктор философских наук, профессор Петербургского государственного
университета путей сообщения. Известный и признанный специалист в области теории
познания, методологии науки, психологи творчества, культурологии
Слайд 10ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА
СОЦИАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Y-ценностная ось
Z-регулятивная ось
X-когнитивная ось
Житейские знания.
Мистические
верования.
Рациональные формы знаний.
ценности:
финальные,
инструментальные,
производные.
социокультурные нормы:
общекультурные,
групповы,
ролевые.
Слайд 14Технология как культурный феномен
Слайд 15Особенности технологической культуры:
Слайд 162. Религия. Понятие. Структура. Основные элементы религии.
Слайд 19Религия – это одна из сфер духовной и практической жизни
людей, состоящая из следующих элементов:
религиозного сознания, основу которого составляет
вера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил и существ;
религиозного культа, обеспечивающего связь человека или сообщества людей со сверхъестественными силами и сущностями и поддерживающего религиозные чувства;
религиозных организаций различного типа, объединяющих единоверцев, которые совместно отправляют культ, вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения.
Слайд 21Религиозное сознание – это мировоззрение, ядром которой является вера в
священное.
Религиозная деятельность – выражается в форме культа. Культ – это
взаимодействие со священной реальностью, происходящая в форме ритуала.
Религиозные отношения – включают в себя отношения верующих к явлениям сакрального мира и к нормам религиозной морали.
Религиозные организации – такие, как религиозная община, церковь, секта и др.
Слайд 313. Национальные и мировые религии.
Слайд 464. Религия и общество. Социальные функции религии.
Слайд 54Мировоззренческая, или смыслополагающая, функция - конструирует специфическое объяснение сущности окружающего
мира, выделяя ее в сверхъестественную реальность, и отвечает за распространение
такого понимания мира, детализацию картины мира и формирование соответствующего мироотношения.
Итогом осуществления мировоззренческой функции является ее способность выступать основой мировоззрения, а основное значение для человека выражается в ответе на вопрос о смысле жизни.
Слайд 55Компенсаторная функция раскрыта преимущественно в психологических и социологических исследованиях религии.
Суммарное представление о ней можно свести к способности устранять неуверенность
в будущем, ощущение бессилия людей изменить условия своей жизни, дискомфорт отсутствия возможностей удовлетворения своих потребностей, а также стремление решить конфликт отношения человека к себе, к другим и к миру в целом.
Компенсаторная функция религии реализуется на трех уровнях:
мировоззренческом,
ценностном
и эмоционально-психологическом.
Основным итогом данной функции является религиозный катарсис, т. е. очищение души, освобождение от страданий и страстей.
Слайд 56Интегративная функция религии объединяет и согласует действия частей социальной системы,
выстраивает их гармоничное функционирование друг с другом.
Основным средством реализации
интегративной функции выступает совместное осуществление ритуалов, а ее итогом является формирование устойчивых связей между различными социальными группами.
С интегративной функцией неразрывно связана легитимирующая, результатом которой является одобрение норм и ценностей социальной системы, а также освящение социальных институтов, препятствующих их нарушению.
Слайд 57Регулятивная функция религии направлена на поддержание равновесия в социальной системе
для уменьшения тенденций, ведущих к разрушению целого, к беспорядку, а
также на согласование действий отдельных людей и социальных групп с интересами общества.
Данная функция расставляет акценты, благодаря наличию в религии ценностных установок, формированию под ее воздействием мотивов поведения и деятельности, включению в религиозные представления целей и идеалов существования.
Слайд 585. Религия и свободомыслие в современном мире.
Слайд 62
Впервые принципы либеральных взаимоотношений религии и государства были закреплены 18
статьей Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948
г., согласно которой «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ».
Слайд 63Правовое положение религии окончательно оформилось в международном законодательстве в Декларации
о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии
и убеждений (Декларация ООН, от 25 ноября 1981 г.), которая, с одной стороны, вобрала в себя принципы всего предшествующего международного регулирования свободы религии, а с другой, – детализировала многие положения.
Хотя сама Декларация о ликвидации нетерпимости не является законодательным актом, но служит основой для формирования таковых во всех государствах-членах ООН.
Слайд 646. Правовое регулирование религии в Российской Федерации
Слайд 65Статья 14
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не
может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Слайд 66Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Слайд 67Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать
никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Слайд 68Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».