Разделы презентаций


Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)

Содержание

ВведениеИсторизм культуры VIII-го – первой половины XIX веков стал смысловой подоплекой так называемой «стилистической» реставрации, сформировавшейся во второй половине XIX века. После моды на руины сложилась противоположная тенденция – мода на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
Елена Овсянникова, проф.

Севгу, член Экспертного совета Севгорнаследия, член Секции советского периода Научно-методического

совета по охране наследия Министерства культуры РФ; проф. кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» МАРХИ
Реставрация

Слайд 2Введение

Историзм культуры VIII-го – первой половины XIX веков стал смысловой

подоплекой так называемой «стилистической» реставрации, сформировавшейся во второй половине XIX

века. После моды на руины сложилась противоположная тенденция – мода на завершенные памятники архитектуры, причем даже те, о которых не имелось исторических сведений.

Ведущими зодчими-практиками, работавшими в этого направления надо назвать немцев Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841), Лео фон Кленце (1784-1864) и француза Эжена Виоле-ле-Дюка (1814-1879).

К.Ф. Шинкель был замечательным живописцем, а не только архитектором. Он показал в своих картинах-фантазиях красоту готических соборов и античных построек, разработал проект воссоздания Афинского Акрополя неосуществленный, но оказавший влияние на современников.

Л. Фон Кленце (1784-1864) работал в Касселе, Мюнхене, Афинах, где предложил свою версию воссоздания Афинского Акрополя.

ВведениеИсторизм культуры VIII-го – первой половины XIX веков стал смысловой подоплекой так называемой «стилистической» реставрации, сформировавшейся во

Слайд 3К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Слайд 4К.Ф. Шинкель.
Архитектурная фантазия

К.Ф. Шинкель.Архитектурная фантазия

Слайд 5К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Слайд 6К.Ф. Шинкель.
Архитектурная фантазия

К.Ф. Шинкель.Архитектурная фантазия

Слайд 7К.Ф. Шинкель.
Архитектурная фантазия

К.Ф. Шинкель.Архитектурная фантазия

Слайд 8К.Ф. Шинкель. Стена интерьера. Развертка. 1830-е годы

К.Ф. Шинкель. Стена интерьера. Развертка. 1830-е годы

Слайд 9




К.Ф. Шинкель.. Мавзолей Шарлоттенбург. 1810

К.Ф. Шинкель.. Мавзолей Шарлоттенбург. 1810

Слайд 10К.Ф. Шинкель.
драматический театр.
Берлин
(проект осуществлен).181818-1821

К.Ф. Шинкель.драматический театр.Берлин(проект осуществлен).181818-1821

Слайд 11

К.Ф. Шинкель.
Храм (евангелическая кирха) в Кенигсберге (проект осуществлен).
1845

К.Ф. Шинкель.Храм (евангелическая кирха) в Кенигсберге (проект осуществлен). 1845

Слайд 12К.Ф. Шинкель. «Старый музей». Берлин. 1822-1830

К.Ф. Шинкель. «Старый музей». Берлин. 1822-1830

Слайд 13К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834

К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834

Слайд 14К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834

К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834

Слайд 15К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. Портик Эрехтейона. 1834

К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. Портик Эрехтейона. 1834

Слайд 17К.Ф. Шинкель.
Античный интерьер

К.Ф. Шинкель. Античный интерьер

Слайд 18Л. фон Кленце.
Афинский
Акрополь.
Архитектурная фантазия на тему воссоздаия

Л. фон Кленце.АфинскийАкрополь. Архитектурная фантазия на тему воссоздаия

Слайд 19Паккард. Парфенон. Реконструкция цветового решения. 1940-е годы

Паккард. Парфенон. Реконструкция цветового решения. 1940-е годы

Слайд 21В отличие от тщательной детализации внешнего облика Афинского Акрополя, как

и архитектурных фантазий не тему готики немецких К.Ф. Шинкеля и

Л. фон Кленце, французский зодчий-практик, историк и теоретик Э. Виоле-ле-Дюк предлагал детальный анализ всевозможных исторических конструкций зданий.

Написав книгу «Беседы об архитектуре» Виоле-ле-Дюк дал детальный обзор воззрений мастеров древности с позиций архитектора XIX века. Реставрационная концепция Виоле-ле-Дюка была признана многими его современниками. Суть ее состояла в том, чтобы воссоздать исторические объекты во всем их блеске даже не имея для этого достаточных исторических сведений. Многие средневековые крепости, церкви и монастыри были воссозданы этим зодчим и выглядят до сих пор как будто-то недавно возведены. Так, он воссоздал ряд недостроенных башен готических соборов и крепостей (Пьерфон, Каркассон). Главной его работой стало воссоздание утраченных частей собора Парижской Богоматери, включая «Королевский ряд» – скульптуры французских монархов на главном фасаде.

Памятники архитектуры Средневековья больше всего привлекли его внимания. Фактически он показал современникам непреходящую ценность готической архитектуры.
В отличие от тщательной детализации внешнего облика Афинского Акрополя, как и архитектурных фантазий не тему готики немецких

Слайд 22Э. Виоле-ле-Дюк. Реконструкции античных сооружений

Э. Виоле-ле-Дюк. Реконструкции античных сооружений

Слайд 24Э. Виоле-ле-Дюк. Интерпретация готической стилистики в технологиях XIX века

Э. Виоле-ле-Дюк. Интерпретация готической стилистики в технологиях XIX века

Слайд 27Э. Виоле-ле-Дюк.
Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада храма Покрова

на Нерли XII века

Э. Виоле-ле-Дюк. Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада храма Покрова на Нерли XII века

Слайд 28Э. Виоле-ле-Дюк.
Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада здания XVII

века

Э. Виоле-ле-Дюк. Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада здания XVII века

Слайд 29Готика по
Э. Виоле-ле-Дюку

Готика по Э. Виоле-ле-Дюку

Слайд 30Готика по Э. Виоле-ле-Дюку

Готика по Э. Виоле-ле-Дюку

Слайд 31Э. Виоле-ле-Дюк. Замок Пьерфон. Рисунок с натуры
Руины

Э. Виоле-ле-Дюк. Замок Пьерфон. Рисунок с натурыРуины

Слайд 32Э. Виоле-ле-Дюк.
Проект реставрации замка Пьефон

Э. Виоле-ле-Дюк.Проект реставрации замка Пьефон

Слайд 33Замок Пьефон
После реставрации Э. Виоле-ле-Дюка

Замок ПьефонПосле реставрации Э. Виоле-ле-Дюка

Слайд 34

Э. Виоле-ле-Дюк.
Собор Парижской Богоматери

Э. Виоле-ле-Дюк. Собор Парижской Богоматери

Слайд 35Э. Виоле-ле-Дюк.
Собор Парижской Богоматери
Главный фасад

Э. Виоле-ле-Дюк. Собор Парижской БогоматериГлавный фасад

Слайд 36Э. Виоле-ле-Дюк.
Проект достройки башен соборы

Э. Виоле-ле-Дюк.Проект достройки башен соборы

Слайд 38

Российская предыстория научной реставрации

Конец XIX века – начало ХХ века

Российская предыстория научной реставрацииКонец XIX века – начало ХХ века

Слайд 39Поиск национального своеобразия шел по линии разработки «русского стиля», основанного

на древнерусских аналогах, таких как архитектура XVII века с ее

яркой декоративностью.

В соответствии с официально признанной триадой, введенной в обиход министром просвещения графом С.С. Уваровым (1786-1865): «Православие, Самодержавие, Народность», в моду вошла стилистическая реставрация исторических зданий. Главной чертой ее стало произвольное воссоздание «исторических» форм. Лидеры стилистической реставрации стали одновременно и ведущими зодчими-практиками.

Среди таких практиков особое место заняли архитектор Ф.Ф. Рихтер (1808-1868) и гражданский инженер Н.В. Султанов (1850-1908).

Их работы были на слуху и стали эталонами стилистической реставрации своего времени (см. подробнее в приложении к лекции).


Поиск национального своеобразия шел по линии разработки «русского стиля», основанного на древнерусских аналогах, таких как архитектура XVII

Слайд 40Ф.Ф. Рихтер.
Палаты бояр Романовых.
Произвольная реставрация древнейших палат (цокольной части здания)

в виде надстройки двумя этажами в «девнерусском» духе.

Декоративная окраска цокольной

части под «бриллиантовый» руст Грановитой палаты в Кремле.
Пристройка крыльца а ля Царская башня Московского Кремля.
Имитация в кирпиче деревянных светелок верхнего этажа.
Ф.Ф. Рихтер.Палаты бояр Романовых.Произвольная реставрация древнейших палат (цокольной части здания) в виде надстройки двумя этажами в «девнерусском»

Слайд 41






Ф.Ф. Рихтер.
Чертеж фасада Теремного дворца в Московском Кремле

Ф.Ф. Рихтер.Чертеж фасада Теремного дворца в Московском Кремле

Слайд 42Ф.Ф. Рихтер.
Чертежи Верхоспасского собора и колокольни Ивана Великого в Московском

Кремле

Ф.Ф. Рихтер.Чертежи Верхоспасского собора и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле

Слайд 43Н.В. Султанов.
Исторические детали старинных зданий как образцы для стилистической

реставрации и проектирования новых объектов. 1880-1890-е гг.

Н.В. Султанов. Исторические детали старинных зданий как образцы для стилистической реставрации и проектирования новых объектов. 1880-1890-е гг.

Слайд 44Н.В. Султанов.
Историческая одежда.
Зарисовки. 1884-1885
Театральность новых образов проявилась и в

архитектуре, и во всей художественной культуре, и в быту, например,

в карнавалах с «древнерусскими» костюмами
Н.В. Султанов.Историческая одежда. Зарисовки. 1884-1885Театральность новых образов проявилась и в архитектуре, и во всей художественной культуре, и

Слайд 45Н.В. Султанов.

Типичный пример стилистической реставрации, реконструкции и обновления интерьеров
палат

боярина Волкова для князя Ф.Ф. Юсупова (Сумарокова-Эльстона)

Н.В. Султанов.Типичный пример стилистической реставрации, реконструкции и обновления интерьеров палат боярина Волкова для князя Ф.Ф. Юсупова (Сумарокова-Эльстона)

Слайд 46Н.В. Султанов.
Проект интерьера палат Волкова.
Перспектива. Осуществлены в 1880-1890-х годах





Типичная

эклектическая смесь архитектурных деталей различной стилистики

Н.В. Султанов. Проект интерьера палат Волкова.Перспектива. Осуществлены в 1880-1890-х годахТипичная эклектическая смесь архитектурных деталей различной стилистики

Слайд 47Н.В. Султанов.
Проект интерьера палат боярина Волкова. Перспектива





Характерная перенасыщенность псевдоисторическими архитектурными

деталями и антикварными предметами

Н.В. Султанов.Проект интерьера палат боярина Волкова. ПерспективаХарактерная перенасыщенность псевдоисторическими архитектурными деталями и антикварными предметами

Слайд 48Н.В. Султанов.
Интерьер палат Волкова с антикварными и псевдоисторическими бытовыми предметами

Н.В. Султанов.Интерьер палат Волкова с антикварными и псевдоисторическими бытовыми предметами

Слайд 49Палаты царевича Димитрия в Угличе после реставрации Н.В. Султанова в

1890-1892 годах


Здание дворца князей Углича.
Было воссоздано как архитектурная фантазия

в духе старины.
Даже размеры кирпичей и форма декоративных элементов кладки не имеют ничего общего с подлинными.
Палаты царевича Димитрия в Угличе после реставрации Н.В. Султанова в 1890-1892 годахЗдание дворца князей Углича. Было воссоздано

Слайд 50Реставрация ХХ века.
Новые тенденции на рубеже XIX и XX

веков

К началу ХХ века начала складываться неорусская версия стиля модерн.

В ее основе был протест художников и зодчих против бездумного копирования исторических аналогов, потери архитектурной выразительности и авторского лица создателя новых зданий.

На таком общекультурном фоне начала формироваться новая тенденция реставрационной деятельности – сохранение и демонстрация подлинных элементов древних сооружений, отказ от их переделки и искажения с целью приукрашивания.


Реставрация ХХ века. Новые тенденции на рубеже XIX и XX вековК началу ХХ века начала складываться неорусская

Слайд 51Тенденция отказа от произвольного воссоздания исторических форм с желанием их

«улучшить» наметилась в реставрационном деле.

Впервые научный подход к реставрации проявился

в деятельности А.В. Щусева.
В спроектированных им новых постройках появилась монументальность, обусловленная отказом от буквального копирования исторических мотивов.
Щусев ввел в профессиональную методику проектирования анализ принципов формообразования, исходя из глубокого изучения произведений древней архитектуры. Он противопоставил их общепринятому копированию исторических зданий и их конкретных форм, применявшихся как декор не только традиционных по структуре зданий, но и объектов с новой организацией внутреннего пространства: пассажей, вокзалов, магазинов, учебных заведений и пр.

Это способствовало предложенному им методу полного сохранения подлинных частей исторических зданий без их приукрашивания.




Тенденция отказа от произвольного воссоздания исторических форм с желанием их «улучшить» наметилась в реставрационном деле.Впервые научный подход

Слайд 52
А.В. Щусев.
Реставрация церкви
Св. Василия в Овруче. 1904-1908

Новый принцип

реставрации с сохранением на виду
всех подлинных элементов без попыток

имитации старины

А.В. Щусев. Реставрация церкви Св. Василия в Овруче. 1904-1908Новый принцип реставрации с сохранением на виду всех подлинных

Слайд 53Приложение



Творчество К.А. Тона, В.О. Шервуда, Ф.Ф. Рихтера, Н.И. и И.И.

Поздеевых, и др. мастеров историзма (эклектики)




Страницы из учебного

пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю.
Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019:
https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy



ПриложениеТворчество К.А. Тона, В.О. Шервуда, Ф.Ф. Рихтера, Н.И. и И.И. Поздеевых, и др. мастеров историзма (эклектики)

Слайд 57Приложение

О формировании неорусского стиля и поисках
новой монументальности



Страницы из учебного

пособия: Овсянникова Е.Б.,
Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века

– первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019


ПриложениеО формировании неорусского стиля и поисках новой монументальностиСтраницы из учебного пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы.

Слайд 58Неорусский стиль стал национальной версией стиля модерн
как и ряд

национальных разновидностей этого стиля в разных европейских странах

Неорусский стиль стал национальной версией стиля модерн как и ряд национальных разновидностей этого стиля в разных европейских

Слайд 61Заключение

Итак, признанный современниками как актуальный метод воссоздания исторических объектов почти

не критиковался. Лишь Джон Рескин (1819-1900), английский писатель и художник

неодобрительно отзывался о реставрационных творениях Виоле-ле-Дюка, утверждая, что в них невозможно найти даже обломков подлинной старины.
Вклад К.Ф. Шинкеля был не столько в реставрационные методики, сколько в привлечение внимания к исторической архитектурной стилистике. Русские поклонники Виоле-ле-Дюка вплоть до начала ХХ века превозносили его реставрационную деятельность. Это были Ф.Ф. Рихтер, состоявший с французским зодчим в переписке, Н.В. Султанов и др.
Их творчество позволило сохранить многие древнейшие памятники, с одной стороны, однако сильно исказило их первоначальный облик – с другой.

Впервые А.В. Щусев (1843-1949), критиковавший с молодых лет эклектику в архитектуре, применил подлинно научные методы реставрации церкви Св. Василия в Овруче (1904-1908), стал членом Академии художеств (1908), академиком архитектуры (1910). Символично, что в Академии художеств он занял место умершего Н.В. Султанова (1850-1908).

ЗаключениеИтак, признанный современниками как актуальный метод воссоздания исторических объектов почти не критиковался. Лишь Джон Рескин (1819-1900), английский

Слайд 62Литература

Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. – М., 1878:
https://imwerden.de/pdf/afanasjev_shhusev_1978.pdf

Антонова И. Как англичане

греческую историю украли. Лорд Элгин и мрамор Парфенона: https://www.vpk-news.ru/articles/45307

Виоле-ле-Дюк Э.

Беседы об архитектуре. – М., 1937:
http://books.totalarch.com/node/2463; Энциклопедия готической архитектуры:
https://b-ok.cc/book/2779009/37e32a

Михайлина И. Карл Фридрих Шинкель: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/kultur/kunst/schinkel-architektur-berlin/1910506

Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – М., 2019:
https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy

Рихтер Ф.Ф. Памятники древнерусского зодчества. – М., 1850:
http://books.totalarch.com/node/1668; Забытый зодчий Ф.Ф. Рихтер. Сборник материалов. ГИМ. – М., 2000: http://books.totalarch.com/n/0845

Султанов Н.В. История архитектуры. – Спб, 1896: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005399722/
Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. Каменные формы. – СПб, 1914:
http://books.totalarch.com/n/0568; Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. – М., 1914:
https://www.bookvoed.ru/files/3515/11/30/28.pdf






ЛитератураАфанасьев К.Н. А.В. Щусев. – М., 1878:https://imwerden.de/pdf/afanasjev_shhusev_1978.pdfАнтонова И. Как англичане греческую историю украли. Лорд Элгин и мрамор

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика