Слайд 1
Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
Елена Овсянникова, проф.
Севгу, член Экспертного совета Севгорнаследия, член Секции советского периода Научно-методического
совета по охране наследия Министерства культуры РФ; проф. кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» МАРХИ
Слайд 2Введение
Историзм культуры VIII-го – первой половины XIX веков стал смысловой
подоплекой так называемой «стилистической» реставрации, сформировавшейся во второй половине XIX
века. После моды на руины сложилась противоположная тенденция – мода на завершенные памятники архитектуры, причем даже те, о которых не имелось исторических сведений.
Ведущими зодчими-практиками, работавшими в этого направления надо назвать немцев Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841), Лео фон Кленце (1784-1864) и француза Эжена Виоле-ле-Дюка (1814-1879).
К.Ф. Шинкель был замечательным живописцем, а не только архитектором. Он показал в своих картинах-фантазиях красоту готических соборов и античных построек, разработал проект воссоздания Афинского Акрополя неосуществленный, но оказавший влияние на современников.
Л. Фон Кленце (1784-1864) работал в Касселе, Мюнхене, Афинах, где предложил свою версию воссоздания Афинского Акрополя.
Слайд 3К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия
Слайд 4К.Ф. Шинкель.
Архитектурная фантазия
Слайд 5К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия
Слайд 6К.Ф. Шинкель.
Архитектурная фантазия
Слайд 7К.Ф. Шинкель.
Архитектурная фантазия
Слайд 8К.Ф. Шинкель. Стена интерьера. Развертка. 1830-е годы
Слайд 9
К.Ф. Шинкель.. Мавзолей Шарлоттенбург. 1810
Слайд 10К.Ф. Шинкель.
драматический театр.
Берлин
(проект осуществлен).181818-1821
Слайд 11
К.Ф. Шинкель.
Храм (евангелическая кирха) в Кенигсберге (проект осуществлен).
1845
Слайд 12К.Ф. Шинкель. «Старый музей». Берлин. 1822-1830
Слайд 13К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834
Слайд 14К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834
Слайд 15К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. Портик Эрехтейона. 1834
Слайд 18Л. фон Кленце.
Афинский
Акрополь.
Архитектурная фантазия на тему воссоздаия
Слайд 19Паккард. Парфенон. Реконструкция цветового решения. 1940-е годы
Слайд 21В отличие от тщательной детализации внешнего облика Афинского Акрополя, как
и архитектурных фантазий не тему готики немецких К.Ф. Шинкеля и
Л. фон Кленце, французский зодчий-практик, историк и теоретик Э. Виоле-ле-Дюк предлагал детальный анализ всевозможных исторических конструкций зданий.
Написав книгу «Беседы об архитектуре» Виоле-ле-Дюк дал детальный обзор воззрений мастеров древности с позиций архитектора XIX века. Реставрационная концепция Виоле-ле-Дюка была признана многими его современниками. Суть ее состояла в том, чтобы воссоздать исторические объекты во всем их блеске даже не имея для этого достаточных исторических сведений. Многие средневековые крепости, церкви и монастыри были воссозданы этим зодчим и выглядят до сих пор как будто-то недавно возведены. Так, он воссоздал ряд недостроенных башен готических соборов и крепостей (Пьерфон, Каркассон). Главной его работой стало воссоздание утраченных частей собора Парижской Богоматери, включая «Королевский ряд» – скульптуры французских монархов на главном фасаде.
Памятники архитектуры Средневековья больше всего привлекли его внимания. Фактически он показал современникам непреходящую ценность готической архитектуры.
Слайд 22Э. Виоле-ле-Дюк. Реконструкции античных сооружений
Слайд 24Э. Виоле-ле-Дюк. Интерпретация готической стилистики в технологиях XIX века
Слайд 27Э. Виоле-ле-Дюк.
Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада храма Покрова
на Нерли XII века
Слайд 28Э. Виоле-ле-Дюк.
Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада здания XVII
века
Слайд 31Э. Виоле-ле-Дюк. Замок Пьерфон. Рисунок с натуры
Руины
Слайд 32Э. Виоле-ле-Дюк.
Проект реставрации замка Пьефон
Слайд 33Замок Пьефон
После реставрации Э. Виоле-ле-Дюка
Слайд 34
Э. Виоле-ле-Дюк.
Собор Парижской Богоматери
Слайд 35Э. Виоле-ле-Дюк.
Собор Парижской Богоматери
Главный фасад
Слайд 36Э. Виоле-ле-Дюк.
Проект достройки башен соборы
Слайд 38
Российская предыстория научной реставрации
Конец XIX века – начало ХХ века
Слайд 39Поиск национального своеобразия шел по линии разработки «русского стиля», основанного
на древнерусских аналогах, таких как архитектура XVII века с ее
яркой декоративностью.
В соответствии с официально признанной триадой, введенной в обиход министром просвещения графом С.С. Уваровым (1786-1865): «Православие, Самодержавие, Народность», в моду вошла стилистическая реставрация исторических зданий. Главной чертой ее стало произвольное воссоздание «исторических» форм. Лидеры стилистической реставрации стали одновременно и ведущими зодчими-практиками.
Среди таких практиков особое место заняли архитектор Ф.Ф. Рихтер (1808-1868) и гражданский инженер Н.В. Султанов (1850-1908).
Их работы были на слуху и стали эталонами стилистической реставрации своего времени (см. подробнее в приложении к лекции).
Слайд 40Ф.Ф. Рихтер.
Палаты бояр Романовых.
Произвольная реставрация древнейших палат (цокольной части здания)
в виде надстройки двумя этажами в «девнерусском» духе.
Декоративная окраска цокольной
части под «бриллиантовый» руст Грановитой палаты в Кремле.
Пристройка крыльца а ля Царская башня Московского Кремля.
Имитация в кирпиче деревянных светелок верхнего этажа.
Слайд 41
Ф.Ф. Рихтер.
Чертеж фасада Теремного дворца в Московском Кремле
Слайд 42Ф.Ф. Рихтер.
Чертежи Верхоспасского собора и колокольни Ивана Великого в Московском
Кремле
Слайд 43Н.В. Султанов.
Исторические детали старинных зданий как образцы для стилистической
реставрации и проектирования новых объектов. 1880-1890-е гг.
Слайд 44Н.В. Султанов.
Историческая одежда.
Зарисовки. 1884-1885
Театральность новых образов проявилась и в
архитектуре, и во всей художественной культуре, и в быту, например,
в карнавалах с «древнерусскими» костюмами
Слайд 45Н.В. Султанов.
Типичный пример стилистической реставрации, реконструкции и обновления интерьеров
палат
боярина Волкова для князя Ф.Ф. Юсупова (Сумарокова-Эльстона)
Слайд 46Н.В. Султанов.
Проект интерьера палат Волкова.
Перспектива. Осуществлены в 1880-1890-х годах
Типичная
эклектическая смесь архитектурных деталей различной стилистики
Слайд 47Н.В. Султанов.
Проект интерьера палат боярина Волкова. Перспектива
Характерная перенасыщенность псевдоисторическими архитектурными
деталями и антикварными предметами
Слайд 48Н.В. Султанов.
Интерьер палат Волкова с антикварными и псевдоисторическими бытовыми предметами
Слайд 49Палаты царевича Димитрия в Угличе после реставрации Н.В. Султанова в
1890-1892 годах
Здание дворца князей Углича.
Было воссоздано как архитектурная фантазия
в духе старины.
Даже размеры кирпичей и форма декоративных элементов кладки не имеют ничего общего с подлинными.
Слайд 50Реставрация ХХ века.
Новые тенденции на рубеже XIX и XX
веков
К началу ХХ века начала складываться неорусская версия стиля модерн.
В ее основе был протест художников и зодчих против бездумного копирования исторических аналогов, потери архитектурной выразительности и авторского лица создателя новых зданий.
На таком общекультурном фоне начала формироваться новая тенденция реставрационной деятельности – сохранение и демонстрация подлинных элементов древних сооружений, отказ от их переделки и искажения с целью приукрашивания.
Слайд 51Тенденция отказа от произвольного воссоздания исторических форм с желанием их
«улучшить» наметилась в реставрационном деле.
Впервые научный подход к реставрации проявился
в деятельности А.В. Щусева.
В спроектированных им новых постройках появилась монументальность, обусловленная отказом от буквального копирования исторических мотивов.
Щусев ввел в профессиональную методику проектирования анализ принципов формообразования, исходя из глубокого изучения произведений древней архитектуры. Он противопоставил их общепринятому копированию исторических зданий и их конкретных форм, применявшихся как декор не только традиционных по структуре зданий, но и объектов с новой организацией внутреннего пространства: пассажей, вокзалов, магазинов, учебных заведений и пр.
Это способствовало предложенному им методу полного сохранения подлинных частей исторических зданий без их приукрашивания.
Слайд 52
А.В. Щусев.
Реставрация церкви
Св. Василия в Овруче. 1904-1908
Новый принцип
реставрации с сохранением на виду
всех подлинных элементов без попыток
имитации старины
Слайд 53Приложение
Творчество К.А. Тона, В.О. Шервуда, Ф.Ф. Рихтера, Н.И. и И.И.
Поздеевых, и др. мастеров историзма (эклектики)
Страницы из учебного
пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю.
Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019:
https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy
Слайд 57Приложение
О формировании неорусского стиля и поисках
новой монументальности
Страницы из учебного
пособия: Овсянникова Е.Б.,
Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века
– первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019
Слайд 58Неорусский стиль стал национальной версией стиля модерн
как и ряд
национальных разновидностей этого стиля в разных европейских странах
Слайд 61Заключение
Итак, признанный современниками как актуальный метод воссоздания исторических объектов почти
не критиковался. Лишь Джон Рескин (1819-1900), английский писатель и художник
неодобрительно отзывался о реставрационных творениях Виоле-ле-Дюка, утверждая, что в них невозможно найти даже обломков подлинной старины.
Вклад К.Ф. Шинкеля был не столько в реставрационные методики, сколько в привлечение внимания к исторической архитектурной стилистике. Русские поклонники Виоле-ле-Дюка вплоть до начала ХХ века превозносили его реставрационную деятельность. Это были Ф.Ф. Рихтер, состоявший с французским зодчим в переписке, Н.В. Султанов и др.
Их творчество позволило сохранить многие древнейшие памятники, с одной стороны, однако сильно исказило их первоначальный облик – с другой.
Впервые А.В. Щусев (1843-1949), критиковавший с молодых лет эклектику в архитектуре, применил подлинно научные методы реставрации церкви Св. Василия в Овруче (1904-1908), стал членом Академии художеств (1908), академиком архитектуры (1910). Символично, что в Академии художеств он занял место умершего Н.В. Султанова (1850-1908).
Слайд 62Литература
Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. – М., 1878:
https://imwerden.de/pdf/afanasjev_shhusev_1978.pdf
Антонова И. Как англичане
греческую историю украли. Лорд Элгин и мрамор Парфенона: https://www.vpk-news.ru/articles/45307
Виоле-ле-Дюк Э.
Беседы об архитектуре. – М., 1937:
http://books.totalarch.com/node/2463; Энциклопедия готической архитектуры:
https://b-ok.cc/book/2779009/37e32a
Михайлина И. Карл Фридрих Шинкель: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/kultur/kunst/schinkel-architektur-berlin/1910506
Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – М., 2019:
https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy
Рихтер Ф.Ф. Памятники древнерусского зодчества. – М., 1850:
http://books.totalarch.com/node/1668; Забытый зодчий Ф.Ф. Рихтер. Сборник материалов. ГИМ. – М., 2000: http://books.totalarch.com/n/0845
Султанов Н.В. История архитектуры. – Спб, 1896: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005399722/
Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. Каменные формы. – СПб, 1914:
http://books.totalarch.com/n/0568; Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. – М., 1914:
https://www.bookvoed.ru/files/3515/11/30/28.pdf