Разделы презентаций


РИТМ ПРОЗЫ В СТИЛИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Содержание

Ритм речи и фоностилистикаПоскольку ритм речи – одна из фонетических категорий, он может рассматриваться в рамках фоностилистики как источник различных вариантов произнесения речевых единиц в тех или иных сферах общения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РИТМ ПРОЗЫ В СТИЛИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
научный руководитель д. ф. н., профессор

Любимова Н. А.

Дещенко О. И.
обучающаяся (бакалавр 2 года обучения), кафедра

русского языка как иностранного и методики его преподавания, Филологический факультет, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург

st068511@student.spbu.ru

РИТМ ПРОЗЫ В СТИЛИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕнаучный руководитель д. ф. н., профессор Любимова Н. А.Дещенко О. И.обучающаяся (бакалавр 2

Слайд 2Ритм речи и фоностилистика

Поскольку ритм речи – одна из фонетических

категорий, он может рассматриваться в рамках фоностилистики как источник различных

вариантов произнесения речевых единиц в тех или иных сферах общения.

Ритм речи и фоностилистикаПоскольку ритм речи – одна из фонетических категорий, он может рассматриваться в рамках фоностилистики

Слайд 3Актуальность и новизна

Ритм прозы, в отличие от ритма стиха, изучен

недостаточно. Остаётся дискуссионным вопрос о том, что собой представляет и

как функционирует ритм.
Нехудожественная проза редко является предметом специального изучения в рамках исследования ритма прозы. Это обстоятельство обусловило выбор научно-популярного текста как материала для исследования.

Актуальность и новизнаРитм прозы, в отличие от ритма стиха, изучен недостаточно. Остаётся дискуссионным вопрос о том, что

Слайд 4Цели и задачи
Цели:
изучить ритм прозы в связи со стилистическими

характеристиками (функционально-стилевой отнесённостью) текста;
выявить особенности ритмики выбранного для анализа произведения.


Задачи:
отбор текста для анализа;
проведение эксперимента;
интерпретация результатов эксперимента.
Цели и задачиЦели: изучить ритм прозы в связи со стилистическими характеристиками (функционально-стилевой отнесённостью) текста;выявить особенности ритмики выбранного

Слайд 5Материал эксперимента

Материалом для анализа послужил текст, размещенный 13.04.2020 на сайте

научно-популярного журнала «Наука и жизнь» «Выживает умнейший», автором которого является

Кирилл Стасевич.
Материал экспериментаМатериалом для анализа послужил текст, размещенный 13.04.2020 на сайте научно-популярного журнала «Наука и жизнь» «Выживает умнейший»,

Слайд 6Методика эксперимента

Для проведения эксперимента были приглашены респонденты, которые читали выбранный

для анализа текст вслух и записывали свой голос на аудионоситель.
Методика

проведения эксперимента была позаимствована у лингвиста Г. Н. Ивановой-Лукьяновой.
Она состоит в изучении ритма прозаического текста с точки зрения трёх его ритмических характеристик: слоговой, синтагматической и интонационной, выражающихся в индексах в виде десятичных дробей (чем больше индекс, тем ниже ритмичность).
Методика экспериментаДля проведения эксперимента были приглашены респонденты, которые читали выбранный для анализа текст вслух и записывали свой

Слайд 7Слоговая характеристика текста
Состоит в соотношении так называемых нарушений в слоговом

составе межударных интервалов ко всем интервалам в тексте.
Нарушением считается межударный

интервал, отклоняющийся от среднего (равного 2-2,5 слогам) в 2 или более раз в сторону увеличения или уменьшения.
«Чем меньше величина отклонения количества слогов от среднего межударного интервала, тем выше ритмическая стройность текста» (Г. Н. Иванова-Лукьянова, 2017).
Формула: кол-во нарушений разделить на кол-во всех межударных интервалов.
Слоговая характеристика текстаСостоит в соотношении так называемых нарушений в слоговом составе межударных интервалов ко всем интервалам в

Слайд 8Синтагматическая характеристика текста

Состоит в соотношении количества сочетаний контрастных по величине

синтагм и всех сочетаний синтагм в тексте.
Контрастными считаются синтагмы, различающиеся

на более чем два такта по длине.
Чем больше процент контрастных сочетаний в тексте, тем ниже показатели ритмичности.
Формула: количество контрастных сочетаний синтагм разделить на количество всех сочетаний синтагм.
Синтагматическая характеристика текстаСостоит в соотношении количества сочетаний контрастных по величине синтагм и всех сочетаний синтагм в тексте.Контрастными

Слайд 9Интонационная характеристика текста
Состоит в соотношении случаев отклонения от абсолютной ритмичности

и всех сочетаний интонем (синтагм).
Отклонением от абсолютной ритмичности признаются следующие

подряд интонемы одинакового типа (восходящие или нисходящие), а абсолютной ритмичностью – чередование разных по типу интонем.
Чем больше процент отклонений, тем ниже уровень ритмичности.
Формула: количество отклонений разделить на количество всех сочетаний интонем (синтагм).
Интонационная характеристика текстаСостоит в соотношении случаев отклонения от абсолютной ритмичности и всех сочетаний интонем (синтагм).Отклонением от абсолютной

Слайд 10Определение ритма
В основу работы положено определение, которое было сформулировано нами

при изучении и анализе работ О. С. Ахмановой, Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой, Т. В. Матвеевой,

В. М. Ярцевой, Б. В. Томашевского, Н. В. Черемисиной, А. М. Пешковского.
Ритм речи – это регулярное чередование ударных и безударных (долгих и кратких) слогов, поддерживаемое звуковыми, интонационными, синтаксическими, лексико-семантическими средствами, выполняющее структури­ру­ю­щую, тексто­обра­зу­ю­щую и экспрессивно-эмоциональную функции.
Определение ритмаВ основу работы положено определение, которое было сформулировано нами при изучении и анализе работ О. С. Ахмановой, Д. Э. Розенталя

Слайд 11Определение ритма

Приведённое определение обусловило выбор методики для работы над текстом.

Методика Г. Н. Ивановой-Лукьяновой учитывает, что:
слог – это минимальная единица повторности, создающей

ритм;
синтагма – единица, которая реализует ритм, являясь как бы платформой для его функционирования;
интонация тесно связана с ритмом и не может быть отделена от него.
Определение ритмаПриведённое определение обусловило выбор методики для работы над текстом. Методика Г. Н. Ивановой-Лукьяновой учитывает, что:слог – это минимальная

Слайд 12Стилистические особенности текста
Выбранный для анализа текст – научно-популярного стиля.
Однако

следует учитывать, что научно-популярный функциональный стиль в силу своей пограничной

природы заимствует черты у других стилей и может, таким образом, приближаться к научному, публицистическому, разговорному или художественному стилю.
Лингвистические особенности, общие для научно-популярного стиля речи и других стилей представлены в следующей таблице:
Стилистические особенности текстаВыбранный для анализа текст – научно-популярного стиля. Однако следует учитывать, что научно-популярный функциональный стиль в

Слайд 14Стилистические особенности текста

Текст, выбранный для анализа, был, в соответствии со

своими чертами, научно-популярным по стилю. При этом его стиль сближался

с художественным по некоторым характерным особенностям.
Результаты эксперимента показали, что это обстоятельство прямо отразилось на ритмической организации текста.
Стилистические особенности текстаТекст, выбранный для анализа, был, в соответствии со своими чертами, научно-популярным по стилю. При этом

Слайд 15Стилистические особенности текста
Например, в тексте были активны глаголы (в случаях,

где могли бы быть использованы именные конструкции), причём глаголы в

действительном залоге. Это характерно для художественного, разговорного и публицистического стилей в противопоставление научному: Человек меняет окружающую среду, и животным приходится как-то в этой изменённой среде выживать; ...в итоге получилось более 3800 примеров того, как птицы разных видов демонстрируют пластичность поведения.
Стилистические особенности текстаНапример, в тексте были активны глаголы (в случаях, где могли бы быть использованы именные конструкции),

Слайд 16Стилистические особенности текста
Кроме того, в тексте встречается вопрос: Но действительно

ли выживают?
Далее, в нём активны эллиптические конструкции: ...нужно сопоставить поведение

особей того или иного вида с экологическим статусом вида: падает ли его численность или растёт.
Текст включает экспрессивные языковые средства: ...которым просто биология не позволяет расширить рацион; ... умение хорошо соображать.

Стилистические особенности текстаКроме того, в тексте встречается вопрос: Но действительно ли выживают?Далее, в нём активны эллиптические конструкции:

Слайд 17Результаты эксперимента
Все показатели ритмичности в нашем эксперименте были высокими и

соответствовали характерным для художественных текстов по Г. Н. Ивановой-Лукьяновой.
Так, индекс

слоговой характеристики текста составил 0,14-0,15 при показателе самой высокой ритмичности, равном 0,1.
Результаты исследования по синтагматической характеристике варьировались от респондента к респонденту. Например, количество контрастных сочетаний синтагм в прочтении Респондента №1 оказалось значительно выше, чем в других прочтениях: индекс 0,35 против 0,23 и 0, 27. Характерный для художественной прозы показатель – 0,02-0,26.
Результаты экспериментаВсе показатели ритмичности в нашем эксперименте были высокими и соответствовали характерным для художественных текстов по Г.

Слайд 18Результаты эксперимента

Интонационная характеристика показала примерно одинаковые результаты, несмотря на разные

ситуации у разных респондентов. Так, хотя в прочтении Респондента №2

было значительно больше (62 против 37-38) нарушений абсолютной ритмичности, большое количество синтагм уравновесило это множество. Показатели составили 0,4-0,5 при характерных индексах для художественных текстов 0,4-0,8 и для нехудожественных – 0,6-1.
Результаты экспериментаИнтонационная характеристика показала примерно одинаковые результаты, несмотря на разные ситуации у разных респондентов. Так, хотя в

Слайд 19Выводы

Ритмичность одного и того же текста, прочитанного разными респондентами, может

варьироваться. Это происходит из-за различий в восприятии текста и прямо

связано с планом содержания ритма.
Стилевая отнесённость текста влияет на его ритмические характеристики. Ритм текста может быть косвенным признаком, по которому определяется его стиль.
ВыводыРитмичность одного и того же текста, прочитанного разными респондентами, может варьироваться. Это происходит из-за различий в восприятии

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика