Слайд 1Риторика
Красноречие
Ораторское искусство
Слайд 2Из истории риторики
1. Истоки возникновения и развития ораторского искусства и
судебного красноречия. Риторика греко-римской античности.
2. Риторика средневековья, Возрождения и
Нового времени.
3. Отечественная риторика. Риторикия Древней Руси. Риторическое учение М.В.Ломоносова. Красноречие XVIII – XIX вв.
rheo > rhetor > rhetorike
говорю, лью, теку - ритор - риторика
Греция VII - V вв. до н.э.
Судебная реформа Дрáконта, 621 г. до н.э. («драконовские меры»).
Потребность в умении публично выступать в суде (обвинение и его опровержение). Логографы. Становление и развитие греческой демократии и государственности.
Специальные школы (эфебии)
Слайд 4Cофистическая школа
(греч. sophia – мудрость)
Разработка основ теории риторики, содержания
обучения риторике, подготовка к профессиональной деятельности ритора.
Риторические принципы: искусство составления
и украшения речи, монологизм, агональность, относительность истины.
Ср.: софист – 1) платный учитель философии, риторики и др. наук (в Др.Греции), 2) древнегреческий философ, принадлежащий школе софистов, 3) тот, кто пользуется софизмами
софизм – формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на сознательном нарушении правил логики.
софистика – словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.
риторика - пустое словесное украшательство, уводящее от главного, краснобайство и система уловок.
Первый трактат по риторике Коракаса: «Красноречие есть работница убеждения».
и с т ы
Протагор из Абдер (ок. 481-411
гг. до н.э.)
«…Так что же рассуждать? Я сказал,
что докажу тождество безобразного и
прекрасного…».
Горгий из Леонтии (ок. 483-375 гг. До
н.э.) – основатель античной риторики
(использование тропов, риторических фигур,
звуковой стороны речи > «очарование духа»
и «обман мысли»).
«…открыл, что вероятное важнее
истинного, и умел в своих речах малое
представить великим, а великое малым,
выдать старое за новое и новое признать
старым, об одном и том же предмете
высказывать противоречивые мнения».
Платон
Слайд 6Сократ
(ок. 470-399 г. до н.э.)
Этот Марсий приводил меня
часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше
жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место — в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души, сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно.
Платон. Диалог «Пир»
«Сократические беседы»: диалогичность, поиск истины, достижение согласия.
Слайд 7Платон (~427~347 гг. до н.э.),
философ, оратор, педагог,
основатель Академии:
красноречие основана
на
познании истины; риторика
царица наук, овладение ею –
высшая степень
образованности; надо,
чтобы
речевыми поступками
управляла мораль,
риторической технике должна
противостоять этика
Слайд 8Исократ (ок.436 г. до н.э.),
писатель, учитель риторики,
создатель общеобразовательной
школы:
риторика – основа
образования,
заключает в себе основы морали
и государственной мудрости;
в выражении мысли важно
искусство,
слог должен быть
отделанным и возвышенным.
Слайд 9Аристотель (384–322 гг. до н.э.), ученик Платона, основатель Ликея,
философ, ученый-энциклопедист, автор «Риторики», «Поэтики», «Аналитики», «Категорий».
Риторика - мастерство
доказательной речи,
способность
«находить
возможные способы
убеждения относительно
каждого данного предмета...».
В речи важный эмоции,
ясность, уместность.
Род речи определяется
этикой оратора, типом
аудитории и целью.
Слайд 10Демосфен (384–322 гг. до н.э.), политик, судебный и политический оратор
Страстная убежденность, сила аргументации, живость, благозвучие, гармоничность частей, личное достоинство
= стиль
Слайд 11Риторика в Древнем Риме
(II в. до н.э. - I
в. н.э.)
лат. оrus - рот > оrаrе — говорить >
orator — оратор
лицо, произносящее речь,
красноречивый, владеющий мастерством слова человек
Марк Туллий Цицерон (106-43
до н.э.), государственный
деятель, философ, выдающийся
оратор, автор трактатов «Об
ораторе», «Оратор» и др., где
разработана программа подготовки
оратора (знание предмета речи и
теории красноречия, развитие
мастерства в жизненных
ситуациях, а не в риторических
школах).
Слайд 12
Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.), полководец,
один из основателей Римской империи, писатель, оратор. уровня.
Луций Анней
Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н.э.), оратор, государственный и политический деятель
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 - 96 гг. н.э.), педагог, основатель новой риторической школы
Слайд 13ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РИТОРИКА
Риторúкия – составляющая книжного учения Древней Руси. Духовное красноречие.
*
греч. Ρητορυκη > риторикия – до 17 века
* риторúка –
в переводе с латинского “Риторики” Филиппа Меланхтона (1620 г.), позже ритóрика
* лат. rhetorica > реторика
* ветийство (ветий, вѣтія) > витийство, вития
* христосное глаголание
Риторика в XVII веке – одна из главных изучавшихся в школах дисциплин. Первые риторические трактаты русских авторов – митрополита Макария (1617-19 г.), М.И. Усачёва (1699 г.).
Труды М.В.Ломоносова – первое риторическое учение на русском языке.
Расцвет риторики в конце XVIII в. – начале XIX века. Повсеместное преподавание риторики в университетах, школах, церковных училищах. Риторическая школа российских академиков и университетская школа красноречия.
Становление русского судебного красноречия в 60-е годы XIX века.
А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский, Н. П. Карабчевский, А. И. Урусов, В.Д. Спасович, М.Г.Казаринов, П.Сергеич.
Слайд 14
Риторика
- 1) умение хорошо – правильно, убедительно, красиво
- излагать свои мысли, = красноречие, ораторский талант, ораторское искусство
– высокая степень мастерства в области речевой деятельности – подготовки и произнесения публичной речи;
2) филологическая дисциплина, изучающая речь как продукт речемыслительной деятельности - с точки зрения способов создания, построения, оформления, произнесения хорошей речи в различных сферах деятельности = наука о риторике - теория публичной речи и руководство по ее практическому применению в различных областях речевой деятельности.
- складывалась в Греции в V в до н.э. Как речевая практика была жизненно важна для граждан. Как наука входила в состав семи наук = искусств, составляющих программу античного образования.
- развивалась в двух направлениях. Софистическое связано с обучением практическому красноречию - красивой речи с уловками и приемами, направленными на победу оппонента любой ценой – даже в ущерб достижения истины, поэтому заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. Другая риторика учила совместно и непредвзято искать истину и открывать ее в речи выразительной и убедительной, основываясь при этом на этике и морали, совершенствоваться оратору как личности, различать верные умозаключения и софизмы.
- в дальнейшем на этой основе в риторике сложился азианизм – направление, ставшее целью речи занимательность и красоту, и аттицизм (аттикизм), заботившийся преимущественно о точности выражения и информативности речи.