Разделы презентаций


Риторика

Из истории риторики1. Истоки возникновения и развития ораторского искусства и судебного красноречия. Риторика греко-римской античности. 2. Риторика средневековья, Возрождения и Нового времени. 3. Отечественная риторика. Риторикия Древней Руси. Риторическое учение М.В.Ломоносова.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Риторика
Красноречие
Ораторское искусство

РиторикаКрасноречиеОраторское искусство

Слайд 2Из истории риторики
1. Истоки возникновения и развития ораторского искусства и

судебного красноречия. Риторика греко-римской античности.
2. Риторика средневековья, Возрождения и

Нового времени.
3. Отечественная риторика. Риторикия Древней Руси. Риторическое учение М.В.Ломоносова. Красноречие XVIII – XIX вв.
Из истории риторики1. Истоки возникновения и развития ораторского искусства и судебного красноречия. Риторика греко-римской античности. 2. Риторика

Слайд 3 греч.

rheo > rhetor > rhetorike

говорю, лью, теку - ритор - риторика

Греция VII - V вв. до н.э.
Судебная реформа Дрáконта, 621 г. до н.э. («драконовские меры»).
Потребность в умении публично выступать в суде (обвинение и его опровержение). Логографы. Становление и развитие греческой демократии и государственности.
Специальные школы (эфебии)

греч. rheo > rhetor >  rhetorike

Слайд 4Cофистическая школа (греч. sophia – мудрость)
Разработка основ теории риторики, содержания

обучения риторике, подготовка к профессиональной деятельности ритора.
Риторические принципы: искусство составления

и украшения речи, монологизм, агональность, относительность истины.
Ср.: софист – 1) платный учитель философии, риторики и др. наук (в Др.Греции), 2) древнегреческий философ, принадлежащий школе софистов, 3) тот, кто пользуется софизмами
софизм – формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на сознательном нарушении правил логики.
софистика – словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.
риторика - пустое словесное украшательство, уводящее от главного, краснобайство и система уловок.
Первый трактат по риторике Коракаса: «Красноречие есть работница убеждения».

Cофистическая школа  (греч. sophia – мудрость)Разработка основ теории риторики, содержания обучения риторике, подготовка к профессиональной деятельности

Слайд 5 С о ф

и с т ы
Протагор из Абдер (ок. 481-411
гг. до н.э.)

«…Так что же рассуждать? Я сказал,
что докажу тождество безобразного и
прекрасного…».

Горгий из Леонтии (ок. 483-375 гг. До
н.э.) – основатель античной риторики
(использование тропов, риторических фигур,
звуковой стороны речи > «очарование духа»
и «обман мысли»).
«…открыл, что вероятное важнее
истинного, и умел в своих речах малое
представить великим, а великое малым,
выдать старое за новое и новое признать
старым, об одном и том же предмете
высказывать противоречивые мнения».
Платон




С о ф и с т ыПротагор из Абдер (ок.

Слайд 6Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.)
Этот Марсий приводил меня

часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше

жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место — в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души, сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно.
Платон. Диалог «Пир»
«Сократические беседы»: диалогичность, поиск истины, достижение согласия.
Сократ  (ок. 470-399 г. до н.э.) Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне

Слайд 7Платон (~427~347 гг. до н.э.),
философ, оратор, педагог,
основатель Академии:
красноречие основана

на
познании истины; риторика
царица наук, овладение ею –
высшая степень
образованности; надо,

чтобы
речевыми поступками
управляла мораль,
риторической технике должна
противостоять этика

Платон (~427~347 гг. до н.э.),философ, оратор, педагог,основатель Академии: красноречие основана напознании истины; риторика царица наук, овладение ею

Слайд 8Исократ (ок.436 г. до н.э.),
писатель, учитель риторики,
создатель общеобразовательной
школы:
риторика – основа

образования,
заключает в себе основы морали
и государственной мудрости;
в выражении мысли важно
искусство,

слог должен быть
отделанным и возвышенным.
Исократ (ок.436 г. до н.э.),писатель, учитель риторики,создатель общеобразовательнойшколы:риторика – основа образования,заключает в себе основы моралии государственной мудрости;в

Слайд 9Аристотель (384–322 гг. до н.э.), ученик Платона, основатель Ликея,

философ, ученый-энциклопедист, автор «Риторики», «Поэтики», «Аналитики», «Категорий».
Риторика - мастерство
доказательной речи,
способность

«находить
возможные способы
убеждения относительно
каждого данного предмета...».
В речи важный эмоции,
ясность, уместность.
Род речи определяется
этикой оратора, типом
аудитории и целью.
Аристотель  (384–322 гг. до н.э.), ученик Платона, основатель Ликея, философ, ученый-энциклопедист, автор «Риторики», «Поэтики», «Аналитики», «Категорий».

Слайд 10Демосфен (384–322 гг. до н.э.), политик, судебный и политический оратор


Страстная убежденность, сила аргументации, живость, благозвучие, гармоничность частей, личное достоинство

= стиль
Демосфен (384–322 гг. до н.э.), политик, судебный и политический оратор Страстная убежденность, сила аргументации, живость, благозвучие, гармоничность

Слайд 11Риторика в Древнем Риме (II в. до н.э. - I

в. н.э.)
лат. оrus - рот > оrаrе — говорить >

orator — оратор
лицо, произносящее речь,
красноречивый, владеющий мастерством слова человек

Марк Туллий Цицерон (106-43
до н.э.), государственный
деятель, философ, выдающийся
оратор, автор трактатов «Об
ораторе», «Оратор» и др., где
разработана программа подготовки
оратора (знание предмета речи и
теории красноречия, развитие
мастерства в жизненных
ситуациях, а не в риторических
школах).
Риторика в Древнем Риме  (II в. до н.э. - I в. н.э.) лат. оrus - рот

Слайд 12
Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.), полководец,

один из основателей Римской империи, писатель, оратор. уровня.

Луций Анней

Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н.э.), оратор, государственный и политический деятель

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 - 96 гг. н.э.), педагог, основатель новой риторической школы

Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.), полководец, один из основателей  Римской империи, писатель,

Слайд 13ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РИТОРИКА
Риторúкия – составляющая книжного учения Древней Руси. Духовное красноречие.

*

греч. Ρητορυκη > риторикия – до 17 века
* риторúка –

в переводе с латинского “Риторики” Филиппа Меланхтона (1620 г.), позже ритóрика
* лат. rhetorica > реторика
* ветийство (ветий, вѣтія) > витийство, вития
* христосное глаголание

Риторика в XVII веке – одна из главных изучавшихся в школах дисциплин. Первые риторические трактаты русских авторов – митрополита Макария (1617-19 г.), М.И. Усачёва (1699 г.).
Труды М.В.Ломоносова – первое риторическое учение на русском языке.
Расцвет риторики в конце XVIII в. – начале XIX века. Повсеместное преподавание риторики в университетах, школах, церковных училищах. Риторическая школа российских академиков и университетская школа красноречия.
Становление русского судебного красноречия в 60-е годы XIX века.
А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский, Н. П. Карабчевский, А. И. Урусов, В.Д. Спасович, М.Г.Казаринов, П.Сергеич.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РИТОРИКАРиторúкия – составляющая книжного учения Древней Руси. Духовное красноречие.* греч. Ρητορυκη > риторикия – до 17

Слайд 14 Риторика

- 1) умение хорошо – правильно, убедительно, красиво

- излагать свои мысли, = красноречие, ораторский талант, ораторское искусство

– высокая степень мастерства в области речевой деятельности – подготовки и произнесения публичной речи;
2) филологическая дисциплина, изучающая речь как продукт речемыслительной деятельности - с точки зрения способов создания, построения, оформления, произнесения хорошей речи в различных сферах деятельности = наука о риторике - теория публичной речи и руководство по ее практическому применению в различных областях речевой деятельности.
- складывалась в Греции в V в до н.э. Как речевая практика была жизненно важна для граждан. Как наука входила в состав семи наук = искусств, составляющих программу античного образования.
- развивалась в двух направлениях. Софистическое связано с обучением практическому красноречию - красивой речи с уловками и приемами, направленными на победу оппонента любой ценой – даже в ущерб достижения истины, поэтому заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. Другая риторика учила совместно и непредвзято искать истину и открывать ее в речи выразительной и убедительной, основываясь при этом на этике и морали, совершенствоваться оратору как личности, различать верные умозаключения и софизмы.
- в дальнейшем на этой основе в риторике сложился азианизм – направление, ставшее целью речи занимательность и красоту, и аттицизм (аттикизм), заботившийся преимущественно о точности выражения и информативности речи.
Риторика - 1) умение хорошо – правильно, убедительно, красиво - излагать свои мысли, = красноречие,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика