Разделы презентаций


Роль биологического и социального в процессах индивидуального становления

Содержание

Индивидуальность: темпераментТеория темперамента создавалась как сугубо медицинская доктрина. Родоначальником доктрины темперамента считают Гиппократа.Гиппократ в организме различает четыре основные материи – кровь, лимфа, желтая желчь, черная желчь - и выделяет четыре типа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Роль биологического и социального в процессах индивидуального становления человека

Роль биологического и социального в процессах индивидуального становления человека

Слайд 2Индивидуальность: темперамент
Теория темперамента создавалась как сугубо медицинская доктрина. Родоначальником доктрины темперамента

считают Гиппократа.
Гиппократ в организме различает четыре основные материи – кровь,

лимфа, желтая желчь, черная желчь - и выделяет четыре типа темперамента, происхождение которых он соотносит с четырьмя странами света.
Индивидуальность: темпераментТеория темперамента создавалась как сугубо медицинская доктрина. Родоначальником доктрины темперамента считают Гиппократа.Гиппократ в организме различает четыре

Слайд 3Индивидуальность: темперамент
В учении Гиппократа первые материальная
основа тела была выведена

из окружающей
материальной природы. Утверждается, что
склад психики формируется внешней

средой, он является естественным следствием физических условий.
Индивидуальность: темпераментВ учении Гиппократа первые материальная основа тела была выведена из окружающей материальной природы. Утверждается, что склад

Слайд 4Индивидуальность: темперамент
По И.П.Павлову, темперамент в своей основе
является врожденной чертой

человека,
детерминируется действием основных свойств
центральной нервной системы:
силой -

слабостью,
уравновновешенностью –
неуравновешенностью,
подвижностью - инертностью
процессов возбуждения и торможения.
Индивидуальность: темпераментПо И.П.Павлову, темперамент в своей основе является врожденной чертой человека, детерминируется действием основных свойств центральной нервной

Слайд 5Индивидуальность: характер
Характер - соединение биологически детерминированного темперамента с особенностями социализации,

воспитания, образования и т.д.
Впервые термин «характер» стал применяться к человеку

(Геродотом (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.)
Индивидуальность: характерХарактер - соединение биологически детерминированного темперамента с особенностями социализации, воспитания, образования и т.д.Впервые термин «характер» стал

Слайд 6Термином «признак» обозначают любую особенность организма, как в его внешнем

облике, так и во внутреннем строении.
Признаки качественные (альтернативные) - имеется

четкое различие особей по фенотипическому проявлению признака.

Признак кач. = один
или несколько генов

Признаки количественные - фенотипы образуют непрерывный ряд с разной степенью проявления какого-то свойства.

Признак кол.=
Генотип + Среда



Термином «признак» обозначают любую особенность организма, как в его внешнем облике, так и во внутреннем строении.Признаки качественные

Слайд 7Индивидуальность: наследование
До ХХ века было широко распространено мнение, что среда

влияет не только на проявление наследственных признаков, но и на

саму наследственность.
С точки зрения современной науки, благоприобретенные признаки не наследуются в силу односторонней направленности потока генетической информации: ДНК---- белок.
Индивидуальность: наследованиеДо ХХ века было широко распространено мнение, что среда влияет не только на проявление наследственных признаков,

Слайд 8Индивидуальность
Причины внутривидовой изменчивости вида Homo sapiens:
рождение в результате полового размножения;


мутации;
средовые воздействия.

Фенотип - продукт сложного взаимодействия генотипа и

среды.
ИндивидуальностьПричины внутривидовой изменчивости вида Homo sapiens:рождение в результате полового размножения; мутации;средовые воздействия. Фенотип - продукт сложного взаимодействия

Слайд 9Индивидуальность
Исследовать индивидуальность человека означает ответить на следующие вопросы:
определить признак, который

будет исследован;
создать способы диагностики признака;
определить насколько устойчивы выделенные характеристики;
понять причины

различия в проявлении исследуемого признака - есть она результат воспитания или наследуемости.

ИндивидуальностьИсследовать индивидуальность человека означает ответить на следующие вопросы:определить признак, который будет исследован;создать способы диагностики признака;определить насколько устойчивы

Слайд 10Индивидуальность: наследование
Наследуемость - относительная доля изменчивости какого-либо признака, определяемая различиями

в генотипе.

Наследуемость - это не свойство признака или гена,

его определяющего, а свойство всей системы.
Индивидуальность: наследованиеНаследуемость - относительная доля изменчивости какого-либо признака, определяемая различиями в генотипе. Наследуемость - это не свойство

Слайд 11Индивидуальность
Основные методы психогенетики:
популяционный (популяционно-статистический, популяционно-генетический)

генеалогический(семейные исследования)

приемных детей

метод близнецов

ИндивидуальностьОсновные методы психогенетики:популяционный (популяционно-статистический, популяционно-генетический)генеалогический(семейные исследования)приемных детейметод близнецов

Слайд 12Индивидуальность: интеллект
Основные подходы к определению интеллекта:
интеллект – не сумма знаний

и умственных операций, а то, что способствует их успешному выполнению.


интеллект - сумма или средняя величина ряда способностей – вербальных, математических, пространственных ориентаций, свойств памяти и т.д.
Индивидуальность: интеллектОсновные подходы к определению интеллекта:интеллект – не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует

Слайд 13Индивидуальность: интеллект
Первым исследователем, употребившим в литературе термин «интеллектуальный тест», был

Дж. М. Кеттел.
Первый шаг в развитии метода тестов был сделан

французским врачом и психологом А. Бине (1857-1911), создателем самой популярной серии тестов.
Индивидуальность: интеллектПервым исследователем, употребившим в литературе термин «интеллектуальный тест», был Дж. М. Кеттел.Первый шаг в развитии метода

Слайд 14Индивидуальность: интеллект
Тест IQ превратился в метод оценки врожденных умственных способностей,

которые, как предполагается, независимы от обучения и прошлого опыта.
Представление о

том, что тесты IQ измеряют нечто внутренне присущее индивиду и независимое от влияния внешних условий лежит в основе интеллектуального тестирования.
Индивидуальность: интеллектТест IQ превратился в метод оценки врожденных умственных способностей, которые, как предполагается, независимы от обучения и

Слайд 15Индивидуальность: интеллект
Важные социальные претензии умственного тестирования заключаются в том, что

они объясняют различия в социальном успехе.

Индивидуальность: интеллектВажные социальные претензии умственного тестирования заключаются в том, что они объясняют различия в социальном успехе.

Слайд 16Индивидуальность: интеллект
Корреляция между IQ в детском возрасте и доходом /

статусом в зрелом возрасте.
вариант 1: IQ в детском возрасте 

школьная успеваемость  доход/статус в зрелом возрасте.
вариант 2: IQ в детском возрасте  IQ в зрелом возрасте  доход/статус в зрелом возрасте.
вариант 3: IQ в детском возрасте  школьная успеваемость  IQ в зрелом возрасте  доход или статус в зрелом возрасте.


Индивидуальность: интеллектКорреляция между IQ в детском возрасте и доходом / статусом в зрелом возрасте.вариант 1: IQ в

Слайд 17Индивидуальность: интеллект
Термин «эмоциональный интеллект» (EQ) веден психологом П. Саловеем и

Дж. Мейером.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать отношения личности,

репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Индивидуальность: интеллектТермин «эмоциональный интеллект» (EQ) веден психологом П. Саловеем и Дж. Мейером. Эмоциональный интеллект – это способность

Слайд 18Индивидуальность: интеллект
Успешность решения задач на понимание эмоций зависят от следующих

факторов:
осознание переживаний;
называние-обозначение эмоций;
отвлечение от переживаний и переключение на причину эмоций,

предмет переживания;
выделение значимых качеств, свойств объекта;
осознание мотива.

Индивидуальность: интеллектУспешность решения задач на понимание эмоций зависят от следующих факторов:осознание переживаний;называние-обозначение эмоций;отвлечение от переживаний и переключение

Слайд 19Индивидуальность: выводы
Исследования индивидуальности указывают на совокупную роль генетических и средовых

факторов.
Фундаментальная проблема, возникающая в связи с этим выводом, имеет

социально-экономическое и политическое звучание: каким образом создать достойные (разнообразные) условия существования для каждого члена общества.
Индивидуальность: выводыИсследования индивидуальности указывают на совокупную роль генетических и средовых факторов. Фундаментальная проблема, возникающая в связи с

Слайд 20Талант и Гениальность
Гениальность – высший уровень проявления творческих способностей, является

общественной оценкой достижений личности.

Талант и ГениальностьГениальность – высший уровень проявления творческих способностей, является общественной оценкой достижений личности.

Слайд 21Гений и общество
Владимир Павлович Эфроимсон

Гений и обществоВладимир Павлович Эфроимсон

Слайд 22Человек биологическое или социальное существо?

Человек биологическое или социальное существо?

Слайд 23Определение человека
Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее

даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими

в процессе общественного труда».
Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека — его биологическое начало и его социальную сущность
Определение человекаСловарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия

Слайд 24социальное существо
биологическое
Человек часть природы, и его формирование подчиняется всем природным законам.

Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои

физиологические потребности, потому что, если он не будет их выполнять он умрет . Человек растет, он подвержен болезням, стареет и умирает.
Например:
 Рэнди Гарднер (Randy Gardner) провел без сна 264 часа. Он завершил свое пребывание без сна потому, что у него началась лихорадка: боль в глазах, головные боли и он перестал «чувствовать ноги».
Дэвид Блэйн побил мировой рекорд по задержке дыхания.  Его вытянули на 17 минуте и 4,4 секунде, т.к. возникли проблемы с пульсом.


социальное

Человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки.   Под влиянием общества, в котором мы живем, формируется наш внутренний (духовный мир).
Например:
В 2003 году в Ивановской области был обнаружен  4 – летний мальчик, которого воспитала кошка. Мальчик, не имея других воспитателей, научился у кошки лакать из блюдца, тереться о чужие ноги и, впитал в себя звериные повадки, выживать, опираясь на звериные повадки.

социальное существобиологическоеЧеловек часть природы, и его формирование подчиняется всем природным законам. Он, как и другие природные существа, должен

Слайд 25Существо биологическое, подчиненное законам природы
По показателям биологического приспособления к природе

человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира.
У человека

нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система.
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Она обеспечивает простор для духовного роста и развития человека и общества.
Существо биологическое,  подчиненное законам природыПо показателям биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей

Слайд 26Существо социальное
Человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому

присущи исключительно животные привычки.
Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен

воспитываться людьми и получить человеческое воспитание.
Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы.
Существо социальноеЧеловек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки. Чтобы стать человеком

Слайд 27Отличие от животных
Человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия

труда предметы быта);
Изменяет окружающий мир не только по потребностям, но

и по законам нравственности и красоты;
Действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;
Действует универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;
Относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.
Отличие от животныхЧеловек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);Изменяет окружающий мир не только

Слайд 28Человек - биологическое и социальное существо 
Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу: она, являясь

биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека.
Человек —

не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему, как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции.
Все вместе эти качества — как прирожденные, так и приобретенные в обществе — характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Человек - биологическое и социальное существо Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу: она, являясь биологической, не заключается в одной лишь природной

Слайд 29Индивид и индивидуальность
Каждый человек обладает своими особыми признаками, которые отличают

его от многих других. Часть этих признаков исключительно индивидуальна, то есть в

природе не существует двух людей с одинаковыми признакамиВ науке принят специальный термин «индивид» (от лат. нераздельный, неделимый) — человек как отдельная личность в среде других людей. Производный от этого слова термин  «индивидуальность»  характеризует человека как одного из многих, но учитывает его личные особенности, в том числе внешний облик, специфическую манеру поведения, характер и т.д.

Индивид и индивидуальностьКаждый человек обладает своими особыми признаками, которые отличают его от многих других. Часть этих признаков исключительно

Слайд 30личность
Человек ценен для общества прежде всего своими социально значимыми качествами,

которые в своей совокупности характеризуют личность. Чтобы стать личностью, надо обладать —

разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия.

личностьЧеловек ценен для общества прежде всего своими социально значимыми качествами, которые в своей совокупности характеризуют личность. Чтобы стать личностью,

Слайд 31Преобладание биологического над социальным

Биологическое в человеке имеет особое значение во

всех процессах его жизнедеятельности. В процессе индивидуального развития человек отражает

обобщенные черты развития своего рода. Так, в период времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена социализированная генетическая программа, все же он в большей степени является биологическим существом, подчиняясь, главным образом, только законам биологии.
Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать, однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства, которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему развитию в условиях социума.
На современном этапе развития каждый человек благодаря биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и, соответственно, основанную на нем способность к членораздельной речи.
На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт, что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после рождения.
Преобладание биологического над социальнымБиологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его жизнедеятельности. В процессе индивидуального

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика