Слайд 1Роль эмоций
в работе педагога
Слайд 2План
Сущность эмоций, эмоционального интеллекта.
Сущность и профилактика профессионального «выгорания».
Стресс и
его профилактика.
Понятие ассертивности. Техники отказа собеседнику.
Искусство делать и принимать комплименты.
Слайд 31. Сущность эмоций, эмоционального интеллекта
Эмоции – это физиологические состояния организма,
имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований
и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения (П.К.Анохин).
Эмоции и мышление связаны между собой.
«Эмоциональный интеллект» - способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми (П.Саловей, Дж.Майер).
Слайд 12П.Саловей, Дж.Майер выделили 4 основных аспекта эмоционального интеллекта:
Восприятие эмоций.
Использование эмоций
для улучшения мышления.
Понимание эмоций.
Управление эмоциями.
Слайд 131. Восприятие эмоций:
способность распознавать свои эмоции;
способность распознавать эмоции
других людей;
способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности;
способность
находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоций.
Слайд 152. Использование эмоций для улучшения мышления:
способность включать эмоции при выполнении
мыслительных операций;
способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений;
способность
использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения;
способность применять эмоции в процессе создания чего-то нового.
Слайд 173. Понимание эмоций:
способность понимать, как одна эмоция может быть связана
с другой;
способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может
за этим последовать;
способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций;
способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую.
Слайд 204. Управление эмоциями:
способность быть открытым эмоциональным проявлениям как положительным, так
и отрицательным;
способность исследовать причины появления определенных эмоций;
способность вызывать определенные эмоциональные
состояния, продлевать их и выходить из них;
способность помогать другим справляться с их эмоциями.
Слайд 22Развитие эмоционального интеллекта:
помогает снизить агрессию;
может служить профилактикой депрессии, раздражительности;
необходимо при
планировании и спонтанной корректировке образовательного процесса;
помогает грамотно спланировать и провести
беседу;
обеспечивает эффективность общения и т.д.
Слайд 232. Сущность и профилактика профессионального «выгорания»
Профессиональное выгорание – это:
неблагоприятная реакция
человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо-физиологические
и поведенческие компоненты (Д.Гринберг).
синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них (Г.Селье).
Слайд 24Синдрому выгорания подвержены:
те, кто вынужден по долгу службы много и
интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми;
люди, испытывающие постоянный
внутриличностный конфликт в связи с работой;
те, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места;
те, кто попадают в новую, непривычную обстановку, в которой должны проявить высокую активность;
жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения с незнакомыми людьми.
Слайд 25Менее подвержены синдрому выгорания педагоги:
имеющие хорошее здоровье;
сознательно, целенаправленно заботящиеся о
своем физическом состоянии;
обладающие высокой самооценкой и уверенностью в своих силах;
имеющие
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способные конструктивно меняться в напряженных условиях;
обладающие высокой подвижностью, открытостью, общительностью, самостоятельностью и стремлением опираться на собственные силы;
способные позитивно мыслить.
Слайд 26В.В.Бойко выделяет внешние и внутренние факторы, провоцирующие выгорание.
Внешние факторы:
Хроническая напряженная
психоэмоциональная деятельность: нужно постоянно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать,
усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро принимать решения.
Дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента.
Слайд 27Повышенная ответственность за исполняемые функции: педагоги работают в режиме внешнего
и внутреннего контроля, постоянно входят в состояние субъекта, с которым
общаются; принимают на себя энергетические разряды партнеров.
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность по вертикали и горизонтали.
Психологически трудный контингент: дети с аномалиями развития, родители с претензиями и пр.
Слайд 28Внутренние факторы:
Склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональная сдержанность, низкая реактивность и
восприимчивость.
Интенсивная интериоризация: повышенная ответственность, интенсивное соучастие и сопереживания, мучительные раздумья
и пр.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи: безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Нравственные дефекты (неспособность проявлять совесть, добродетель, честность и пр.) и дезориентация личности (неумение отличить добро от зла, благо от вреда, плохое от хорошего).
Слайд 29 Три группы симптомов профессионального выгорания:
психофизические.
социально-психологические.
поведенческие.
Слайд 30К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:
чувство постоянной, непроходящей усталости не
только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна
(симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
Слайд 31частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря
или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное,
сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд 32К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся:
безразличие, скука, пассивность и депрессия
(пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие
события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
Слайд 33чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не
так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что
«не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 34К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся:
ощущение, что работа становится все
тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и
труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
Слайд 35чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к
работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание»
на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Слайд 36Синдром профессионального выгорания включает три основные составляющие:
эмоциональная истощенность: эмоциональное перенапряжение,
опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.
деперсонализация: развитие негативного, бездушного отношения, обезличенность
и формальность контактов, раздражение.
редукция профессиональных достижений: снижение чувства компетентности, недовольство собой, негативное самовосприятие в профессиональной сфере, безразличие к работе.
Слайд 37Три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:
Отдельные сбои при
выполнении функций (забывание каких-то моментов), боязнь ошибиться, повышенный контроль и
многократная проверка выполнения действий на фоне нервно-психической напряженности.
Снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, головные боли, простуда), повышенная раздражительность.
Собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к работе и жизни, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей
Слайд 38Следствие профессионального выгорания:
проблемы в семье;
нарушение взаимоотношений с родственниками,
в первую очередь – с детьми.
Слайд 39Три направления в работе для профилактики выгорания:
Организация деятельности.
Улучшение психологического климата
в коллективе.
Работа с индивидуальными особенностями.
Слайд 401. Организация деятельности:
возможность профессионального роста,
мотивация,
четкое распределение обязанностей,
благоприятные условия во время рабочего дня: обеспеченность пособиями и материалами,
техникой, возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
Слайд 412. Улучшение психологического климата в коллективе:
создание психологического комфорта.
пребывание на природе.
походы
в театр.
тренинги и пр.
Слайд 423. Работа с индивидуальными особенностями:
развитие креативности у педагогов (быстрота, гибкость,
точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, отказ от стереотипов).
невелирование
влияния негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих выгоранию: работа по развитию умений разрешать конфликты, достигать поставленных целей, пересматривать систему ценностей (тренинги).
снятие стрессовых состояний, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля своего состояния, повышение стрессоустойчивости (юмор, смех, наблюдение за пейзажем, «купание» в солнечных лучах и пр.).
Слайд 43Советы, которые помогут справиться с состоянием эмоционального опустошения (Д.Гринберг):
Составить список
реальных и абстрактных причин, побуждающих работать. Определить мотивацию, ценность и
значимость работы.
Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками.
Заботиться о физическом здоровье.
Заботиться о психическом здоровье.
Делать каждый день что-либо легкомысленное и т.д.
Слайд 443. Стресс и его профилактика
Стресс – это:
состояние психического напряжения, возникающее
у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных
условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах (Психологический словарь);
уровень изношенности организма (Г.Селье);
психическое и физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими и профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (А.Кольман).
Слайд 45Причины стресса (стрессор):
внутренние: эмоциональное состояние (гнев, страх);
внешние факторы
(запахи, шум).
Источники производственного стресса:
факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество
учеников);
персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье).
Слайд 46Отрицательные последствия стресса:
инфаркт;
инсульт;
психические заболевания и пр.
Стрессогенность различных событий определяется их
:
предсказуемостью (непредсказуемостью);
возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию.
Однако важны не сами события,
а то, насколько они затронули нас.
Слайд 47Положительное влияние стресса:
вносит яркие краски в серые будни;
приобретается опыт поведения
в экстремальных ситуациях;
происходит пересмотр убеждений, позиций, отношения к близкому окружению;
способствует
дальнейшему личностному росту;
обеспечивает жизненную безопасность.
Слайд 48Способы профилактики стресса (С.И.Сергеев):
Действия сотрудников: создавать приятные отношения с коллегами,
устанавливать реалистичные сроки для исполнения важных проектов, иногда ходить пешком,
не откладывать работу с неприятными проблемами и пр.
Мероприятия работодателя: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.
Меры по совершенствованию управления организацией: исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей, проведение обучения, улучшение условий труда и пр.
Слайд 49Советы учителям по управлению стрессом (Д.Фонтана):
Определите, относитесь ли вы к
группе риска. Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь
решать, что вы можете сделать, а что не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой.
Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в вас напряжение, печалят или раздражают. Составьте список таких ситуаций и правильно реагируйте.
Будьте реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-либо, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
Слайд 50В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а
не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях.
Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте
книги, выполняйте простые релаксационные упражнения и пр.
Слайд 51Профилактика стресса
Советы (М.Беркли-Ален):
Сделайте себе небольшой подарок.
Разрешите себе побыть некоторое время
в одиночестве.
Найдите время заняться своим любимым делом.
Позвольте себе полдня провести
за «ничегонеделанием».
В выходной позвольте себе подольше поспать.
Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями и пр.
Слайд 52Для снятия эмоционального напряжения нужно стремиться к снижению мышечного напряжения.
Для этого можно:
использовать упражнения на релаксацию (мышц лица, глаз);
находить положительные
моменты всегда;
любить себя чуть больше, чем раньше;
устраивать себе маленький праздник;
не впадать в неподвижность, рассказывать окружающим о случившемся и др.
Слайд 534. Понятие ассертивности. Техники отказа собеседнику
Ассертивность – черта личности, которая
характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать
поставленную цель (Ф.Бруно).
Ассертивный человек умеет:
сказать «нет» в тех случаях, когда это необходимо;
открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;
нести ответственность за свои поступки;
хвалить и делать комплименты;
принимать комплименты и критику;
вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;
постоять за себя и пр.
Слайд 54Мануэль Смит разработал самоутверждающую модель ассертивного поведения, которая включают следующие
принципы и права:
я могу оценивать мысли, собственное поведение, эмоции и
поэтому, самостоятельно отвечать за последствия;
я имею право не объяснять личностное поведение и не извиняться;
я имею право обдумать решение проблемы самостоятельно;
я имею право менять своё мнение;
я имею право не знать чего-либо;
я имею право отвечать за ошибки;
я имею право высказаться о том, что мне не интересно;
я имею право существовать независимо от доброжелательности людей, а также от их благосклонного отношения ко мне;
я имею право на принятие нелогичных решений;
я имею право высказаться, что кого-то не понимаю.
Слайд 55Техники отказа собеседнику (см.табл.):
Прямолинейное «нет» - отказ без объяснения причин.
Эта техника очень эффективна в общении с агрессивными и /
или напористыми людьми, т.к. исключает возможности для дальнейшего ведения переговоров.
Рефлексивное «нет» - более мягкая форма отказа. Человека мы выслушиваем, показываем свое понимание проблемы, высказываем сочувствие, добавляя в конце отказ. Техника эффективна в общении с людьми, которые пытаются играть на наших чувствах, вызвать жалость и пр.
Обоснованное «нет» - отказ с называнием серьезной причины. Техника подходит в общении с людьми, которые старше нас по возрасту или занимают более высокое положение по служебной лестнице.
Слайд 56Отсроченное «нет» - «нет» не говорится сразу, высказывается просьба о
времени на обдумывание. Техника подходит в общении с напористыми, настойчивыми
людьми, которые не терпят возражений.
Компромиссное «нет», или «нет» наполовину – выполнение части просьбы или отказ. Техника эффективна и в том случае, когда мы готовы помочь собеседнику, но его условия нам кажутся нереальными, и мы хотим предложить свои.
Дипломатичное «нет», или «нет» в мелочах – приглашение к переговорам, которые помогут найти взаимоприемлемое решение и одновременно отказать собеседнику по тем позициям, которые не можем (или не хотим) выполнить. Техника может быть использована тогда, когда собеседник готов идти на переговоры и трезво оценивает ситуацию.
Слайд 57Прежде чем сказать «нет», решите для себя, действительно ли вы
хотите отказать, взвесьте, что для вас важнее на текущий момент
– ваши собственные интересы или чувство гордости за то, что вы помогли кому-то, изменив свои планы.
Любое решение будет правильным, если оно принесет положительные эмоции и избавит от лишней головной боли.
Слайд 585. Искусство делать и принимать комплименты
Комплименты – это слова, содержащие
небольшое преувеличение положительных качеств человека.
Рекомендации о том, как делать комплименты:
выберите подходящее время и место;
установите контакт глаз с собеседником;
будьте лаконичны, говорите понятным языком;
используйте «Я-утверждение»;
подчеркивайте детали;
делайте комплименты искренне и адресно.
Слайд 59Каким же должен быть комплимент, чтобы после него не пришлось
никому краснеть? Комплимент должен:
а) указывать только на положительные качества;
б) утверждать данное качество,
а не содержать рекомендации по улучшению;
в) иметь небольшое преувеличение качества.
При этом комплимент не должен:
а) быть ниже мнения человека о самом себе;
б) содержать иронию или сарказм.
Слайд 60Правила комплиментов (см. табл.):
без гипербол;
без «приправ»;
без дидактики;
без двойного смысла;
без непонятных слов.
Слайд 61Искусство принимать комплименты:
испытывать чувство радости
давать искреннюю обратную связь;
принимая комплимент, следует
поблагодарить человека за оказанное вам внимание, сказав ему: «Благодарю вас»,
«Мне приятно, что вы это заметили» и пр.
Слайд 62Литература
Гринберг Д. Управление стрессом
— СПб: Питер, 2002.
Лимонова О.И. Эмоциональный
интеллект, его структура и методы измерения http://www.b17.ru/article/83561/.
Лукьянова Н.А. Профессиональное
самосознание педагога и синдром эмоционального выгорания http://w.school2100.ru/upload/iblock/1cc/1cc6b1c0abc823bd027a666d4ec9e00c.pdf.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб: Речь, 2010. – С.52-77.
Слайд 63Павлова Л. В. Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/trening-profilaktika-emocionalnogo-vygoraniya-pedagogov.html#comments
Самоукина
Н.В. Синдром профессионального выгорания http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001055.
Слайд 64Сушенцова Л.В./Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская
школа: от идеи к результату : сб. ст. / Федер.
агентство по образованию, ГОУ ВПО "Мар. гос. ун-т", Администрация муницип. образования "Медведев. муницип. р-н" Респ. Марий Эл. - Йошкар-Ола : ГОУВПО "Мар. гос. ун-т" , 2006. - С. 190-198 или http://www.b17.ru/article/3458/
Тамберг Ю.Г. Как научиться говорить комплименты http://www.litru.ru/?book=70732&description=1
6 способов развития ассертивности http://hr-portal.ru/article/6-sposobov-razvitiya-assertivnosti