Слайд 1Роль игрушки в развитии связной речи детей среднего возраста.
Подготовила
руководитель
РМО
Назарова Т.В.
Слайд 2«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной
силой народного русского языка»
Корней Иванович Чуковский.
Слайд 3 Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова,
которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных
играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью.
Слайд 4Виды занятий с игрушками
Огромное значение в развитие речи ребенка, обогащении
его словарного запаса, имеют занятия с использованием игрушки.
Занятия с игрушками
носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию, пополнения словаря дошкольника.
Слайд 5Виды занятий по игрушкам
1. Описание игрушки – связное последовательное описание
внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к
ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Кто это?» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми.
Слайд 62. Сюжетные рассказы (повествования):
а) рассказ по набору игрушек и по
отдельной игрушке – связный последовательный рассказ про игрушку, или группу
игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;
На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.
Слайд 7Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для
детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией,
в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.
Слайд 8В дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать
игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и
составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, пополняется словарный запас ребенка новыми словами-сравнениями, определениями.
Слайд 9Таким образом, эффективность занятий с использованием игрушки, как средства обучения
в развитие монологической связной речи ребенка и обогащении его словарного
запаса, не вызывает сомнений. Игрушка создает ребенку возможность закрепить и активизировать словарь, может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться, и поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.