Слайд 1Роль пропедевтики детских болезней в подготовке врача-педиатра. Периоды детского возраста
и их характеристика.
Проф. Новикова В.П.
Слайд 2Уважаемые студенты!
Вы приступаете к изучению дисциплины «Пропедевтика детских болезней», являющейся
одной из основ педиатрии.
Термин «пропедевтика» происходит от греческих слов
pro – перед, paideuo– обучаю, что в переводе означает «обучаю предварительно,
подготовительное обучение».
Слайд 3На протяжении детства ребенок, развиваясь, постоянно меняется.
Поэтому одним из
главных разделов пропедевтики детских болезней является анализ анатомо-физиологических особенностей, присущих
детям разного возраста начиная с периода новорожденности и до завершения подросткового периода.
Слайд 4В ходе изучения дисциплины вы узнаете о возрастных особенностях роста,
развития, формирования всех систем детского орга- низма;
изучите особенности методики
осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации у детей.
Ознакомитесь с объемом обследования больных при заболеваниях в детском возрасте, семиотикой основных поражений различных систем и организма в целом;
клинической трактовкой полученных данных общего и дополнительного обследования больных;
принципами рационального питания детей.
Слайд 5Несмотря на широкое внедрение высокоинформативных лабо- раторных и инструментальных методов
диагностики в современ- ной медицине, методы физикального обследования ребенка остаются
незаменимыми.
умение оценить развитие ребенка и его соответствие возрастным нормам, выявить отклонения в состоянии здоровья необходимо каждому педиатру.
Слайд 6Особое значение имеет формирование у студента навыков общения с детьми
разного возраста, а также с их родителями или законными представителями,
понимание психологии детей, так как при отсутствии контакта с ребенком педиатр не может в полной мере оказать ему квалифицированную помощь.
Слайд 7В целом, знание пропедевтики детских болезней подводит студента к изучению
частной патологии. Безусловно, самым эффективным методом обучения пропедевтике является обучение
«у постели больного».
Однако студент должен начинать работать с больным, имея базовые теоретические знания.
Слайд 8Именно с изучения пропедевтики детских болезней вы откроете для себя
необыкновенный мир клинической педиатрической практики.
Слайд 9ДЕТСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ
25% - 30% в развитых странах
ОБЩАЯ ПОПУЛЯЦИЯ
40% - 50%
в развивающихся странах
Слайд 10Различия детского и взрослого организмов:
Постоянный рост и развитие
Постоянные активные
анаболические биохимические процессы
Окончательная адаптации к окружающей среде.
Анатомическая дифференцировка
Функциональные особенности.
Ребенок-не маленький
взрослый.
Слайд 11Ребенок постоянно растет и развивается.
На каждом возрастном этапе своей
жизни он предстает в своем морфологическом, физическом и психологическом качестве.
В процессе человеческого онтогенеза выделяется ряд периодов развития.
Слайд 12Подготовительный период
1) период формирования наследственности
2) формирование соматического и репродуктивного
здоровья биологических родителей.
3) преконцепционный период
Слайд 13Антенатальный период
1) эмбриональный период (1 – 6-ая неделя) – происходит
закладка и формирование органов;
2) эмбриофетальный период (7 – 8-ая неделя)
– происходит формирование плаценты;
3) фетальный период (с 9-ой недели до рождения) происходит рост плода и тканевая дифференцировка органов.
Слайд 14В период имплантации 50-70% оплодотворенных яйцеклеток не развиваются, а тератогенные
факторы вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия)
или формируют тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов (их называют бластопатиями).
В период эмбриогенеза воздействие тератогенных факторов (эндогенных и экзогенных) вызывают эмбриопатии, которые представляют - грубые анатомические и диспластические пороки развития. Срок беременности от 3 до 7 недель – критический период развития эмбриона.
Слайд 15Эмбриофетальный период совпадает с окончанием формирования большинства внутренних органов, кроме
ЦНС и эндокринной системы.
От правильного формирования плаценты, а значит
и плацентарного кровообращения, зависит дальнейшая интенсивность роста плода.
Слайд 17Ранний фетальный подпериод – продолжается до конца 28 недели беременности.
Происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода, а воздействие
неблагоприятных факторов могут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией).
Из – за несформированного иммунитета, ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными реакциями, которые приводят к циррозам и фиброзам.
Но возможно и рождение незрелого недоношенного ребенка.
Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде называется общим термином - «ранние фетопатии».
Слайд 18Поздний фетальный подпериод – после 28 недель беременности до начала
родов.
В этот период происходит депонирование многих компонентов питания: соли
кальция, железа, меди, витамина В12, которые в течение нескольких месяцев будут поддерживать баланс питания грудного ребенка (т.к. в материнском молоке их недостаточно для быстро растущего ребенка после рождения).
В последние 10-12 недель беременности достигается достаточная степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации в родах; осуществляется также трансплацентарная передача Ig G матери, что обеспечивает высокий уровень пассивного иммунитета новорожденному.
В последние недели беременности происходит созревание «сурфактанта», который обеспечивает нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательных и пищеварительных трактов плода. Поэтому, рождение ребенка даже в относительно малой степени недоношенности существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения различных заболеваний.
Слайд 19Интранатальный период
– от начала появления родовых схваток до момента пережатия
пуповины и рождения плода.
Слайд 20В это время возможны: родовые травмы (легкие и тяжелые); нарушения
пуповинного ( и плацентарного) кровообращения или дыхания (асфиксия); оперативные роды
(кесарево сечение).
Слайд 21Постнатальный период
1) период новорожденности (до 3 – 4 недель).
2)
период грудного возраста (с 3 – 4 недель до 12
месяцев).
3) период раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
4) дошкольный период (от 3 до 6 лет)
5) младший школьный период (от 7 до 11 лет).
6) старший школьный период (от 12 до 17 – 18 лет).
Слайд 22Период новорожденности
а) ранний неонатальный период – первые 7 суток (прекращается
внутриутробная динамика, появляется легочное дыхание, начинает функционировать легочный круг кровообращения,
начинается энтеральное питание, изменяется энергетический и водный обмен
Слайд 23К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям относятся: физиологический
катар кожи, физиологическая потеря массы тела, физиологическое шелушение, конъюгационная желтуха
(не у всех), мочекислый инфаркт, половой криз, а лучше сказать гормональный криз новорожденных, связанный с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка, а также родовым стрессом. С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы могут легко нарушаться
Слайд 24В этом периоде выявляются различные аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания,
гемолитическая болезнь новорожденного, проявления внунриутробного инфицирования и инфицирования в родах,
аспирации, перенесенной гипоксии, родовой травмы, может быть,так называемый, синдром дыхательных расстройств, имеющий в основе незрелость легочной ткани. Приобретаются первые навыки сосания груди, это важно и для матери, у которой интенсивно развивается лактация. Необходима максимальная защита от инфицирования (гнойно-септические заболевания), т.к. у новорожденных практически отсутствуют секреторные Ig A, низкое содержание антител (Ig M, особенно по отношению грамотрицательной флоре, некоторым вирусам: герпес, цитомегаловирус, коксаки В), снижена функциональная активность лимфоцитов, не совершенна завершающая стадия фагоцитоза. Должна быть оптимальная температура окружающей среды (вследствие неустойчивой терморегуляции ребенка), необходим ранний тесный контакт новорожденного с матерью, раннее прикладывание к груди, их взаимное общение и привыкание.
Слайд 25Период новорожденности
б) поздний неонатальный период (с 8-го дня жизни
до конца 1-го месяца). В этот период происходит развитие анализаторов,
начинают формироваться координация движений и условные рефлексы. Происходит адаптация к условиям жизни;
Слайд 26Полной адаптации во внеутробной жизни еще не произошло, резистентность организма
ребенка низкая, поэтому осуществляется патронаж врача (3 раза) и медсестры
(3 раза) на дому; контролируют: состояние лактации у матери, активность сосания ребенка, прибавку массы тела, приемы ухода и кормления, режим, купание, состояние пупочной ранки, состояние сна, нервно-психическое развитие, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте 3-х недель - появляется улыбка и мимика радости на общение с матерью, - начало собственно психической жизни ребенка.
В позднем неонатальном подпериоде могут выявиться заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального периодов – прежде всего инфекции, в том числе вялотекущие внутриутробные и приобретенные.
Слайд 27Период грудного возраста
происходит завершение основных процессов адаптации к внеутробной
жизни
интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие
Формирование активного иммунитета
имеется недостаточная морфологическая и функциональная зрелость всех органов и систем;
Слайд 28Неадекватность питания в этом возрасте может быть причиной задержки физического,
нервно-психического и интеллектуального развития. Особенно чувствительны к пищевому обеспечению костная
ткань и система крови (отсюда рахит, железодифицитная анемия). Коме того, проницаемость слизистой оболочки ЖКТ объясняет легкое проникновение в кровоток пищевых аллергенов – с развитием аллергии (аллергодерматозы). В 2-3 месяца ребенок теряет пассивный иммунитет, а формирование антителообразования, особенно к кокковой флоре происходит сравнительно медленно, поэтому подверженность к заболеваниям детей грудного возраста оказывается довольно высокой. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания часто способствуют осложнению ОРВИ (отиты, бронхиолиты и пневмонии), течение которых отличается особой тяжестью.
Слайд 30Период раннего детского возраста
улучшение координации движений
быстрое развитие моторной
речи и психических функций
значительное повышение двигательной активности.
Начало социализации,
образования
Слайд 31Резко возникающая опасность травматизма. Высока познавательная деятельность, причем участвуют всевозможные
анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы
берутся в рот), поэтому высока частота аспирации инородных тел и «случайных» отравлений! Это возраст быстрого совершенствования речи. С полутора лет ребенок говорит фразы, к трем годам – длинные фразы.
Слайд 32Из заболеваний - чаще ОРВИ, т.к. расширяется контакт с другими
детьми на фоне незавершенного формирования иммунитета.
Формирование большей части аллергических
болезней, в т.ч. и бронхиальной астмы.
Слайд 33Дошкольный период
более медленное увеличение массы тела
начало замены молочных
зубов на постоянные
значительное улучшение памяти
совершенствование речи, правильное построение
фраз и произношение звуков
возникновение сложных взаимоотношений с разными детьми и взрослыми, формирование самолюбия;
Сохраняется высокий уровень инфекционных заболеваний
Слайд 34Младший школьный период
продолжается процесс появления постоянных зубов
совершенствуются все системы
организма
Интенсивное развитие когнитивных функций, интеллекта
Слайд 35Возрастают нагрузки на нервную систему и психику, ребенок меньшее время
проводит на воздухе, часто нарушается режим питания.
Однако дети не
всегда жалуются, поэтому родители за врачебной помощью обращаются меньше.
При специальных врачебных осмотрах выявляются дети с изменениями зрения, нарушениями осанки, кариесом зубов.
Остается высокой частота инфекционных заболеваний, ЛОР заболеваний, а также желудочно-кишечных и аллергических болезней и функциональных заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Увеличивается число детей с избыточным питанием (тучность и ожирение).
Основной причиной смертности детей является травматизм.
Слайд 36Старший школьный период
Препубертатный период
(позднее детство) – 10–12
лет –девочки и 12–14 лет- мальчики.
Пубертатный период – 12–14 –девочки
и 14–16 лет- мальчики.
Постпубертатный период -14–18 лет –девочки и 16–20 лет- мальчики.
Слайд 37Старший школьный период
Это самый трудный период психологического развития, формирование
воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Нередко это драматический пересмотр всей системы
жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, к сверстникам и обществу в целом. А здесь и крайние суждения и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам;
Слайд 38Происходит резкое изменение функции эндокринных желез.
Для девочек - это
период бурного полового созревания. Для юношей – его начало.
Характерная
патология- нарушение физического и полового развития при неустойчивости вегетативной регуляции с возникновением иногда тяжело переносимых расстройств сосудистого тонуса, а также заболеваний щитовидной железы.
Может быть тучность и заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь).