Слайд 1РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Слайд 2Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места
среди других людей.
Слайд 3От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе,
отношение к успехам и неудачам.
Слайд 4Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на
дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и
семейной жизни В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Слайд 5Если родители любят ребёнка, уважают, ценят успехи, то у него
естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребёнок в семье сталкивается с пренебрежением,
находится в зависимом положении, он не избежит неприятностей с негативной самооценкой.
Слайд 6В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения,
чётко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребёнок учится успешно решать встающие
перед ним в повседневной жизни задачи, т.к. чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Слайд 7Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в
зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат
его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей, контролируют его действия.
Слайд 8В результате ребёнок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит
в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим,
ценен.
Слайд 9РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ДАЛЕКО ИДУЩИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ
Слайд 101.Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность
учёбы. Отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько
уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
Слайд 112.Низкая самооценка не только искажает представления ребёнка о себе, но
и снижает способность любить и понимать других. Человек не может
любить другого, если не любит себя. Если ребёнок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
Слайд 123.Если ощущение неполноценности терзает ребёнка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия,
которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями может служить и уход
от реальности. Ребёнок создаёт свой собственный мир, в котором нет проблем. Может быть и сарказм, грубая речь, высокомерие.
Слайд 13Определение уровня самооценки ребёнка.
(Ступени)
Слайд 14РЕБЁНОК ПОМЕСТИЛ СЕБЯ НА ОДНОЙ ИЗ ТРЁХ НИЖНИХ СТУПЕНЕК- ЭТО
ТРЕВОЖНЫЙ СИМПТОМ.
Настало время спросить себя: Когда и за что я
в последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребёнком, а может и в семье.
Слайд 15Очень важно не спешить уверять ребёнка в том, что он
самый лучший на свете. Ребёнок вряд ли поверит в это
с первого слова – ведь он укрепился в собственной никчёмности. В такой ситуации вы должны быть тонким психологом.
Слайд 161.Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребёнок продемонстрировал высокую критичность,
честность.
Слайд 172.Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он
есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
Слайд 183.Принимая мнение ребёнка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на
том хорошем, что в нём есть, на тех успехах, которые
были. Попытайтесь узнать о каком-то достижении ребёнка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом внимание, подчёркивая его значимость.
Слайд 194.Омечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением
относитесь к его мнению.
Слайд 205.Вы должны быть готовы к тому, что ребёнок будет совершать
ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить
ребёнка делать выводы из ошибок.
Слайд 216.Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не
с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в
соревновании с самим собой. Гораздо важнее получать удовольствие от процесса учёбы, а не от заработанной оценки.
Слайд 22ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПОМЕСТИЛ СЕБЯ НА ОДНОЙ ИЗ ВЕРХНИХ
СТУПЕНЕК?
Очень важно не поторопиться с выводами. Задайте уточняющие вопросы, прежде,
чем бить тревогу, например: что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступени? Где ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?
Слайд 23Если ребёнок с уважением относится к сверстникам, если его достижения
объективны, то нет причин для беспокойства.
Слайд 24Но, если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, если
ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть
отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.
Слайд 25Лучше всего будет дать возможность ребёнку убедиться на собственном опыте,
что поставленная оценка им несколько завышена.
Слайд 26ПРИЗНАВ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях,
где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки,
в которых придётся винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Слайд 27ОБЩАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ:
Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми
недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчёркивайте его положительные качества, проявляйте
глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.
Слайд 28Желаю всем успеха! Спасибо за внимание!