Разделы презентаций


Роль загадки в развитии дошкольника

Содержание

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Роль загадки в развитии дошкольника
Загадка – одна из малых форм

устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме

даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Роль загадки в развитии дошкольникаЗагадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно

Слайд 2Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой

словесно-логическую задачу.
Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е.

совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, чувства юмора;
•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
•развитие сенсорной сферы.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.Отгадать загадку – значит ответить на

Слайд 3Виды загадок с примерами.
Прямые загадки,
в которых с помощью иносказаний,

прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.
ФОРМА
Разговорная
Что

такое: не лает, не кусает,
а в дом не пускает?









Стихотворная
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.

Виды загадок с примерами.Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет

Слайд 4Загадки-рифмовки.
Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное
слово так и

просится на язычок. Но польза от таких
словесных игр огромная.
Они

способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких

Слайд 5Загадки-обманки
тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус.
Отгадку нужно

подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить

последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это … (мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый ... (кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее ... (заяц, лиса)

Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус.Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу.

Слайд 6Загадки на образное мышление
обычно решаются, если рассматривать вопрос не

буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы,

которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в

Слайд 7Математические загадки
решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование

и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая

математика, но обрамленная в образную народную речь.

На крыльце сидит щенок,  Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один  И уселся рядом с ним.  (Сколько  стало щенят?)  (1+1=2)

Пять ребят в футбол играли. Одного домой забрали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет. (4) (5-1=4)

Сколько ушей у трёх котят?
Сколько ножек у стола?

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной

Слайд 8Принципы отбора загадок для дошкольников
При отборе загадок для работы с

детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое

значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.


Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать:
Загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета).

Оно округлое, может быть красное, желтое,
зеленое, растет на дереве и очень вкусное. (яблоко)


Принципы отбора загадок для дошкольников При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить	доступность	их	содержания,	учесть	опыт	ребенка, психологические

Слайд 9Рифмованные загадки (в которых отгадка
рифмуется с текстом загадки).

Ку-ка-ре-ку

кричит он звонко.
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?

(петух).

Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).

Рифмованные загадки (в которых отгадка рифмуется с текстом загадки).Ку-ка-ре-ку кричит он звонко. Хлопает крыльями громко-громко,Курочек верный пастух,Как

Слайд 10Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о

домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях

природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Стукнешь о стенку - А я отскачу.
Бросишь на землю - А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу. (Мяч)

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о

Слайд 11В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и
загадки-рифмовки,

что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с

целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста,
если я ... капуста
И зелен, и густ, на грядке
вырос куст.
Покапай немножко,
под кустом ... картошка
Отлежал себе бочок
Наш пузатый ... кабачок

В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки-рифмовки, что привлекает внимание детей, повышает их интерес,

Слайд 12Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую

наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать загадки о явлениях природы,

о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Зимнее стекло
Весной потекло. (лед)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (снег)
Растут - зеленеют
Упадут - пожелтеют
Полежат – почернеют. ( листья)

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать загадки

Слайд 13Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными

ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.

Брат с братом

сидят
всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг друга нет. глаза

В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине. чайник
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная

Слайд 14Загадка для старших детей может быть использована и как часть

занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о

многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.

Отгадай, какое слово есть
у каждого портного?
Это слово вместо шубы
ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. иголка

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры , предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки,

Слайд 15В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание,

часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Задача воспитателя - доступно пониманию

ребенка разбирать смысл метафор, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Хоть сама и снег и лед,
А уходит - слезы льет. зима

Посреди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади –метла.корова

Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото. яйцо

В	подготовительной группе детям, усложняя	учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Задача воспитателя

Слайд 16Детям, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять

в словах отдельные звуки, можно предложить загадки- «веселые стихи».Они донесут

до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый
лук с длинными усами!жук
Жучка будку не доела:
неохота, надоело.булку
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.грачей
На виду у детворы
крысу красят маляры.крышу

Детям, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки, можно предложить загадки-

Слайд 17
Сочинять свои собственные загадки —
это не менее интересно и

полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить

ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.

Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". воробей
Подобные описательные загадки
вполне по силам сочинять малышам,
начиная с трехлетнего возраста.
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа

Слайд 18 С ребятишками постарше, можно сочинять

загадки-сравнения:
Круглый, как шар,
Зеленый как трава,
Сладкий, как сахар

(арбуз).


Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить.

С усами, а не дядя,
Полосатая, а не тигр,
Живет в доме, а не собака. кошка

С ребятишками постарше, можно сочинять     загадки-сравнения:Круглый, как шар, Зеленый как трава, Сладкий,

Слайд 19Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите ребёнка

выделить его основное назначение, для чего он нужен. - Прятаться

от дождя!
А на что похож зонтик? - На купол, на грибок.
А какого он цвета? - Яркий, разноцветный, расписной.

Загадка готова :

Купол расписной
от дождя спрятал
нас с тобой.

Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите ребёнка выделить его основное назначение, для чего он

Слайд 20Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот,

чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом,

тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

Старый веселый и
очень много работает.

Он бывает разноцветный,
умеет летать и говорить.

Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки

Слайд 21Работа с родителями

Работа с родителями

Слайд 22Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи

детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления

детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика