Слайд 1Тема урока:
Русская философская мысль
Эпиграф:
«Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик
любит ставить вопросы философского характера – о смысле жизни, о
Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить царствие Божье»
Н.А. Бердяев
Слайд 2Особенности русской философии:
Философия связана с религией
Только в XIX в. можно
говорить о самостоятельности и независимости нашей философии от влияния Запада
Малый
интерес к вопросам теории познания
Антропоцентризм русских философских исканий
Слайд 35. Русская философия не теоцентрична, хотя и глубоко религиозна
6. В
центре философских размышлений человек, его судьба, смысл и цель истории
7.
Доминирует в философии моральная установка
8. Напряженное внимание философии к социальным проблемам, мысль глубоко исторична
Особенности русской философской мысли:
Слайд 4Этапы развития русской философии
Слайд 5988 г. - крещение Руси
Владимир Красное Солнышко г.Киев
Слайд 6Становление русской философии
«Слово о законе и благодати»
Философия совпадает с религией.
Учение о смене ветхозаветной истории эпохой благодати – это
божественный дар, но это возлагает на человека большую нравственную ответственность. Русская земля включилась в мировой процесс.
.
Митрополит Иларион, XI в.
Слайд 7Общественную мысль развивали и первые князья
«Поучение детям»
Продолжил обоснование включения русской
земли в общемировой процесс, а также изложил взгляды об основных
правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля
Владимир Мономах
1113-1125 гг
Слайд 8«Поучение детям»
Всего же прежде — убогих не забывайте, но по
силе возможности кормите их, наделяйте сироту, вдовицу судите сами, а
не давайте сильным погубить человека.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать: если и будет повинен смерти, (все-таки) души христианской не губите.
Слово молвив, лихое или доброе, не клянитесь богом, не креститеся: нет в том никакой нужды; если же будете крест целовать к братьям или к иному — кому, спросите (сперва) сердце ваше, на чем можете устоять, — и на том целуйте, и, целовавши, блюдите, чтобы нарушением (клятвы) не погубить души своей.
С любовию принимайте благословение от епископов, священников и игуменов и не устраняйтесь от них, но любите ихъ и по мере силъ наделяйте, чтобы получить чрез нихъ милость божию.
Слайд 9«Поучение детям»
Главное же — не имейте гордости ни в уме,
ни в сердце; говорите: мы смертны: сегодня живы, а завтра
в гробе; И в землю (сокровищ) не хороните: то — великий грех.
Старого чтите, как отца, а молодых, как братьевъ.
В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте сами; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы посетители ваши не посмеялись над домом вашим и над обедом вашим.
На войну вышед, не ленитесь и не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью; стражу расставляйте сами и, все устроив около войска, на ночь ложитесь и раньше вставайте; оружия не торопитесь снимать с себя: не предусмотрев (опасностей) по лености, внезапно человек погибает.
Слайд 10«Поучение детям»
Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них
погибаетъ душа и тѣло.
Во время объезда земель своих не позволяйте
бесчинствовать ни своим, ни чужим слугам ни въ селах, ни на полях, чтобы вас не проклинали; (напротив) куда пойдете и где остановитесь, — напоите и накормите нуждающихся; особенно же чтите иноземного гостя, откуда бы он ни пришел и кто бы он ни был: простой ли человек, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком, то хоть кушаньем и питьем: странствуя по всем землям, гости разносят о нас или добрую, или худую славу.
Больного посетите; проводите усопшего: все мы смертны; не минуйте человека, не приветив его и не сказав ему доброго слова.
Жен своих любите, но не давайте им власти над собою.
Слайд 11«Поучение детям»
Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце
своем).
Если всего не запомните, чаще прочитывайте: и мне будет приятно
и вам добро.
Что знаете доброго, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь: отец мой, например, дома сидя, изучил пять языков, — и в этом честь от других земель. Леность всему мать: что умеет, то забудет; чего не умеет, тому не научится.
Если хотите быть добрыми, не могите лениться ни на что доброе, и прежде всего — к церкви: да не застанет вас солнце в постели: так делал блаженный отец мой и все добрые христиане.
Слайд 13Московская Русь
«Москва-Третий Рим» -наследница исторической роли Византии
Все христианские царства сошлись
в одно. Россия- центр истинной веры -православия.
Филофей, игумен
Псковского монастыря,
XVI в.
«… внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, и четвертому же не бывать»
обращение к князю Василию III
Слайд 14XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия
Появилась Славяно-греко-латинская
академия (1672 г.) - вводились самостоятельные философские курсы. Братья Лихуды
реже обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского. Стремление представить более широкий взгляд на мир, знакомили не только с системой Птолемея, но и Н. Коперника
Слайд 15«Политика» (Разговоры о владетельстве) 1663 г.
Выдвигал программу преобразования Московского государства.
Он впервые политику назвал наукой
Политика – это королевская мудрость, началом
которой он считает познание самого себя - это 1 правило мудрости
Суть политической мудрости он выразил в 9 положениях
Юрий Крижанич
(1617-1683 гг)
XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия
Слайд 16Суть политической мудрости:
2 - познать природные условия страны, чем она
бедна
3 - познать свое житие, чем оно бедно и чем
славно
4 - познать чем мы сильнее и чем слабее других народов
5 - познать отечественное правление и законы, что плохо а что хорошо
6 - познать силу и слабость страны, кто соседи, что опасно, а что безопасно
Слайд 17Суть политической мудрости
7 - познать способ использования своего богатства и
его сохранения, направлять умы и руки подданных к приумножению народного
блага
8 - скрывать от других народов свои тайны, соблюдать достоинство и славу народную
9 - уметь различать разные советы, полезны ли они для нашего государства
Слайд 18В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение
которой –сохранение единственного истинного православного христианства
Искусство власти – в утверждении
идеала «Москва- Третий Рим»
XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия
Слайд 19XVIII век – эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох
в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.
В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Философы эпохи Просвещения:
Феофан Прокопович
Василий Татищев
Иван Посошков
Антиох Кантемир
Михаил Ломоносов
Слайд 20Один из первых философов –деистов - сторонников учения, согласно которому
природа созданная Богом, затем сама начала свое развитие
Познавать природу должны
практические науки, развитие которых нужно всячески поощрять
Феофан Прокопович,
руководитель Святейшего Синода
XVIII век – эпоха Просвещения
Слайд 21Основой общественных изменений считал человеческий разум
Считал, что эпоха Петра I
- время зрелости истории, проявлением которой служит изобретательство, создание свободных
от веры наук, распространение полезных книг
Василий Николаевич Татищев,
историк и публицист
XVIII век – эпоха Просвещения
Слайд 22Вплотную подошел к философским вопросам. Его занимали проблемы нравственности
«Я в
своем хотении волен и тем подобен Богу»
Человек полностью ответственен за
свои поступки
Он перевел на русский язык сочинения Платона, Аристотеля, Декарта, Локка, Монтескье
Антиох Дмитриевич Кантемир,
поэт и дипломат
XVIII век – эпоха Просвещения
Слайд 23В центре развития философской мысли стал Московский университет (25 января
1755 г)
Здесь был создан философский факультет. Этому факультету
отводилась роль начальной 2-хгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг)
XVIII век – эпоха Просвещения
Слайд 24XIX век – становление русской философии как науки
«Философские письма» (1829-1833
гг) «Апология сумасшедшего» (1837 г)
Построил систему, которая сочетала глубокую религиозность
и установку на самоценность человеческой личности
Задумался о пути России, о ее отсталости. Отлучении от всемирного воспитания рода человеческого
Петр Аркадьевич Чаадаев
(1794-1856 гг)
Слайд 25Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Именно Запад избран Провидением
для осуществления своих целей. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к
католицизму.
В первых философских письмах Россия показана страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Православие оторвало нас от цивилизации.
Позже он утверждает, Россия имеет свою историческую миссию: «Мы признаны решить большую часть социальных проблем, ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».
Чаадаев стоял у истоков западничества - одно из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в.
XIX век – становление русской философии как науки
Слайд 26Западники: А. Герцен, А. Кавелин, Т. Грановский
Западники считали, что у
России такой же путь развития, как у Запада
Идеал видели в
английской ограниченной монархии
Путь развития – реформы сверху
Тимофей Николаевич Грановский
XIX век – становление русской философии как науки
Слайд 27Славянофилы: А. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы
Славянофилы отстаивали идею самобытности России,
ее принципиальное отличие от Западной Европы. Любые попытки направить по
западному пути рассматривали как навязывание чужих ценностей. Опорой должна быть община, православие и монархия
XIX век – становление русской философии как науки
Алексей Степанович Хомяков
Слайд 28русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик
почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности
(1900 г.). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века
оказал
влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского и других
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900 гг)
XIX век – становление русской философии как науки
Слайд 29Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX
века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному
им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма.
Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX — начала XX века.
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900 гг)
XIX век – становление русской философии как науки
Слайд 31XX век – современная отечественная философия
В начале XX века целая
плеяда отечественных философов: Н. Бердяев, М. Булгаков, П. Флоренский, В.
Розанов, Густав Шпет.
Оформились различные философские течения:
материалистическая марксистская философия (В.И. Ленин)
евразийство (Н.А. Бердяев)
религиозный экзистенционализм (Н.А. Бердяев)
русский космизм (К.Э. Циолковский)
Слайд 32Россия есть Евразия, третий, средний материк, это особый исторический и
этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.
Эта теория близка славянофилам.
XX век – Евразийство
Николай Александрович Бердяев
(1874-1948 гг)
Слайд 33Но Бердяев увидел не гармоническое единство различных начал, а столкновение
и противоборство восточных и западных элементов. Культурный раскол общества (традиционная
культура низших классов и европейская - высших слоев). Колебания во внутренней политике - смена реформ контрреформами. Противоречия во внешней политике – от союза с Западом до противостояния ему
Историческая судьба русского народа - несчастная и страдальческая
XX век – Евразийство
Слайд 34XX в. – религиозный экзистенциализм
Концепция миросроения, ориентированная на человека:
Первореальность история
и природа, они вечны и включают в себя свободу
Все зло
в мире истекает из свободы
Бог необходим человеку как надежда на спасение
Богу нужен человек, как покаявшийся грешник
Новый мир – это вечное царство свободы и духа
Слайд 35Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935 гг)
XX век – Российский космизм
Владимир
Иванович Вернадский
(1863-1945
гг)
Космизм – философское мировоззрение, в основу которого положено представление о
Космосе и человеке, как «гражданине Мира», а также микрокосмосе, подобном Макрокосмосу
Слайд 36Советский период в философии
Догматический марксистский формационный подход
Наше общество, как и
другие страны и народы, движется по пути социализма и коммунизма.
Противопоставлять нас другим странам бессмысленно, т.к. все идут одной дорогой. Мы своим созидательным путем прокладываем дорогу в будущее всему человечеству
Владимир Ильич Ленин
(1870-1924 гг)
Слайд 37Развитие марксизма в Советской России
После революции 1917 года
Марксизм – государственная
идеология России
Идеи В.И. Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной
системы государства
В первой половине XX века марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России
Слайд 38Иосиф Виссарионович Сталин
(Джугашвили)
(1879-1953 гг)
Философия приобрела догматический характер, обслуживая политические
цели, т.е. фактически перестала быть философией, превратившись в форму обслуживания
государственной идеологии
Развитие философии в 30-50-е гг. XX в.
Слайд 39Философский пароход
Так называлась кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти
людей за границу в сентябре и ноябре 1922 г.
В мае
1922 г. В.И.Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»
Л.Д.Троцкий
Слайд 40Памятник
«Философскому пароходу»
на набережной
лейтенанта Шмидта
в Санкт-Петербурге
29 сентября
1922 г. из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого
были философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев и другие
В 2003 г. в Санкт-Петербурге на набережной лейтенанта Шмидта установлен памятный знак с надписью: «С этой набережной осенью 1922 г. отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки»
Слайд 4180-90-е годы XX в.
Ликвидация марксистской идеологической монополии, восстановление плюрализма, усиление
внимания к цивилизационному подходу к развитию - выявлению особенностей в
культурно-духовной сфере.
Но вновь возникли споры о
цивилизационной
принадлежности России
Слайд 42Философские течения современной России
Диалектический материализм
Религиозная философия
Восточная философия
Философия эзотерической ориентации
Психоанализ
Православие
Ислам
Буддизм
Неоиндуизм
Йога
Агни-Йога (Живая Этика)
Теософия
Учение Храма
Суфизм
Слайд 43Россия сегодня:
Россия должна быть отнесена к группе стран с традиционными
ценностями - высокая степень централизации государственной власти, более низкий по
сравнению с Западом уровень экономического развития, отсутствие надежных гарантий прав и свобод личности, приоритет государственных и общественных ценностей над личными, отсутствие зрелого гражданского общества.
Россия представляет собой вариант западной цивилизации «догоняющего типа». Ссылки на определяющую роль промышленного производства в экономике, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.