Разделы презентаций


Тема урока: Русская философская мысль

Содержание

Особенности русской философии:Философия связана с религиейТолько в XIX в. можно говорить о самостоятельности и независимости нашей философии от влияния ЗападаМалый интерес к вопросам теории познанияАнтропоцентризм русских философских исканий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока: Русская философская мысль
Эпиграф:
«Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик

любит ставить вопросы философского характера – о смысле жизни, о

Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить царствие Божье»
Н.А. Бердяев
Тема урока: Русская философская мысльЭпиграф:«Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера –

Слайд 2Особенности русской философии:
Философия связана с религией
Только в XIX в. можно

говорить о самостоятельности и независимости нашей философии от влияния Запада
Малый

интерес к вопросам теории познания
Антропоцентризм русских философских исканий
Особенности русской философии:Философия связана с религиейТолько в XIX в. можно говорить о самостоятельности и независимости нашей философии

Слайд 35. Русская философия не теоцентрична, хотя и глубоко религиозна
6. В

центре философских размышлений человек, его судьба, смысл и цель истории
7.

Доминирует в философии моральная установка
8. Напряженное внимание философии к социальным проблемам, мысль глубоко исторична

Особенности русской философской мысли:

5. Русская философия не теоцентрична, хотя и глубоко религиозна6. В центре философских размышлений человек, его судьба, смысл

Слайд 4Этапы развития русской философии

Этапы развития русской философии

Слайд 5988 г. - крещение Руси
Владимир Красное Солнышко г.Киев

988 г. - крещение РусиВладимир Красное Солнышко г.Киев

Слайд 6Становление русской философии
«Слово о законе и благодати»
Философия совпадает с религией.

Учение о смене ветхозаветной истории эпохой благодати – это

божественный дар, но это возлагает на человека большую нравственную ответственность. Русская земля включилась в мировой процесс.
.

Митрополит Иларион, XI в.

Становление русской философии«Слово о законе и благодати»Философия совпадает с религией. Учение о смене ветхозаветной истории эпохой благодати

Слайд 7Общественную мысль развивали и первые князья
«Поучение детям»
Продолжил обоснование включения русской

земли в общемировой процесс, а также изложил взгляды об основных

правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля

Владимир Мономах
1113-1125 гг

Общественную мысль развивали и первые князья«Поучение детям»Продолжил обоснование включения русской земли в общемировой процесс, а также изложил

Слайд 8«Поучение детям»
Всего же прежде — убогих не забывайте, но по

силе ­ возможности кормите их, наделяйте сироту, вдовицу судите сами, а

не давайте сильным погубить человека.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать: если и будет повинен смерти, (все-таки) души христианской не губите.
Слово молвив, лихое или доброе, не клянитесь богом, не креститеся: нет в том никакой нужды; если же будете крест целовать к братьям или к иному — кому, спросите (сперва) сердце ваше, на чем можете устоять, — и на том целуйте, и, целовавши, блюдите, чтобы нарушением (клятвы) не погубить души своей.
С любовию принимайте благословение от епископов, священников и игуменов и не устраняйтесь от них, но любите ихъ и по мере силъ наделяйте, чтобы получить чрез нихъ милость божию.
«Поучение детям»Всего же прежде — убогих не забывайте, но по силе ­ возможности кормите их, наделяйте сироту,

Слайд 9«Поучение детям»
Главное же — не имейте гордости ни в уме,

ни в сердце; говорите: мы смертны: сегодня живы, а завтра

в гробе; И в землю (сокровищ) не хороните: то — великий грех.
Старого чтите, как отца, а молодых, как братьевъ.
В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте сами; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы посетители ваши не посмеялись над домом вашим и над обедом вашим.
На войну вышед, не ленитесь и не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью; стражу расставляйте сами и, все устроив около войска, на ночь ложитесь и раньше вставайте; оружия не торопитесь снимать с себя: не предусмотрев (опасностей) по лености, внезапно человек погибает.
«Поучение детям»Главное же — не имейте гордости ни в уме, ни в сердце; говорите: мы смертны: сегодня

Слайд 10«Поучение детям»
Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них

погибаетъ душа и тѣло.
Во время объезда земель своих не позволяйте

бесчинствовать ни своим, ни чужим слугам ни въ селах, ни на полях, чтобы вас не проклинали; (напротив) куда пойдете и где остановитесь, — напоите и накормите нуждающихся; особенно же чтите иноземного гостя, откуда бы он ни пришел и кто бы он ни был: простой ли человек, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком, то хоть кушаньем и питьем: странствуя по всем землям, гости разносят о нас или добрую, или худую славу.
Больного посетите; проводите усопшего: все мы смертны; не минуйте человека, не приветив его и не сказав ему доброго слова.
Жен своих любите, но не давайте им власти над собою.
«Поучение детям»Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них погибаетъ душа и тѣло.Во время объезда земель

Слайд 11«Поучение детям»
Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце

своем).
Если всего не запомните, чаще прочитывайте: и мне будет приятно

и вам добро.
Что знаете доброго, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь: отец мой, например, дома сидя, изучил пять языков, — и в этом честь от других земель. Леность всему мать: что умеет, то забудет; чего не умеет, тому не научится.
Если хотите быть добрыми, не могите лениться ни на что доброе, и прежде всего — к церкви: да не застанет вас солнце в постели: так делал блаженный отец мой и все добрые христиане.

«Поучение детям»Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце своем).Если всего не запомните, чаще прочитывайте: и

Слайд 12Монголо-татарское иго

Монголо-татарское иго

Слайд 13Московская Русь
«Москва-Третий Рим» -наследница исторической роли Византии
Все христианские царства сошлись

в одно. Россия- центр истинной веры -православия.

Филофей, игумен
Псковского монастыря,

XVI в.

«… внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, и четвертому же не бывать»
обращение к князю Василию III

Московская Русь«Москва-Третий Рим» -наследница исторической роли ВизантииВсе христианские царства сошлись в одно. Россия- центр истинной веры -православия.Филофей,

Слайд 14XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия
Появилась Славяно-греко-латинская

академия (1672 г.) - вводились самостоятельные философские курсы. Братья Лихуды

реже обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского. Стремление представить более широкий взгляд на мир, знакомили не только с системой Птолемея, но и Н. Коперника
XVII век - начало постепенного обособления философии от богословияПоявилась Славяно-греко-латинская академия (1672 г.) - вводились самостоятельные философские

Слайд 15«Политика» (Разговоры о владетельстве) 1663 г.
Выдвигал программу преобразования Московского государства.

Он впервые политику назвал наукой
Политика – это королевская мудрость, началом

которой он считает познание самого себя - это 1 правило мудрости
Суть политической мудрости он выразил в 9 положениях

Юрий Крижанич
(1617-1683 гг)

XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия

«Политика» (Разговоры о владетельстве) 1663 г.Выдвигал программу преобразования Московского государства. Он впервые политику назвал наукойПолитика – это

Слайд 16Суть политической мудрости:
2 - познать природные условия страны, чем она

бедна
3 - познать свое житие, чем оно бедно и чем

славно
4 - познать чем мы сильнее и чем слабее других народов
5 - познать отечественное правление и законы, что плохо а что хорошо
6 - познать силу и слабость страны, кто соседи, что опасно, а что безопасно
Суть политической мудрости:2 - познать природные условия страны, чем она бедна3 - познать свое житие, чем оно

Слайд 17Суть политической мудрости
7 - познать способ использования своего богатства и

его сохранения, направлять умы и руки подданных к приумножению народного

блага
8 - скрывать от других народов свои тайны, соблюдать достоинство и славу народную
9 - уметь различать разные советы, полезны ли они для нашего государства
Суть политической мудрости7 - познать способ использования своего богатства и его сохранения, направлять умы и руки подданных

Слайд 18В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение

которой –сохранение единственного истинного православного христианства
Искусство власти – в утверждении

идеала «Москва- Третий Рим»

XVII век - начало постепенного обособления философии от богословия

В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой –сохранение единственного истинного православного христианстваИскусство власти

Слайд 19XVIII век – эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох

в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.


В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Философы эпохи Просвещения:
Феофан Прокопович
Василий Татищев
Иван Посошков
Антиох Кантемир
Михаил Ломоносов
XVIII век – эпоха ПросвещенияЭпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием

Слайд 20Один из первых философов –деистов - сторонников учения, согласно которому

природа созданная Богом, затем сама начала свое развитие
Познавать природу должны

практические науки, развитие которых нужно всячески поощрять

Феофан Прокопович,
руководитель Святейшего Синода

XVIII век – эпоха Просвещения

Один из первых философов –деистов - сторонников учения, согласно которому природа созданная Богом, затем сама начала свое

Слайд 21Основой общественных изменений считал человеческий разум
Считал, что эпоха Петра I

- время зрелости истории, проявлением которой служит изобретательство, создание свободных

от веры наук, распространение полезных книг

Василий Николаевич Татищев,
историк и публицист

XVIII век – эпоха Просвещения

Основой общественных изменений считал человеческий разумСчитал, что эпоха Петра I - время зрелости истории, проявлением которой служит

Слайд 22Вплотную подошел к философским вопросам. Его занимали проблемы нравственности
«Я в

своем хотении волен и тем подобен Богу»
Человек полностью ответственен за

свои поступки
Он перевел на русский язык сочинения Платона, Аристотеля, Декарта, Локка, Монтескье

Антиох Дмитриевич Кантемир,
поэт и дипломат

XVIII век – эпоха Просвещения

Вплотную подошел к философским вопросам. Его занимали проблемы нравственности«Я в своем хотении волен и тем подобен Богу»Человек

Слайд 23В центре развития философской мысли стал Московский университет (25 января

1755 г)
Здесь был создан философский факультет. Этому факультету

отводилась роль начальной 2-хгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг)

XVIII век – эпоха Просвещения

В центре развития философской мысли стал Московский университет (25 января   1755 г)Здесь был создан философский

Слайд 24XIX век – становление русской философии как науки
«Философские письма» (1829-1833

гг) «Апология сумасшедшего» (1837 г)
Построил систему, которая сочетала глубокую религиозность

и установку на самоценность человеческой личности
Задумался о пути России, о ее отсталости. Отлучении от всемирного воспитания рода человеческого

Петр Аркадьевич Чаадаев
(1794-1856 гг)

XIX век – становление русской философии как науки«Философские письма» (1829-1833 гг) «Апология сумасшедшего» (1837 г)Построил систему, которая

Слайд 25Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Именно Запад избран Провидением

для осуществления своих целей. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к

католицизму.
В первых философских письмах Россия показана страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Православие оторвало нас от цивилизации.
Позже он утверждает, Россия имеет свою историческую миссию: «Мы признаны решить большую часть социальных проблем, ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».
Чаадаев стоял у истоков западничества - одно из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в.

XIX век – становление русской философии как науки

Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей. Отсюда европоцентризм Чаадаева,

Слайд 26Западники: А. Герцен, А. Кавелин, Т. Грановский
Западники считали, что у

России такой же путь развития, как у Запада
Идеал видели в

английской ограниченной монархии
Путь развития – реформы сверху

Тимофей Николаевич Грановский

XIX век – становление русской философии как науки

Западники: А. Герцен, А. Кавелин, Т. ГрановскийЗападники считали, что у России такой же путь развития, как у

Слайд 27Славянофилы: А. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы
Славянофилы отстаивали идею самобытности России,

ее принципиальное отличие от Западной Европы. Любые попытки направить по

западному пути рассматривали как навязывание чужих ценностей. Опорой должна быть община, православие и монархия

XIX век – становление русской философии как науки

Алексей Степанович Хомяков

Славянофилы: А. Хомяков, братья Киреевские, АксаковыСлавянофилы отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от Западной Европы. Любые

Слайд 28русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик
почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности

(1900 г.). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века
оказал

влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского и других

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900 гг)

XIX век – становление русской философии как науки

русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критикпочётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900 г.). Стоял у истоков русского «духовного

Слайд 29Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX

века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному

им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма.
Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX — начала XX века.

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900 гг)

XIX век – становление русской философии как науки

Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX века как по своему научному вкладу, так и

Слайд 31XX век – современная отечественная философия
В начале XX века целая

плеяда отечественных философов: Н. Бердяев, М. Булгаков, П. Флоренский, В.

Розанов, Густав Шпет.
Оформились различные философские течения:
материалистическая марксистская философия (В.И. Ленин)
евразийство (Н.А. Бердяев)
религиозный экзистенционализм (Н.А. Бердяев)
русский космизм (К.Э. Циолковский)
XX век – современная отечественная философияВ начале XX века целая плеяда отечественных философов: Н. Бердяев, М. Булгаков,

Слайд 32Россия есть Евразия, третий, средний материк, это особый исторический и

этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.


Эта теория близка славянофилам.

XX век – Евразийство

Николай Александрович Бердяев
(1874-1948 гг)

Россия есть Евразия, третий, средний материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться

Слайд 33Но Бердяев увидел не гармоническое единство различных начал, а столкновение

и противоборство восточных и западных элементов. Культурный раскол общества (традиционная

культура низших классов и европейская - высших слоев). Колебания во внутренней политике - смена реформ контрреформами. Противоречия во внешней политике – от союза с Западом до противостояния ему
Историческая судьба русского народа - несчастная и страдальческая

XX век – Евразийство

Но Бердяев увидел не гармоническое единство различных начал, а столкновение и противоборство восточных и западных элементов. Культурный

Слайд 34XX в. – религиозный экзистенциализм
Концепция миросроения, ориентированная на человека:
Первореальность история

и природа, они вечны и включают в себя свободу
Все зло

в мире истекает из свободы
Бог необходим человеку как надежда на спасение
Богу нужен человек, как покаявшийся грешник
Новый мир – это вечное царство свободы и духа
XX в. – религиозный экзистенциализмКонцепция миросроения, ориентированная на человека:Первореальность история и природа, они вечны и включают в

Слайд 35Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935 гг)
XX век – Российский космизм
Владимир
Иванович Вернадский
(1863-1945

гг)
Космизм – философское мировоззрение, в основу которого положено представление о

Космосе и человеке, как «гражданине Мира», а также микрокосмосе, подобном Макрокосмосу
Константин Эдуардович Циолковский(1857-1935 гг)XX век – Российский космизмВладимир Иванович Вернадский(1863-1945 гг)Космизм – философское мировоззрение, в основу которого

Слайд 36Советский период в философии
Догматический марксистский формационный подход
Наше общество, как и

другие страны и народы, движется по пути социализма и коммунизма.

Противопоставлять нас другим странам бессмысленно, т.к. все идут одной дорогой. Мы своим созидательным путем прокладываем дорогу в будущее всему человечеству

Владимир Ильич Ленин
(1870-1924 гг)

Советский период в философииДогматический марксистский формационный подходНаше общество, как и другие страны и народы, движется по пути

Слайд 37Развитие марксизма в Советской России
После революции 1917 года
Марксизм – государственная

идеология России
Идеи В.И. Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной

системы государства

В первой половине XX века марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России

Развитие марксизма в Советской РоссииПосле революции 1917 годаМарксизм – государственная идеология РоссииИдеи В.И. Ленина заложили основы принудительной

Слайд 38Иосиф Виссарионович Сталин
(Джугашвили)
(1879-1953 гг)
Философия приобрела догматический характер, обслуживая политические

цели, т.е. фактически перестала быть философией, превратившись в форму обслуживания

государственной идеологии

Развитие философии в 30-50-е гг. XX в.

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)(1879-1953 гг)Философия приобрела догматический характер, обслуживая политические цели, т.е. фактически перестала быть философией, превратившись

Слайд 39Философский пароход
Так называлась кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти

людей за границу в сентябре и ноябре 1922 г.
В мае

1922 г. В.И.Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»
Л.Д.Троцкий

Философский пароходТак называлась кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре

Слайд 40Памятник
«Философскому пароходу»
на набережной
лейтенанта Шмидта
в Санкт-Петербурге
29 сентября

1922 г. из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого

были философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев и другие

В 2003 г. в Санкт-Петербурге на набережной лейтенанта Шмидта установлен памятный знак с надписью: «С этой набережной осенью 1922 г. отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки»

Памятник «Философскому пароходу» на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге29 сентября 1922 г. из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр

Слайд 4180-90-е годы XX в.
Ликвидация марксистской идеологической монополии, восстановление плюрализма, усиление

внимания к цивилизационному подходу к развитию - выявлению особенностей в

культурно-духовной сфере.

Но вновь возникли споры о
цивилизационной
принадлежности России
80-90-е годы XX в.Ликвидация марксистской идеологической монополии, восстановление плюрализма, усиление внимания к цивилизационному подходу к развитию -

Слайд 42Философские течения современной России
Диалектический материализм
Религиозная философия

Восточная философия

Философия эзотерической ориентации

Психоанализ
Православие


Ислам
Буддизм
Неоиндуизм
Йога
Агни-Йога (Живая Этика)
Теософия
Учение Храма
Суфизм


Философские течения современной РоссииДиалектический материализмРелигиозная философия Восточная философияФилософия эзотерической ориентацииПсихоанализПравославие Ислам Буддизм Неоиндуизм Йога Агни-Йога (Живая Этика)Теософия

Слайд 43Россия сегодня:
Россия должна быть отнесена к группе стран с традиционными

ценностями - высокая степень централизации государственной власти, более низкий по

сравнению с Западом уровень экономического развития, отсутствие надежных гарантий прав и свобод личности, приоритет государственных и общественных ценностей над личными, отсутствие зрелого гражданского общества.
Россия представляет собой вариант западной цивилизации «догоняющего типа». Ссылки на определяющую роль промышленного производства в экономике, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.

Россия сегодня:Россия должна быть отнесена к группе стран с традиционными ценностями - высокая степень централизации государственной власти,

Слайд 44Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика