Слайд 1Романтизм
XVIII - начало XIX века
Слайд 2Появление романтизма
Романти́зм (фр. romantisme) —идейное и художественное направление в европейской и американской
культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением
самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 3Общая характеристика
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным
переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских
окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.
Слайд 4Главные эстетические принципы романтизма:
1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
2.
Исключительность романтического героя.
Формула романтизма: исключительный герой с исключительным характером в
исключительных обстоятельствах.
В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко.
Конфликт личности и окружающего мира.
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
Слайд 5
В центре мира Романтизма находится личность человека, устремленная к
полной внутренней свободе, к совершенству и обновлению. Свободная романтическая личность
воспринимала жизнь как исполнение роли, театральное действо на подмостках всемирной истории. Романтизм был пронизан пафосом личной и гражданской независимости; идея свободы и обновления питала и стремление к героическому протесту, в том числе к национально-освободительной и революционной борьбе.
Слайд 6
Вместо"подражания природе" романтики положили в основу жизни и искусства
творческую активность преображающую и творящую мир.
Мир классицизма предзадан — мир
романтизма непрерывно создается.
Слайд 7
Основой Романтизма явилась концепция двоемирия (мира мечты и мира
реального). Разлад между этими мирами — отправной мотив Романтизма от
неприятия существующего реального мира происходило бегство из просвещенного мира — в темные века прошлого, в далекие экзотические страны, в фантастику. Эскапизм, бегство в "непросвещенные" эпохи и стили, питал принцип историзма в романтическом искусстве и жизненном поведении.
Слайд 8Романтизм в живописи
Представители: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл
Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям
Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.
Слайд 9
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с
приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в "холодной рассудительности" и
отсутствии "движения жизни". В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от "тусклой повседневности".
Слайд 10
Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.
Первым, кому удалось закрепить новое направление и "оправдать" романтизм, был
Теодор Жерико.
Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер..
Слайд 11
Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом «бидермейер»
означает «простодушный господин Майер».
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на
смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта.
Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Слайд 12Карл Шпицвег
Книжный червь
ок. 1850
Слайд 13
Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег,
писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он
был и сам. Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари.
В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Слайд 14Каспар Давид Фридрих
Ледяное море (Гибель «Надежды») 1822-1824
Слайд 15Теодор Жерико. Плот «Медузы» 1819
Слайд 16Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ 1830
Слайд 17Антуан-Жан Гро
Наполеон на Аркольском мосту
1801
С.-Петербург, Эрмитаж
Слайд 18Франсиско Гойя
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
1814
Слайд 19Франсиско Гойя.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808
года
1814
Слайд 20Уильям Тернер
Мародеры. Побережье Нортамберленда
ок. 1834
Слайд 21Уильям Тернер
Пожар в парламенте
1834