Слайд 1
Романтизм ХIXв в фортепианной музыке
Педагог :Эгизова Э.Д
Выполнила:Музыка Н.И
Слайд 2Романтизм в музыке
Романтизм. Термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм
-художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII - начале XIX века
сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам.
Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х годах XIX века, обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Л. Бетховена). В инструментальной музыке на смену классическому сонатному циклу приходит сочетание сонатного цикла и вариационности, большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием. Получает развитие жанр симфонической поэмы. В опере возрастает роль оркестра и системы лейтмотивов, что наиболее ярко проявилось в творчестве Р. Вагнера.
Слайд 3Романтизм в Германии
В Германии романтизм впервые проявился в творчестве
К. Вебера («Вольный стрелок») и Ф. Шуберта (вокально-симфоническое и фортепианное
творчество). Позже значительных достижений в симфоническом, фортепианном и вокальном жанрах достигли Ф. Мендельсон и Р. Шуман. Крупнейшими оперно-симфоническими композиторами XIX века стали Р. Вагнер и И. Брамс. Композиторы-антиподы, они олицетворяли два течения зрелого романтизма - тяготение к программной музыке, к отказу от классических форм построения музыкального произведения (Вагнер) и романтизм, внешне облеченный в более строгие, академические формы (Брамс), больше связанный с классическим наследием прошлого.
Слайд 4Романтизм в Германии
Вокальное творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана, Х. Вольфа
- вершина песенно-романсовой музыки эпохи романтизма. Среди вокальных форм возрастает
роль баллады, сцены, поэмы. Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы.
Мощные традиции немецко-австрийского романтического симфонизма были продолжены в последней трети XIX века в творчестве А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса.
Слайд 5ШУБЕРТ (Schubert) Франц
(1797-1828)
Австрийский композитор.
Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры,
симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
Слайд 6
МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) Феликс
(1809-1847)
Немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.
Слайд 7ШУМАН (Schumann) Роберт
(1810-1856)
Немецкий композитор и
музыкальный критик.Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный
журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций.
Слайд 8
ВЕБЕР Карл Мария фон
(1786-1826)
Немецкий композитор и дирижер, музыкальный
критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер («Вольный стрелок», 1821;
«Эврианта», 1823; Оберон», 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано («Приглашение к танцу», 1819; «Концертштюк» для фортепиано с оркестром, 1821).
Слайд 9
БРАМС (Brahms) Иоганнес
(7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897,
Вена)
Немецкий композитор. С 1862 жил в Вене.
Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм Брамса отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, «Немецкий реквием» (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано («Венгерские танцы», 4 тетради, 1869-1880), хоры, вокальные ансамбли, песни.
Слайд 10БРУКНЕР Антон
(4 сентября 1824, Ансфельден — 11 октября 1896,
Вена)
Йозеф Антон Брукнер; Bruckner
австрийский композитор,
органист, педагог. Один из крупнейших симфонистов второй половины 19 века. Автор 11 симфоний, 4 месс, Реквиема (1849). Магнификата (1852), песен.
Слайд 11Романтизм во Франции
В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого
романтизма, а Париж - его духовным центром. В Париже концентрировалась
культурная, в том числе и музыкальная жизнь Европы. Творчество крупнейшего композитора, реформатора симфонического оркестра Г. Берлиоза, а также традиции французской «большой оперы» (Дж. Мейербер, Ф. Обер) привело к дальнейшему развитию романтизма - в произведениях К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома и др.
Слайд 12МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (1791-1864)
(наст. имя и
фам. Якоб Либман Бер; Beer) Немецкий и французский
композитор. Происходил из еврейской семьи, жившей в Германии. В 1816-1824 жил в Италии, с 1827 (с перерывами) и до конца жизни — в Париже. Писал для театров этих стран. Создал жанр большой героико-романтической оперы (см. Большая опера): «Роберт-Дьявол» (1830), «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1849; в России под названием «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский»), «Африканка» (1864) и др.
Слайд 13СЕН-САНС (Saint-Saens) Камиль (1835-1921)
Французский композитор, пианист, дирижер,
музыкальный критик. Один из организаторов Национального музыкального общества (1871).
Опера «Самсон и Далила» (1876), симфонии; «Интродукция и рондо каприччиозо» и 3 концерта для скрипки с оркестром, 5 концертов
для фортепиано и 2 для виолончели с оркестром, фантазия для инструментального ансамбля «Карнавал животных».
Слайд 14 ФРАНК Сезар
(1822-1890)
Французский композитор, органист, педагог. Один из основателей Национального
музыкального общества (1871, с 1885 президент). Создатель крупной композиторской школы (среди учеников — В. д'Энди, Э. Шоссон). Представитель музыкального романтизма. Симфонические поэмы «Эолиды» (1876), «Проклятый охотник» (1882) для оркестра; «Джинны» (1884) и «Симфонические вариации» (1885) для фортепиано с оркестром и др. Профессор Парижской консерватории (с 1872)
Слайд 15МАССНЕ (Massenet) Жюль
(1842-1912)
Французский композитор, мастер лирической
оперы (развивал лирико-романтическое направление). Оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис»
(1894), «Сафо» (1897). Профессор Парижской консерватории (1878-1896).
Слайд 16
ДЕЛИБ (Delibes) Клеман Филибер Лео
(21 февраля 1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта
— 16 января 1891, Париж)
Французский композитор. Учился
в Парижской консерватории. С 1853 работал аккомпаниатором в оперных театрах и церковным органистом в парижских соборах. С 1881 профессор Парижской консерватории. С 1884 член Института Франции. В 1885 дебютировал как композитор (оперетта «На два су угольков»). Известность принесли оперы: «Так сказал король» (1873), «Жан де Нивель» (1880), «Лакме» (1883). Наибольших высот достиг в балетной музыке («Ручей», 1866; в соавторстве с Л. Минкусом и Э. Дельведе). Балеты «Коппелия» (1870; по новелле Э.Т.А. Гофмана) и «Сильвия» (1876) — первые в западноевропейской музыке симфонизированные балеты; оказали влияние на развитие музыкально-хореографического искусства.
Слайд 17ТОМА (Thomas) Амбруаз
(1811-1896)
Французский композитор.
Один из создателей жанра лирической оперы: «Миньон» (1866), «Гамлет» (1868).
Автор комических опер «Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (1850), балетов и др. С 1856 профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории.
Слайд 18Романтизм.
Национальные европейские школы
Национальные европейские школы также внесли свой
значительный вклад в обогащение традиций романтизма. Среди известнейших европейских композиторов-романтиков:
Ф.
Лист (Венгрия),
Ф. Шопен (Польша),
Н. Паганини, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти (Италия),
Э. Григ (Норвегия),
К. Нильсен (Дания),
Я. Сибелиус (Финляндия),
Э. Элгар (Великобритания),
А. Дворжак и Б. Сметана (Чехия),
М. де Фалья и Э. Гранадос (Испания).
В русской музыке черты романтизма прослеживаются
у М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова,
А. Н. Скрябина.
Слайд 19
ЛИСТ (Liszt) Ференц Венгрия (1811-1886)
Венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме.
Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения). Возглавлял веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу).
Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм,2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (ок. 70), культовая музыка (был аббатом).
Слайд 20ШОПЕН (Chopin) Фридерик Польша (1 марта
1810, Желязова Воля, Польша —
17 октября 1849, Париж)
Польский композитор и пианист.
Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни.
Слайд 21
ПАГАНИНИ (Paganini) Никколо Италия (1782-1840)
Итальянский скрипач и
композитор. Один из основоположников музыкального романтизма, заложил основы современной скрипичной
техники. Первый из скрипачей, игравший в концертах наизусть. 24 «каприса» (соло), 6 концертов для скрипки с оркестром и др. С 1954 в Генуе проводится Международный конкурс скрипачей им. Паганини.
Слайд 22РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Италия (1792-1868)
Итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы 19 века. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой — его «Севильский цирюльник» (1816). Оперы: «Танкред», «Итальянка в Алжире» (обе 1813), «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романтической оперы).
Слайд 23 БЕЛЛИНИ (Bellini) Винченцо
Италия
(3 ноября 1801, Катания, — 23 сентября
1835, Пюто, близ Парижа)
Итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто. Оперы «Сомнамбула», «Норма» (обе 1831), «Пуритане» (1835).
Слайд 24ДОНИЦЕТТИ Гаэтано Италия
(29 ноября 1797, Бергамо
— 8 апреля 1848, там же)
(полн. Доменико
Гаэтано Мария Доницетти, Donizetti)
Итальянский композитор, представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Дочь полка», «Фаворитка» (обе 1840), «Дон Паскуале» (1843).
Норвегия
(1843-1907)
Норвежский композитор, пианист, дирижер.
Крупнейший представитель национальной композиторской школы, ярко претворивший в своих сочинениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
2 сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1896), сонаты для скрипки с фортепьяно и виолончели с фортепьяно; Концерт для фортепьяно с оркестром (1868), «Лирические пьесы» для фортепьяно (10 тетрадей, 1867-1901), вокальные сочинения (около 150 романсов и песен).
Дания
(1865-1931)
Датский композитор.
Дирижер
Королевского театра, оркестра Музыкального общества. Оперы «Саул и Давид» (1902), «Маскарад» (1906), 8 симфоний (1892-1925), кантаты, хоры, песни и др. Профессор консерватории в Копенгагене.
Слайд 27
СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян Финляндия
(1865-1957)
Финский композитор,
глава национальной музыкальной школы. Крупнейший симфонист. 7 симфоний, программные оркестровые
сочинения, в т. ч. симфонические поэмы «Финляндия» (1899), «Дочь Севера» (1906), «Тапиола» (1926) и др., многие на сюжет «Калевалы» («Туонельский лебедь», 1893); концерт для скрипки с оркестром (1903), «Грустный вальс»; инструментальные ансамбли и пьесы, песни
Слайд 28
ЭЛГАР (Elgar) Эдуард Великобритания
(1857-1934)
Английский композитор и дирижер. Деятель
движения за возрождение традиций английской народной и старинной профессиональной музыки. Оратории
(в т. ч. «Сновидение Геронтиуса», 1900), кантаты, оркестровые сочинения и др
Слайд 29
ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин Чехия
(1841-1904)
Чешский композитор и дирижер.
Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865-1893), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы. Профессор и дирижер консерваторий в Праге и Нью-Йорке.
(кантата «Гимн чешских крестьян», 1885; увертюры «Родина моя», 1882; «Гуситская», 1883), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм, оперы «Черт и Кача», 1899, «Русалка», 1901). Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-1887; концерты).
Слайд 30СМЕТАНА (Smetana) Бедржих Чехия
(1824-1884)
Чешский композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель. Основоположник чешской
оперы. Оперы, в т. ч. историческая «Бранденбуржцы в Чехии» (1863), комическая «Проданная невеста» (1866), трагическая «Далибор» (1867); цикл «Моя Родина» (6 программных симфонических поэм, 1874-1879), 2 струнных квартета (1876, 1883), хоры, «Чешские танцы» для фортепиано (2 тетради, 1877-1879) и др.
Слайд 31
ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де
Испания
(1876-1946)
Испанский композитор и пианист. Творчество
Фальи — вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая жизнь» (1905; в России под названием «Девушка из предместья»), «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита («симфонические впечатления») «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, гитары. Статьи о музыке и музыкантах
Испания
(1867-1916)
(полн. Энрике Гранадос-и-Кампинья; Granados y Campina)
испанский композитор, пианист, педагог. С творчеством Гранадоса связано возрождение национальной музыки — ренасимьенто. Фортепианные пьесы — циклы «Испанские танцы» (1900), «Гойески» (1911, на их основе одноименная опера, 1916). Руководил организованной им в Барселоне Академией музыки (с 1901).
Слайд 33 ГЛИНКА Михаил Иванович
Россия
(1804—1857)
Русский композитор, родоначальник русской классической
музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991- 2000). Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).
Слайд 34ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич
Россия
(1840-1893)
Русский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный
драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии). Профессор Московской консерватории (1866-1878).
Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Балеты:«Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы.
Слайд 35 РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
(1873-1943)
Россия
Русский композитор, пианист, дирижер.
В 1904-1906 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США).
В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.
Слайд 36СКРЯБИН Александр Николаевич
(1871-1915)
Россия
Русский композитор и пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).
Слайд 37Поздний романтизм
Поздний романтизм характеризуется дальнейшим развитием экспрессивности, утонченности, эмоциональной выразительности,
богатейшим использованием тембровых возможностей большого симфонического оркестра. Это в свою
очередь предопределило появление в европейской музыке новых течений - импрессионизма и экспрессионизма.