Слайд 1Тема: Гигиена лечебно-профилактических учреждений.
Учебные вопросы:
1. Гигиенические
требования к больничному участку и планировке больничной усадьбы.
2. Гигиенические
требования к архитектурно-планировочным решениям основных подразделений стационара.
3. Санитарно-техническое оборудование больниц.
4. Санитарно-гигиенический режим больниц.
Слайд 2СанПиН 2.1.3.1375 – 03
«Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию
и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».
Устанавливают:
Требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно – гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях.
Слайд 3Значение гигиенических условий для оптимизации больничной среды.
Способствуют осуществлению
лечебного процесса и скорейшему выздоровлению больного.
Способствуют созданию
лечебно-охранительного режима в больнице.
Являются условиями предупреждения госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
Обеспечивают здоровые условия труда персонала (предупреждение профессиональных заболеваний).
Особо высокий уровень гигиенического обеспечения необходим для внедрения новейших достижений медицинской науки.
Образцовое соблюдение требований гигиены в лечебном учреждении способствует формированию гигиенических навыков у больных.
Слайд 4Состав больницы общего профиля.
Приемное отделение.
Стационар с
различными отделениями (терапевтическое, хирургическое, детское и др.)..
Поликлиника.
Лечебно-диагностические подразделения (рентгендиагностическое, физиотерапевтическое, функциональной диагностики и др.).
Патолого-анатомическое отделение с моргом.
Вспомогательные службы (пищеблок, прачечная с дезкамерной, ЦСО, мастерские и др.).
Административно-хозяйственная часть (канцелярия, медархив, библиотека).
Слайд 5Гигиенические условия больниц зависят:
От системы больничного строительства.
От свойств земельного участка
и места расположения больницы в населенном пункте.
От устройства и внутренней
планировки больничных зданий.
От санитарно-технического оборудования и степени благоустройства больниц.
От санитарно-гигиенического режима больного.
От санитарно-гигиенического режима персонала больницы.
Слайд 6Системы больничного строительства.
Децентрализованная/ (павильонная).
Централизованная.
Слайд 7Системы больничного строительства.
Смешанная.
Централизованно – блочная.
Слайд 8Земельный участок больницы.
Размещение на окраине населенного пункта, в зеленой зоне.
Участок
делится на зоны:
- зона лечебных корпусов (неинфекционных, инфекционных);
- зона поликлиники;
- патолого-анатомическая;
- хозяйственная;
- садово-парковая и др.
Наличие прогулочных площадок в саду.
Слайд 9Значение планировочных решений.
Способствуют лечебному процессу.
Способствуют обеспечению труда медперсонала.
Способствуют предупреждению внутрибольничных
инфекций.
Способствуют созданию оптимальных гигиенических условий.
Способствуют положительным эмоциям у больных (внешний
вид, интерьер, мебель, одежда).
Слайд 10Состав стационара.
Состоит из специализированных отделений, которые устраивают из
палатных секций.
Палатные секции состоят из
помещений:
Для пребывания больных – комнаты дневного пребывания, больничные палаты.
Лечебно-вспомогательные – кабинет врача, процедурная, пост дежурной медсестры, клизменная.
Хозяйственные – буфет, столовая.
Санитарный узел – ванная, уборные для больных и персонала, умывальные, помещения для хранения грязного белья, мытья и стерилизации суден, мытья клеенок, хранения предметов уборки.
Палатный коридор, связывающий все помещения.
Слайд 11Состав стационара.
Между палатными секциями размещаются:
-
кабинет заведующего.
- комнаты старшей медсестры и сестры-хозяйки.
- помещение для хранения переносной аппаратуры, комната персонала /ординаторская/.
- специализированные кабинеты (хирургия – перевязочная).
- буфет.
Слайд 12Состав стационара.
Палаты соматических больных комплектуются:
- 4-х коечные – 60%.
- 2-х коечные – 20%.
- 1 коечные – 20%.
Слайд 13Площади палат стационара на одну койку.
Палаты терапевтические –
7.0 м.кв.
Палаты инфекционные, туберкулезного диспансера –
7,5
м.кв.
Палаты интенсивной терапии – 13 м.кв.
Слайд 14Микроклимат палат стационара.
Оптимальный
микроклимат:
Температура -19 -22 гр.С., влажность 40 -60 %, подвижность воздуха -0,05 – 0,1 м/сек.
Температура:
Детские палаты, послеродовые, реанимационные, послеоперационные палаты, приемно-смотровые боксы -22 гр.С.
Помещения санитарной обработки, процедурные, палаты для недоношенных детей – 25 гр.С.
Ожоговые палаты – 22 -25 гр.С., влажность 55%.
В отделениях разрабатываются графики проветривания палат в течении дня.
Слайд 15Пост дежурной медсестры.
Размещается вблизи процедурной.
С поста просматривается коридор и входы
в палаты.
Расстояние от поста до обслуживаемых палат не более 15
м.
Оборудуется связью вызова из палат, телефонной связью.
Слайд 16Особенности планировки инфекционных отделений больниц.
Поступление больных через приемно-смотровой бокс.
Два входа
– для больных и для персонала через санпропускник.
Деление на разные
секции для госпитализации с различными инфекциями.
Палаты 1 и 2-х местные: боксы (второй вход с улицы) и полубоксы.
Остекление стены между коридором и палатой.
Наличие шлюза в палате.
Слайд 17Особенности планировки хирургических отделений больниц.
Операционный блок состоит из 3-х
зон:
- стерильная зона;
- особо чистая зона;
- чистая зона.
Перед операционной оборудуется санитарный пропускник.
Отдельные палаты для чистых и гнойных больных.
Перевязочные для чистых и гнойных больных.
Слайд 18
СанПиН 2.6.1.1192 - 03
«Гигиенические требования к устройству и эксплуатации
рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».
Устанавливают.
Основные требования и нормы по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при проведении медицинских рентгенологических процедур с диагностической, профилактической , терапевтической или исследовательскими целями.
Слайд 19Санитарно-техническое оборудование больниц.
Отопление.
Вентиляция.
Связь.
Малая механизация.
Водоснабжение.
Кислородопровод.
Лифт.
Удаление отходов:
- жидких;
- твердых.
Слайд 20СанПиН 2.1.7.728 – 99
«Правила сбора, хранения и удаления отходов
лечебно-профилактических учреждений».
Определяют.
Правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений.
В лечебно-профилактическом учреждении:
- Организацией обращения с отходами и повседневного контроля в ЛПУ приказом руководителя учреждения назначается ответственный специалист (эпидемиолог, главная медсестра, зам главного врача по АХР), который обязан пройти обучение и получить свидетельство (сертификат) на право организации работ по обращению с отходами.
- Сбор отходов осуществляются в одноразовые пакеты согласно класса отходов.
Слайд 21Классификация медицинских отходов.
Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс Б.
Опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс В. Чрезвычайно опасные
отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений. По своему составу близкие к промышленным.
Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Слайд 22Места образования отходов класса А.
Палатные отходы ЛПУ (кроме инфекционных, кожно-венерологических,
фтизиатрических, микологических).
Административно-хозяйственные помещения.
Центральные пищеблоки, буфеты отделений (кроме инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических,
микологических).
Вне корпусной территории ЛПУ.
Слайд 23Места образования отходов класса Б.
Операционные.
Реанимационные.
Процедурные, перевязочные и другие манипуляционно –
диагностические помещения ЛПУ.
Инфекционные, кожно – венерологические отделения.
Медицинские и патолого-анатомические лаборатории.
Лаборатории,
работающие с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.
Виварии, ветеринарные лечебницы.
Слайд 24Места образования отходов класса В.
Подразделения для пациентов
с особо опасными и карантинными инфекциями.
Лаборатории
работающие с микроорганизмами 1-2 групп патогенности.
Фтизиатрические и микологические клиники (отделения).
Слайд 25Места образования отходов класса Г.
Диагностические подразделения.
Отделения химиотерапии.
Патолого-анатомические отделения.
Фармацевтические цехи, аптеки,
склады.
Химические лаборатории.
Административно-хозяйственные помещения.
Слайд 26Места образования отходов класса Д.
Диагностические лаборатории, (отделения).
Радиоизотопные лаборатории и рентгеновские
кабинеты.
Слайд 27Организация системы сбора отходов в ЛПУ.
Сбор отходов внутри медицинского подразделения.
Транспортировка
и перегрузка отходов в (меж)корпусные контейнеры.
Временное хранение отходов на территории
ЛПУ.
Транспортирование (меж)корпусных контейнеров к месту обезвреживания отходов.
Слайд 28Окраска одноразовых пакетов для сбора отходов ЛПУ.
Отходы класса А
– белые пакеты.
Отходы класса Б – желтые пакеты.
Отходы класса В
– красные пакеты.
Отходы класса Г – черные пакеты.
Слайд 29Обезвреживание медицинских отходов.
Отходы класса А – Захоронение на полигонах твердых
бытовых отходов.
Отходы классов Б и В:
а/.
Децентрализованный способ – в установках по термическому обезвреживанию отходов.
б/. Централизованный способ – на мусоросжигательных заводах.
Отходы класса Г – на полигонах по захоронению токсичных промышленных отходов.
Отходы класса Д – в соответствии с НРБ.
Слайд 30Санитарно-гигиенический режим больного.
Санитарно- гигиенический режим больного –
научно-обоснованная система правил, регулирующих его образ жизни и поведения в
целях наиболее эффективного лечения и скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности.
В основе – твердый распорядок дня обязательный для больного и персонала.
Распорядок дня – строгое чередование процессов бодрствования, сна, приема пищи, приема лечебных процедур, прогулок и т.д. /трудотерапия, гимнастика, игры/.
Слайд 31Санитарно-гигиенический режим больницы.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в больнице – основа профилактики
госпитальной /внутрибольничной/ инфекции.
Включает в себя:
Санитарную уборку помещений
больницы.
Дезинфекцию оборудования, инструментария, мебели, подкладных суден и т.д.
Соблюдение воздушного режима (порядка проветривания).
Обеззараживание посуды.
Обеззараживание сточных вод.
Слайд 32Санитарно-гигиенический режим персонала.
Включает в себя:
Соблюдение правил
личной гигиены.
Прохождение периодических обязательных медицинских осмотров с обследованием на бактерионосительство.
Использование
санитарной и спецодежды.
В роддомах перед началом работы – термометрия и осмотр на гнойничковые заболевания.
Прохождение через санпропускник.
Запрещение бесконтрольного перемещения внутри здания больницы.
Слайд 33Факторы распространения внутрибольничной инфекции.
Грубые нарушения санитарно-противоэпидемического режима:
-
несоблюдение цикличности заполнения палат;
- неудовлетворительное качество текущей
дезинфекции;
- неудовлетворительная предстерилизационная очистка и стерилизация медицинского инструментария и изделий медицинского назначения;
- использование малоэффективных хлорсодержащих дезсредств;
- перебои в обеспечении холодной и горячей воды;
- несвоевременная изоляция больных;.
- задержки в проведении противоэпидемических мероприятий.
Слабая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений.
Бесконтрольное перемещение персонала из одного отделения в другое.
Недостаточная оснащенность лечебно-профилактических учреждений централизованными стерилизационными.