Слайд 1Романтизм и реализм
Основные художественные методы русской литературы
первой половины
19 века
Слайд 2
Камеронова галерея в Царском Селе (1793)
Готическая капелла.
Парк Александрия
Петергоф.
Архитектор Карл Шинкель
Сравните архитектурные произведения этих направлений: в чем,
на ваш взгляд, существенная разница между ними?
Слайд 3Романтизм -
это проживание жизни
с удесятеренной силой.
Александр Блок
Слайд 4Романтизм
Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus- римский, то есть возникший
на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее
этим словом стали называть широкий круг различных явлений.
Слайд 5Романтизм
Со временем слово «романтизм» и вовсе отделились от своего исторического
корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII
в. Оно было подхвачено молодыми немецкими писателями.
Слайд 6Романтизм
Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет основу
создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как
некое универсальное качество.
Слайд 7Давид. «Портрет Наполеона в его рабочем кабинете».
Гро. «Наполеон на
Аркольском мосту»
От классицизма к романтизму
Рассмотрите портреты Наполеона: какую задачу ставил
для себя каждый из художников, изображая великого полководца?
Рассмотрите портрет: кого изобразил художник и в какой момент? Обоснуйте свое мнение.
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
изображение героя в необычных обстоятельствах
произвольность композиции
динамичность
отсутствие четких контуров
использование контрастных цветов
необычность цветового решения
Слайд 9Романтизм
Романтизм-это стремление «пересоздать» жизнь (как бы вновь ее сотворить). Автор-романтик
пересоздает жизнь в соответствии со своими идеалами, чувствами, дает жизнь
не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какая она ему кажется, какой ему хотелось бы ее видеть.
Слайд 10Романтизм
Особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление.
В центре художественной
системы – личность.
Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом.
Слайд 11Философия и эстетика романтизма
Основа стиля - изображение внутреннего мира человека.
Центральная
идея – героизация личности, которая вступает в битву с враждебной
средой, страдания и гибель героя в борьбе.
Особенности стиля:
- обращение к народному творчеству;
- использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу;
- обилие метафор, эпитетов, символов;
- создание лирического пейзажа.
Слайд 13Айвазовский. Башни на берегу Босфора
Э. Делакруа. Вид моря с вершин
Дьеппа.
Л. Ф. Лагорио. Горное озеро
Тернер Джозеф. Извержение Везувия
У. Тёрнер. Меловые
горы
Каспар Фридрих. Одинокое дерево
Слайд 14Основные черты реализма
Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
Исключительность романтического
героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и
меты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
Природа как выражение стихийного начала жизни прообраз Свободы.
Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
Экзотика дальних стран.
Слайд 15
Концепция романтизма
Принцип романтического двоемирия
Несоответствие,
разлад идеального и реального мира,
мечты
и жизни
Коренная черта романтизма
Противостояние романтика
и окружающего мира
Слайд 16Романтический
герой
Яркая,
независимая
личность
Индивидуалист
Противопоставлен
другим
персонажам
Всегда одинок
Живёт не разумом,
а эмоциями
Натура глубокая,
неизведанная
Полный
необъяснимых
тайн и
загадок
Его жизнь полна
риска и опасности
Слайд 17Внутренняя раздвоенность
Одиночество в реальном мире
Поиски идеала и мечты
Жизнь в сфере эмоций и чувств
Романтический герой
«Романтический герой чувствует в
себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения»
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 18Здесь ничего не ранит взор
Колечком быть в её цепи телесной,
Одной
из тварей, - а душа в простор
Стремится: в горы, к
звездам, в свод небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
Джордж Гордон Байрон
Стихия природы и человек
Слайд 19 романтик
последователь романтизма
идеалист-мечтатель
романтика
то, что содержит идеи и
чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению
романтический
мечтательно
настроенный
относящийся к романтизму
ПОНЯТИЕ О РОМАНТИЗМЕ
Слайд 20Литературная
галерея
романтизма
Г. Гейне
Ф. Шиллер
И. В. Гёте
Шелли
Дж. Байрон
В. Гюго
Р. Шатобриан
Слайд 21Герои
романтизма
«Лореляй»
«Вильгельм Телль»
«Фауст»
«Каин»
«Гаврош»
«Атола»
«Освобожденный Прометей»
Слайд 22ЖАНРЫ РОМАНТИЗМА
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
ПОВЕСТЬ
БАЛЛАДА
ЛИРО – ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Слайд 23Русский романтизм
Баллада «Светлана»
Поэма «Бахчисарайский фонтан»
Поэма «Мцыри»
Слайд 24Реализм-это реальное осмысление и описание жизненной правды.
Реалисты отстаивали
свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали
этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В этих произведениях основное значение имело критическое изображение жизни.
Реализм
Слайд 25 Белинский указывал на разницу между реализмом и романтизмом,
называя их соответственно идеальной и реальной поэзией. Поэт или пересоздает
жизнь по своему идеалу, зависящему от его отношения к миру, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям его действительности.
Слайд 26Романтизм
Неприятие реальной жизни (для писателя-романтика важно создать свой, вымышленный образ
мира)
Использование контраста
Динамичность
Реализм
Создание типичных характеров, в которых воплощаются родовые черты среды,
эпохи
Установка на объективность, достоверность изображения действительности
Слайд 27«Синкретический» реализм
Пушкина, Лермонтова, Гоголя
Не обособился от романтизма
Преодоление грани между
«высокими» и «низкими» сферами бытия
Общество- исторически сложившаяся целостность
Слайд 28Особенности русского реализма:
Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
Выраженный жизнеутверждающий
характер;
Особый динамизм;
Синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и
направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).