Слайд 1Россия рубежа
19 – 20 веков.
Историко-культурная ситуация.
Слайд 2Цель : проследить взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19
века - начала 20 века и исторических процессов в стране
и мире.
Задание : записать основные положения лекции.
Слайд 3Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20
века?
Слайд 4Россия пережила три революции:
- революция 1905 года,
- Февральская революция 1917
года,
- Октябрьская революция
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Первая мировая война 1914-1918
Гражданская война
Слайд 5Основные политические силы России
в начале 20 века:
защитники монархизма,
сторонники буржуазных
реформ,
- идеологи пролетарской революции.
Слайд 6Два пути
переустройства России:
переустройство «сверху»
переустройство «снизу».
Слайд 7средствами исключительных законов, «приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, к
такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще
не видела история».
Переустройство «сверху» -
Средства переустройства «сверху»
Манифест 11 октября
1905 года
Государственная
Дума
Слайд 8Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил
В.И.Ленин.
Переустройство «снизу» -
Средства переустройства «снизу»
Теоретическая подготовка
революции
Террор
Слайд 9Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями,
повлекшими за собой кризис классического естествознания.
Какие наиболее важные научные открытия
в области естествознания были сделаны в это время?
Слайд 10- открытие рентгеновских лучей,
- определение массы электрона.
- исследования радиации,
- создание
квантовой теории,
- создание теории относительности,
- изобретение беспроволочной связи.
Слайд 11Как говорил философ
Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на
смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно
новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.
Слайд 12
В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе «О причинах упадка
и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего
перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа.
Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Слайд 13Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:«Век и
конец века на евангельском языке не означает конца и начало
столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Слайд 14«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей,
но еще больше родит их земля, и – в конце
концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества»
(Горький в письме к Пятницкому
( 1901)
Слайд 15Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо
Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой
морали : «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Слайд 16«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета
поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса
к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»
( Н.Бердяев)
Слайд 17Н. Бердяев писал:
«Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и
ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова,
возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви».
Слайд 18Русская литература
на рубеже XIX и XX веков.
Цели:
Дать представление
о тенденциях
русской литературы конца 19 начала 20 века.
Дать толкование
понятий «Cеребряный век», «модернизм», «декаданс».
Слайд 19
Традиции литературы 18-19 веков
в литературе рубежа веков
Великие гуманисты
19
века – Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи соборности,
согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности.
Слайд 20Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося
в литературу свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной
христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений,
как русских, так и заимствованных.
Слайд 21Понятие «серебряный век»
Серебряный век — период в истории русской культуры ,
хронологически связываемый с началом 20 века, совпавший с эпохой модернизма.
Выражение
было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.
Слайд 22
Серебряный век
Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической
культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов.
Определение
« серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия
«культура рубежа веков».
Слайд 23Серебряный век
Новокрестьянская поэзия
Футуризм
Акмеизм
Символизм
Слайд 24Направления в литературе на рубеже веков
Неореализм
Пролетарская поэзия
Модернистские течения
Авторские раздумья о
судьбах человека и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали
к диалогу, к дискуссии.
В связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретными задачами социальной борьбы.
Модернизм ( от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Слайд 25Пролетарские поэты
- своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся,
экспрессивно передавали некоторые общественные настроения,
- их революционные песни и пропагандистские
стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.
Слайд 26Пролетарские поэты
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнув в борьбе,
В царство свободы
дорогу
Грудью проложим себе!
Л.Радин
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к
счастию ключи!..
Вздымайся выше, тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Ф.Шкулев
Слайд 27Течения модернизма
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Слайд 28Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя
пустынная душа.
Слайд 29 В статье «Партийная
организация и партийная литература» ( 1905 г.) Ленин вводит принцип
«партийной литературы»
в противовес «литературному индивидуализму»:
«литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым
от общего пролетарского дела».
Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
Слайд 30Ленин о свободе творчества
О свободе творчества Ленин высказался
так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или
лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Слайд 31 В. Брюсов писал :
« … поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку
вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса. Вы наши враги».
Д.Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности»
Слайд 32Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов
- все герои ищут духовную гармонию,
но никак не могут ее найти,
- жизнь по какому-либо идеологическому
шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость,
- отсутствие острых сюжетов,
- героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно,
- субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков),
- тонкая лирическая ирония.
Слайд 33Темы реалистической литературы
Летопись народного разорения
( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов)
Политическая повесть ( Вересаев)
Социалистический реализм ( Куприн, Мамин-Сибиряк, Серафимович)
Изображение русского
быта ( Бунин, Андреев, Куприн, Сологуб, Гиляровский)
Отражение событий русской революции
1905-07 года ( Ремизов, Зайцев)
Реалистическая проза ( Шишков, Горький, Пришвин, Шмелев, Зайцев)