Разделы презентаций


Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культурная ситуация. 1

Содержание

Цель : проследить взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 века - начала 20 века и исторических процессов в стране и мире.Задание : записать основные положения лекции.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Россия рубежа
19 – 20 веков.
Историко-культурная ситуация.

Россия рубежа 19 – 20 веков.Историко-культурная ситуация.

Слайд 2Цель : проследить взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19

века - начала 20 века и исторических процессов в стране

и мире.

Задание : записать основные положения лекции.

Цель : проследить взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 века - начала 20 века и исторических

Слайд 3Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20

века?

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Слайд 4Россия пережила три революции:
- революция 1905 года,
- Февральская революция 1917

года,
- Октябрьская революция
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Первая мировая война 1914-1918
Гражданская война


Россия пережила три революции:- революция 1905 года,- Февральская революция 1917 года,- Октябрьская революцияРусско-японская война 1904-1905 г.г.Первая мировая

Слайд 5Основные политические силы России
в начале 20 века:
защитники монархизма,

сторонники буржуазных

реформ,

- идеологи пролетарской революции.

Основные политические силы России в начале 20 века:защитники монархизма,сторонники буржуазных реформ,- идеологи пролетарской революции.

Слайд 6Два пути
переустройства России:
переустройство «сверху»
переустройство «снизу».

Два пути переустройства России:переустройство «сверху»переустройство «снизу».

Слайд 7средствами исключительных законов, «приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, к

такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще

не видела история».

Переустройство «сверху» -

Средства переустройства «сверху»

Манифест 11 октября
1905 года

Государственная
Дума

средствами исключительных законов, «приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех

Слайд 8Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил

В.И.Ленин.
Переустройство «снизу» -

Средства переустройства «снизу»
Теоретическая подготовка
революции
Террор

Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил В.И.Ленин.Переустройство «снизу» - Средства переустройства «снизу»Теоретическая подготовкареволюцииТеррор

Слайд 9Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями,

повлекшими за собой кризис классического естествознания.
Какие наиболее важные научные открытия

в области естествознания были сделаны в это время?
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.Какие наиболее

Слайд 10- открытие рентгеновских лучей,
- определение массы электрона.
- исследования радиации,
- создание

квантовой теории,
- создание теории относительности,
- изобретение беспроволочной связи.

- открытие рентгеновских лучей,- определение массы электрона.- исследования радиации,- создание квантовой теории,- создание теории относительности,- изобретение беспроволочной

Слайд 11Как говорил философ
Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на

смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно

новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.
Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории,

Слайд 12
В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе «О причинах упадка

и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего

перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа.
Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал

Слайд 13Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:«Век и

конец века на евангельском языке не означает конца и начало

столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:«Век и конец века на евангельском языке не означает

Слайд 14«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей,

но еще больше родит их земля, и – в конце

концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества»
(Горький в письме к Пятницкому
( 1901)
«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и

Слайд 15Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо

Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой

морали : «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого

Слайд 16«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета

поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса

к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»
( Н.Бердяев)
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства

Слайд 17Н. Бердяев писал:
«Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и

ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова,

возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви».
Н. Бердяев писал:«Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и

Слайд 18Русская литература на рубеже XIX и XX веков.
Цели:
Дать представление

о тенденциях
русской литературы конца 19 начала 20 века.
Дать толкование

понятий «Cеребряный век», «модернизм», «декаданс».

Русская литература  на рубеже XIX и XX веков. Цели: Дать представление о тенденциях русской литературы конца

Слайд 19 Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков
Великие гуманисты
19

века – Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи соборности,

согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности.

Традиции литературы 18-19 веков  в литературе рубежа веков

Слайд 20Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося


в литературу свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной

христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений,
как русских, так и заимствованных.

Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося в литературу свою эстетическую новизну и уникальность.

Слайд 21Понятие «серебряный век»
Серебряный век — период в истории русской культуры ,

хронологически связываемый с началом 20 века, совпавший с эпохой модернизма.
Выражение

было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.
Понятие «серебряный век»Серебряный век — период в истории русской культуры , хронологически связываемый с началом 20 века, совпавший

Слайд 22
Серебряный век

Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической

культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов.
Определение

« серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия
«культура рубежа веков».
Серебряный век Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама,

Слайд 23Серебряный век

Новокрестьянская поэзия
Футуризм
Акмеизм
Символизм

Серебряный век Новокрестьянская поэзияФутуризмАкмеизмСимволизм

Слайд 24Направления в литературе на рубеже веков
Неореализм
Пролетарская поэзия
Модернистские течения
Авторские раздумья о

судьбах человека и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали

к диалогу, к дискуссии.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретными задачами социальной борьбы.

Модернизм ( от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.

Направления в литературе на рубеже вековНеореализмПролетарская поэзияМодернистские теченияАвторские раздумья о судьбах человека и мира предполагали сотворчество с

Слайд 25Пролетарские поэты
- своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся,

экспрессивно передавали некоторые общественные настроения,
- их революционные песни и пропагандистские

стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.
Пролетарские поэты- своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения,- их революционные

Слайд 26Пролетарские поэты
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнув в борьбе,
В царство свободы

дорогу
Грудью проложим себе!
Л.Радин
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к

счастию ключи!..
Вздымайся выше, тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Ф.Шкулев
Пролетарские поэтыСмело, товарищи, в ногу!Духом окрепнув в борьбе,В царство свободы дорогуГрудью проложим себе!Л.РадинМы кузнецы, и дух наш

Слайд 27Течения модернизма

Символизм
Акмеизм
Футуризм

Течения модернизмаСимволизмАкмеизмФутуризм

Слайд 28Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя

пустынная душа.

Я ненавижу человечество,Я от него бегу спеша.Мое единое отечество –Моя пустынная душа.

Слайд 29 В статье «Партийная

организация и партийная литература» ( 1905 г.) Ленин вводит принцип


«партийной литературы»
в противовес «литературному индивидуализму»:
«литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым
от общего пролетарского дела».


Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»

В статье «Партийная организация и партийная литература» ( 1905 г.)

Слайд 30Ленин о свободе творчества
О свободе творчества Ленин высказался

так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или

лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Ленин о свободе творчества  О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть

Слайд 31 В. Брюсов писал :

« … поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку

вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса. Вы наши враги».

Д.Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности»

В. Брюсов писал :   « … поскольку вы требуете веры в готовые

Слайд 32Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов
- все герои ищут духовную гармонию,

но никак не могут ее найти,
- жизнь по какому-либо идеологическому

шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость,
- отсутствие острых сюжетов,
- героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно,
- субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков),
- тонкая лирическая ирония.
Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов- все герои ищут духовную гармонию, но никак не могут ее найти,- жизнь

Слайд 33Темы реалистической литературы
Летопись народного разорения
( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов)

Политическая повесть ( Вересаев)
Социалистический реализм ( Куприн, Мамин-Сибиряк, Серафимович)
Изображение русского

быта ( Бунин, Андреев, Куприн, Сологуб, Гиляровский)
Отражение событий русской революции
1905-07 года ( Ремизов, Зайцев)
Реалистическая проза ( Шишков, Горький, Пришвин, Шмелев, Зайцев)
Темы реалистической литературыЛетопись народного разорения ( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов) Политическая повесть ( Вересаев)Социалистический реализм ( Куприн,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика