Слайд 1Российская империя в период реформ
Александр II (1855-1881)
Слайд 2План
Исторический портрет Александра II
Либеральные реформы 1863-1874 гг. Земская и городская,
судебная реформы
Военная, образовательная и финансовая реформы
Последствия реформ
Слайд 31. Исторический портрет Александра II
«Имперская модернизация» или революция?
Родился 17 апреля
1818 г.
С 6 лет – воспитатель капитан К.К.Мердер
С 8 лет
– В.А.Жуковский («План учения» -цель воспитания – «образование для добродетели») => «История из всех наук самая важнейшая»
«Страсть к военному ремеслу стеснит его душу: он привыкнет видеть в народе только полк, а в отечестве - казарму» (В.А.Жуковский)
«Он должен быть военным в душе, без чего он будет потерян в наш век» (Николай I)
Слайд 5Личные качества Александра II
человек военный по привычкам, мироощущению,
окружению
сердечность, общительность, веселый нрав, хорошие манеры
интерес к чтению
ленивость, периоды апатии
привязан
к дому, сестрам и братьям
Слайд 6Воспитание
В 16 лет – 1834 г – присяга наследника престола
(готовил М.М.Сперанский, александрит)
1837 – путешествие по России (29 губерний, 16
тыс. прошений)
1838-1839 – заграничное путешествие (Берлин, Стокгольм + Швеция, Дания, Австрия, Англия)
1840 – помолвка с Марией Гессен-Дармштадтской (Мария Александровна)
Слайд 7Императрица Мария Александровна
Слайд 9А. Ф. Тютчева
"Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и
глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка,
казалось вышла из рамки средневековой картины. Религия различно отражается на душе человека: для одних она - борьба, активность, милосердие, отзывчивость, для других - безмолвие, созерцание, сосредоточенность, самоистязание. Первым - место на поприще жизни, вторым - в монастыре. Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю".
По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, и учреждён Красный Крест
Слайд 10П. А. Кропоткин
"Из всей императорской фамилии, без сомнения, наиболее симпатичной
была императрица Мария Александровна. Она отличалась искренностью, и когда говорила
что-либо приятное кому, то чувствовала так. Она, без сомнения, не была счастлива в семейной жизни. Не любили её также и придворные дамы, находившие её слишком строгой: они не могли понять отчего это Мария Александровна так близко принимает к сердцу «шалости» мужа. Императрица принимала далеко не последнее участие в освобождении крестьян. Учрежденные ею женские гимназии, были хорошо поставлены с широкой программой в демократическом духе. Её дружба с Ушинским спасла этого замечательного педагога от участи многих талантливых людей того времени, то есть от ссылки".
Слайд 11Екатерина Долгорукая
кн. Юрьевская
Слайд 12Политическая программа
Влияние авторитета отца
Включен в государственную систему:
1839 – присутствующий
в Государственном Совете,
1840 – в Комитете министров,
1841-1842 –
их постоянный член,
1846 – глава Секретного комитета по крестьянскому вопросу («свобода – тут именно слово страшнее всего»)
Консерватор больше, чем Николай I
«Неусыпные заботы о войске»
Слайд 13Начало царствования
30 марта 1856 – Речь предводителям дворянства
«Слухи носятся, что
я хочу объявить освобождение крепостного состояния... Я не скажу вам,
чтобы я был совершенно против этого, мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу »
Слайд 14Окружение – «либеральные бюрократы»
Великий князь Константин Николаевич
Слайд 15«Princesse La Liberte»
Вел. Кн. Елена Павловна
Слайд 17Николай Алексеевич Милютин -«Честный кузнец-гражданин»
Слайд 182. Либеральные реформы
1863-1874
Реформы в области местного самоуправления (земская и
городская)
Судебная реформа
Финансовые реформы
Реформы в области народного образования и печати
Военная реформа
Слайд 19Земская реформа 1864 г.
1859 – комиссия Н.А.Милютина для разработки закона
«О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде»: выборность и бессословность
1861 – министр
внутренних дел П.А.Валуев:
- ограничили представительство крестьянства
- органы на уровне губернии и уезда (был проект «съезда земских гласных» в ГС)
- восполняли дворянам власть на местах
1 января 1864 – «Положения и губернских и уездных земских учреждениях» - на 34 губернии из 78 (первая - Самарская), где было дворянское землевладение
Слайд 20Структура земств
2 вида земских учреждений – распорядительные (уездные и губернские
земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы)
Выборные (на
3 года)
В собраниях – «гласные» (уездные – 10-96 чел, губернские – 15-100 чел), в управах – 4-6 человек (на 40-80 % из дворян)
Сессия земских собраний – раз в год в декабре. Открытые
Управы работали постоянно (жалование 600 р.)
Слайд 21Выборы земств
В уездные собрания – выборы по 3 имущественным куриям:
Прямые выборы:
I – уездные землевладельцы (более 200 дес)
II – городские
избиратели (10-200 десятин)
Многостепенные: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщиков – гласные:
III – выборные от сельских обществ (мен.10)
Слайд 22Компетенция земств
Лишены политических функций
Только хозяйственные вопросы местного значения: пути сообщения,
почта, школы, больницы, богадельни, приюты, местная торговля, промышленность, ветеринары, страхование,
статистика
лишены полицейских органов
под контролем центральной (МрВД) и местной власти (губернатор)
роль в решении местных хозяйственных культурных задач
Слайд 24Городская реформа 1870 г.
16 июня 1870 – «Городовое положение» в
509 городах
Выборные, бессословные органы городского самоуправления – Городские думы, они
избирали Городские управы
Срок - 4 года
Состав управы – Городской голова (глава думы и управы) и его «товарищи»
Избирательные права – мужчины с 25 лет - с имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости (в провинции – 10% горожан, в Москве – 3,4%)
Выборы по трем куриям–плательщики трети налогов
Слайд 25Компетенция городских органов
Городская дума подчинялась Сенату, но губернатор следил за
законностью ее постановлений
только хозяйственные вопросы: благоустройство городов, торговля и промышленность,
общественное призрение, здравоохранение и народное образование, санитарные и противопожарные меры и т.д.
содержали тюрьмы, полицию, казармы
бюджет из налогов (1% с доходов)
Реальная власть в городе принадлежала губернаторам и градоначальникам
Слайд 26Судебная реформа 1864 г.
20 ноября 1864 – Судебные уставы (на
44 губернии)
Принципы
бессословность суда
независимость от администрации
несменяемость судей и судебных следователей
равенство
всех сословий перед законом
гласность судебного процесса (присяжные заседатели и адвокат)
Вводился нотариат
Слайд 27Судебная реформа 1864 г.
Судебные учреждения:
Коронный суд (I – окружной суд,
II – судебная палата)
Мировой суд (мелкие иски, до 500
руб.)
Сенат - право кассации
Мировых судей утверждал Сенат, членов судебных палат и окружных судов – император
Сохранялся военный и духовный суд
Слайд 283. Военные реформы 1861-1874
Военный министр Д.А.Милютин
1862 - Сокращение срока солдатской
службы до 15 лет
1864 – Россия делилась на 15 военных
округов
1867 – военно-судебный устав (3 судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военные суды)
1863 – военные гимназии из кадетских корпусов
17 апреля 1863 г. – закон об отмене жестоких уголовных наказаний — шпицрутенов, плетей, розг, клеймения, приковывания к тележке и т. п.
Слайд 29Военные реформы
1874 – Устав о воинской повинности
Воинские силы из 4
частей – регулярные армия и флот, казачьи, запасные войска, ополчение
Воинская
повинность – все мужское население с 20 лет
Срок службы сухопутных – 6 лет, 9 лет – запас (флот –7 и 3)
Освобождались духовные лица, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Ср.Азии, Кавказа и пр.
Слайд 30Д.А.Милютин - распространение образования в среде войска
издание книг и
журналов для солдатского чтения
приняты меры к развитию самого обучения солдат
1873
г. - установлен 3-годичный курс учебных команд, были заведены ротные школы
1875 г. изданы общие правила для обучения
Милютин стремился освободить военные школы от преждевременной специализации, расширяя программу их в духе общего образования, изгоняя старые педагогические приемы, заменяя кадетские корпуса военными гимназиями.
1864 г. - учреждены им были юнкерские училища.
Число военных учебных заведений вообще было увеличено; повышен уровень научных требований при производстве в офицеры.
Основанные Милютин в 1866 г. юридические офицерские классы в 1867 г. были переименованы в военно-юридическую академию.
Все эти меры привели к значительному подъему умственного уровня русских офицеров; сильно развившееся участие военных в разработке русской науки — дело Милютина
Слайд 31Реформы в области народного образования и печати
1861 – Комитет для
разработки школьной реформы
1864 – «Положение о начальных народных училищах» (частным
лицам и учреждениям), училищные советы в губернии
Чтение, письмо, 4 правила арифметики, «закон Божий»
4 виды начальных школ: частные, министерские, земские, церковноприходские
Слайд 32Реформы в области народного образования
1864 – Устав гимназий и прогимназий:
принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий
и вероисповеданий
Гимназии: классические (шли в университеты) и реальные (потом – в технические институты, до 1872 г. - училища)
Прогимназии – 4-х-классные учебные заведения
1862 – женские гимназии (7 лет)
1863 – университетский устав (4 факультета, автономия)
1865 – «Временные правила о печати»
Слайд 33Финансовые реформы
Цель – централизация финансов (государственный контролер В.А.Татаринов)
1860 – учрежден
Государственный банк (вместо Заемного и Коммерческого банка) – право кредитования
торговых и промышленных заведений
1862 – единственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов
1864 – его деятельность была подотчетна Государственному Контролю
1863 – откупная система (косвенные налоги на соль, табак, вино) заменялась акцизным сбором
1870 – введен государственный налог на землю (от 0,25 коп. до 10 коп. с десятины)
Слайд 344. Последствия реформ
Троицкий Н.
«Избежав революции, отделавшись в условиях революционной ситуации
реформами, царизм сохранил свою прежнюю социальную базу в лице дворян
и помещиков»
Валуев П.
«Средний путь полуреформ, с помощью которых можно было бы «откупиться от конституции»
Слайд 35«Диктатура сердца»
М.Т. Лорис-Меликова
дать местным губернским учреждениям большую самостоятельность в
разрешении подведомых им дел и освободить их от необходимости в
каждом, иногда совсем незначительном вопросе, обращаться в центральные управления в Петербурге;
привести полицию к единообразию и поставить её в гармонию и соотношение с новейшими учреждениями так, чтобы в ней не было более возможности проявляться различным уклонениям от законами установленных правил;
предоставить земству и другим общественным и сословным учреждениям возможность вполне пользоваться теми правами, которые даны им по закону, стараясь вместе с тем облегчать по возможности их деятельность.
дать печати возможность обсуждать различные мероприятия, постановления и распоряжения правительства с тем, однако, условием, чтобы печать не смущала и не волновала напрасно общественные умы своими мечтательными иллюзиями, на необходимость привлечения общества к участию в законодательстве и управлении страною в виде ли представительного собрания по образцу западноевропейского или в виде бывших наших древних земских соборов.
необходимость понижения выкупных платежей с крестьян;
содействие крестьянам со стороны правительства в покупке земель при помощи особых ссуд крестьянам;
облегчение условий переселения крестьян и на содействии правительства к выселению крестьян из густо населенных губерний в другие местности, более обилующие свободными землями.
Слайд 371866 г. – выстрел Д.В.Каракозова
Действия правительства становятся более консервативными
Курс Александра
III – период «контрреформ»
Слайд 39ПРОПАСТЬ МЕЖДУ
ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ