Слайд 1Российский национальный исследовательский медицинский университет
имени Н.И. Пирогова
Психолого-социальный факультет
Презентация на тему:
Преподавание
психологии в XVIII—XIX веках
Выполнил: Белоусов. А. 5 курс, ПСФ
Группа 7501
Преподаватель: Г.Г. Башанаева
Слайд 2 Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное
время находилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского
образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка преподавателей психологии.
Слайд 3 Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755
г. Он имел три отделения, или факультета: юридический, медицинский и
философский.
Слайд 4 На философском факультете работали четыре преподавателя: профессор философии,
который должен был также обучать студентов логике, метафизике и нравоучению;
профессор физики; профессор красноречия; профессор истории русской и всеобщей. Психология в качестве отдельного предмета не была включена в цикл философского факультета первого русского университета
Слайд 5 Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин.
Например в риторике: традицию в этом отношении заложил уже Ломоносов
в своей книге «Риторика», изданной в 1748 г. Там описывается учение о страстях, изложение учения о страстях, близкое к концепции Спинозы.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Слайд 6 Вработе А. Глаголева «Умозрительные и опытные основания
словесности» (1834) был раздел, озаглавленный следующим образом: «Теория словесности, выводимая
из начал психологии». В этом разделе рассматривались такие вопросы: «О способностях души», «О талантах художника, стихотворца и вообще писателя», «О тройственности целей и предметов красноречия, выводимой из трех сил ума»
Слайд 7 Психология рассматривалась также как составная часть курса
философии.
Первое время лекции по философии и психологии
были фактически чтением вслух «одобренных к употреблению» учебников.
Дело осложнялось тем, что преподаватели читали свои курсы на немецком языке или на латыни.
Даже русские профессора предпочитали читать лекции на латинском языке, поскольку на латыни были написаны руководства. Кроме того, это считалось признаком учености и хорошего тона. Студенты же знали эти языки плохо. Поэтому эффективность такого преподавания была низкой.
Слайд 8 Содержание курсов философии и психологии было далеким от
жизни. В связи с этим было немного желающих изучать эти
дисциплины, а тем более готовиться к их преподаванию. Так, в Казанском университете лекции одного из первых преподавателей философии Фойгта слушало, вернее, посещало, всего лишь 5 человек
Слайд 9 В 1796 г. в России издается «Наука
о душе» Михайлова — первый оригинальный опыт систематизации психологических знаний.
По оценке Б. Г. Ананьева, «психологический трактат Михайлова написан в духе серьезно понятого английского эмпиризма».
Устав 1804 г. также не включал психологию как отдельную дисциплину. Вопросы психологии освещались в философских курсах.
В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любовского «Краткое руководство к опытному душесловию». Эта книга стала следующим после книги Михайлова систематическим трудом по психологии и представляла собой, по сути, эмпирическую психологию.
Слайд 10 Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия
по логике.
В предисловии к книге давался краткий
курс психологии. В этих психологических главах говорилось о душе и теле, о способностях души, воображении, уме, разуме, желании, памяти, различии умов и гимнастике умов
Слайд 11 На преподавании психологии отразились гонения против философии как
науки, «крайне опасной в политическом и религиозном отношении». Согласно положению
от 14 октября 1827 г. разрешалось лишь преподавание логики, психологии и истории философии.
Слайд 12 В 1834 г. вышел капитальный труд А.
И. Галича «Картина человека».
Во второй части («Дух»)
он развивает свою психологическую систему. Следуя за Локком, Галич начинает анализ психики с «чувствований»: созерцание, представление, воображение. Следующей ступенью является «свободное познание», которое рассматривается по стадиям. В результате сочетания «связанного» и «свободного» познания формируется память как «способ посредствующего и смешанного познания». На основе развития чувственного опыта, мышления и памяти, посредством которых человек познает внешнюю действительность, возможно и познание самого себя. Самопознание, согласно Галичу, развивается лишь на основе развития сознания. Переход от сознания к самосознанию связан с «практической стороной духа», т. е. волей
Слайд 13Во второй половине XIX в. в Главном правлении училищ сочли
возможным восстановление преподавания философии «если не в полном ее объеме,
то по крайней мере, в одной ее части — истории философии, как науки, по преимуществу проясняющей истины и разрушающей предрассудки и стремления к материализму»
В 1861 г. на историко-филологическом факультете Московского университета была восстановлена кафедра философии. Ее заведующим был назначен профессор П. Д. Юркевич. Поскольку психология, наряду с логикой, этикой и историей философии считалась одной из философских дисциплин, Юркевич читал и курс психологии
Памфил Данилович Юркевич
(1826-1874 гг.)
Слайд 14 Последствием изгнания философии из университетов была в первую
очередь потеря преподавательских кадров.
Группа преподавателей была отправлена за
границу для подготовки к профессорской деятельности. Из этой группы преподавателей, прошедших стажировку за границей, М. М. Троицкий возглавлял кафедру философии в Московском университете, а М. И. Владиславлев читал философию и психологию в Петербургском университете.
Слайд 15Деятельность Троицкого, руководившего кафедрой философии в Московском университете с 1874
до 1896 г., совпала с важным периодом в развитии психологии,
когда мировая и отечественная психология переживала процесс своего становления как самостоятельной науки
Содержание курса по психологии, который читал в Московском университете Троицкий, определялось идеями английской эмпирической психологии. Это было большим шагом вперед по сравнению с теми курсами, которые читали до него (Юркевич) и после него (Лопатин).
Во время работы Троицкого в университете появились преподаватели, не имевшие отношения к духовной академии. Первыми из них были профессора Н. Я. Грот
Матвей Михайлович Троицкий
(1835-1899 гг.)
Слайд 16 Курс психологии в изложении Лопатина был своего
рода шагом назад: он носил «философский» характер и в меньшей
степени учитывал достижения психологии того времени.
Близким по содержанию к тому, что давал Лопатин в Московском университете, был курс психологии профессора Е. Боброва, который читался в Казанском и Варшавском университетах. Содержание обязательного курса психологии в университете Бобров обосновывал следующим образом. Поскольку сами психологи до сих пор не могут договориться относительно того, что же такое наука психология, то рекомендуется насыщать курс психологии историческим содержанием
Лев Миха́йлович Лопа́тин
(1855- 1920 гг.)
Слайд 17 Курс Грота был значительным шагом вперед
по сравнению с тем, что до него давали преподаватели высшей
школы. Особенность лекций Грота заключалась в том, что он выбирал их предметом такие вопросы, которыми интересовался сам. Для Грота аудитория представляла своего рода лабораторию, где он раскрывал свои идеи перед слушателями.
Достоинство курса заключалось в мастерски используемом преподавателем руководстве самонаблюдением слушателей и психологическом разборе литературных произведений, в широком использовании семинарских занятий.
Грот впервые использовал семинар как форму обучения психологии.
Николай Яковлевич Грот
(1852-1899 гг.)
Слайд 18Проводились семинарии трех типов.
Был у Грота
и другой тип семинария, на котором он предлагал слушателям темы
для рефератов. Определенной системы в выборе тем не было. Не всегда Грот учитывал уровень трудности тем, которые давались студентам. Он исходил из мнения, что для студентов не существует слишком трудных тем.
На семинарии первого типа он предлагал слушателям критиковать прочитанную им лекцию. Он охотно выслушивал замечания своих молодых слушателей, вступал в спор с аудиторией.
На третьем типе семинария студенты представляли тезисы, которые зачитывались и обсуждались в аудитории.
Слайд 19 Вот некоторые темы, которые обсуждались на семинариях Грота:
«О задачах психологии», «О положении психологии среди других научных дисциплин»,
«О достоинствах и недостатках самонаблюдения», «О роли эксперимента в психологии», «О классификации психических явлений», «О сознании», «О волнениях», «О характерах», «О критериях нравственной жизни и деятельности», «Об утилитаризме», «О теориях прогресса». Иногда предметом обсуждения становилось какое-либо литературное произведени
Слайд 20 М. И. Владиславлев был ректором Петербургского университета
и читал там курс психологии.
В своем учебнике
«Психология» он дает систематизацию психологического, в том числе экспериментально-психологического знания, которое было накоплено к тому времени.
Из числа методических приемов, которые широко использовал Владиславлев, следует отметить мысленный эксперимент как разновидность интроспекции, семантический анализ психологических терминов и психологический анализ произведений искусства
Михаи́л Ива́нович Владисла́влев
(1840- 1890 гг.)
Слайд 21 На развитие психологической науки и образования в Петербургском
университете в тот период оказали большое влияние профессора Н. Е.
Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич
Слайд 22 Психология преподавалась также в рамках медицинского образования.
В 1888 г. при Психиатрической клинике Московского университета А. Я.
Кожевниковым была создана психологическая лаборатория, которой в разное время руководили С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, Ф. Е. Рыбаков. Лаборатория стала базой для проведения практических занятий, входивших в курс психологии, который читал доцент психиатрии А. А. Токарский.
Кожевников Алексей Яковлевич
(1836—1902 гг.)
Слайд 23Ардалио́н Ардалио́нович Тока́рский (1859, 1901 гг.)
Слайд 24 В целом можно сказать, что преподавание психологии в
этот период играло образовательную роль и не готовило к проведению
самостоятельных исследований или практической работе.