Слайд 2Основные вопросы темы:
1. Теории руководства.
2. Функциональный подход к руководству.
3. Управленческие
полномочия, делегирование прав и ответственности
4. Власть и влияние.
Слайд 31. Теории руководства
Руководство - образ действия менеджера, непосредственно связанного с
управлением деятельностью, как отдельных людей, так и группы.
Стиль руководства –
это совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия, применяемых руководителем в процессе управления и определяющих особенности отношения людей к его действиям.
Слайд 41. Теории, основанные на личностных характеристиках
интеллект;
инициативность;
уверенность в себе;
способность взглянуть
на ситуацию иначе.
Дж. Хант предлагает следующий набор качеств, которыми должен
обладать руководитель:
умение работать с различными людьми;
упорство в достижении целей;
большой опыт в выполнении деловых функций;
умение брать на себя ответственность.
Слайд 52. Теория, основанная на стилях руководства (Р. Уайт, Р. Липпит)
авторитарный;
демократический;
либеральный.
Слайд 63. Ситуационная теория Р. Блейка и
Дж. Моутона
Забота о людях
Уровень
внимания к производству
Слайд 7Ситуационная теория Р.Танненбаума и В. Шмидта
Авторитарный стиль
Демократический стиль
Руководитель
Подчиненные
Задание
Контекст
Слайд 82. Функциональный подход к руководству (Дж. Адер)
1) постановка задания;
2) планирование;
3)
инструктаж;
4) контроль;
5) оценка;
6) мотивация;
7) организация;
8) личный пример.
Слайд 10Формы участия в руководстве рядовых членов коллектива:
Консультация
Согласие
Консенсус
Слайд 113. Управленческие полномочия
Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы предприятия
для достижения её целей.
Делегирование – это передача части полномочий и
задач лицу (лицам), принимающему на себя ответственность за их выполнение.
Права – совокупность установленных законом, нормативами и инструкциями компетенций конкретного руководителя действовать в отношении сотрудников, а также распоряжаться материально-вещественными и финансовыми ресурсами, технологиями и т.д.
Обязанность – определенный круг действий, возложенных на руководителя или исполнителя и безусловных для выполнения.
Слайд 12ПОЛНОМОЧИЯ
Линейные
Штабные
Рекомендательные (консультанты, рекомендательные советы и др.)
Координационные (на основе совместных решений)
Согласительные
(между линейными и функциональными руководителями.)
Предостерегающие (юрист)
Блокирующие (главный бухгалтер)
Слайд 13Линейные полномочия – это права и ответственность, передаваемые непосредственно от
начальника подчиненному.
Аппаратные (штабные) полномочия – полномочия штабного аппарата, в
обязанности которого входят: консультирование линейных руководителей, подбор кадров, связи с общественностью, формирование исследовательских групп, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и т.д.
Слайд 14Полномочия менеджеров высшего звена (директора, вице-президенты):
Разработка вопросов по организационному устройству
фирмы;
Формирование кадрового состава;
Подготовка бюджета и контроль за его исполнением;
Анализ финансовой
деятельности служб
Стратегическое планирование
Слайд 15Полномочия руководителей среднего звена (управляющие отделами, заместители директора, начальники подразделений)
Текущее
планирование;
Разработка целевых программ;
Обеспечение информационных потоков;
Производство и сбыт;
Работа с кадрами;
Текущий контроль;
Формирование
технологической базы и пр.
Слайд 16Полномочия руководителей низшего звена (мастера, бригадиры)
Организация работы на своих участках
и контроль её выполнения;
Обеспечение материалами, инструментами, технической документацией;
Учет результатов работы
и пр.
Слайд 17Матрица Д.Эйзенхауэра
СРОЧНОСТЬ
ВАЖНОСТЬ
Слайд 18Какие функции можно делегировать:
Рутинную работу
Решение частных вопросов
Подготовительную работу (составление проектов,
предложений)
Работу, требующую специальных знаний
Среднесрочные и долгосрочные задания
Участие в заседаниях
Слайд 19Нельзя делегировать:
Принятие устава и внесение в него изменений
Издание приказов и
утверждение документов
Мотивацию сотрудников
Задачи высокой степени риска
Задачи особой важности
Увольнение сотрудников
Принятие решения
о ликвидации подразделений
Срочные дела
Определение стратегических направлений развития фирмы
Слайд 20Правила делегирования:
при делегирование необходимо учитывать способности и возможности сотрудников;
работу делегируют
заблаговременно;
работу делегируют целиком, а не по частям;
одну и ту же
работу нельзя делегировать разным людям;
нельзя вмешиваться в ход работы без необходимости;
контроль за итогами.
Слайд 214. Власть и влияние
Власть - это способность индивидуума или группы
влиять на других людей.
Влияние - это процесс воздействия на мысли
и поведение других людей.
Полномочия - это право применить власть.
Слайд 22Формальная власть – это узаконенное право распоряжаться действиями людей, использования
их потенциала, расходования финансовых и иных ресурсов. Эта власть без
должного влияния.
Реальная власть – это действительная власть руководителя с законными правами и подкрепленная авторитетом, влиянием, способностями, связями. Идеальным в этом отношении является сочетание качеств формального менеджера и лидера.
Лидер – это человек, обладающий лучшим набором качеств: уровень интеллекта, внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе и т.д.
Слайд 23власть - характеристика взаимоотношений (способность индивидуума влиять на других людей
зависит от взаимоотношений между ними);
власть основывается на представлениях (влияние на
индивидуума зависит от его представлений о ваших ресурсах);
власть никогда не бывает однонаправленной (в любых взаимоотношениях людей каждая из сторон может влиять на другую);
власть порождается различиями (различия в управленческом опыте, в доступе к ресурсам и т.д.);
власть зависит от обстоятельств.
Слайд 24Источники власти:
власть положения определяется положением (должностью) в организации;
власть ресурсов (финансы,
материалы, время, люди и т.д.);
власть социальных связей, т.е. ваше положение
в более широкой сети связей, чем организация;
власть специалиста (технические знания и знания процесса);
власть личности (интеллект, надежность, уверенность в себе, дружелюбие и т.д.);
власть информации - без точной и надежной информации невозможно планирование и качественное принятие решений.
Слайд 25Стратегии реализации власти:
1. Использование полномочий
2. Стратегия подталкивания («Кнут»)
3. Стратегия приманивания
(«Пряник»)
4. Использование убеждения
5. Подготовительные стратегии
6. Превентивные стратегии
Слайд 26Чтобы оценить допустимость той или иной формы использования власти и
оказания влияния, необходимо рассмотреть:
неформальные контракты между менеджером и другими членами
организации;
проблему злоупотребления властью;
степень вовлечения менеджера в систему формальной и неформальной подотчетности.
Слайд 27Выводы:
Руководство опирается на различные источники власти, и оно будет тем
эффективнее, чем большим числом источников обладает менеджер.
На сегодня наиболее приемлемы
методы руководства, основанные на учете факторов внешнего окружения и на учете особенностей людей, которыми вы руководите.
Для повышения эффективности работы менеджер должен уметь делегировать полномочия.
Власть, влияние, полномочия только тогда дают эффект, когда они реализуются на основе правильно выбранной стратегии.