Слайд 1Русская философия
Учебные вопросы:
Особенности русской культуры
Этапы становления русской философии
Проблематика русской философии
и ее основные представители
Слайд 21. Особенности русской культуры
Исихазм (покой, безмолвие)
Ориентация на будущее и неприятие
настоящего (к отсутствию бытовой культуры)
Особое понимание святости – все должно
быть сакрализовано и вырвано из-под власти злого начала
Святое состояние может быть приближено в пространстве и во времени (идеи коммунизма)
Универсальное понимание христианства (сначала христиане, потом русские), в этом русская идея. Преобразование мира на православных началах любви, соборности и свободы для его спасения от индивидуализма и культа материального благополучия
Слайд 3Особенности русской культуры
Отсутствие развитого национального самосознания, актуальность почвенничества. Это приводило
к нигилизму и анархизму. Анархизм был создан высшим слоем русского
дворянства (М. Бакунин, П. Кропоткин)
Мессианство (Россия – богоизбранная страна), особая роль России в мировой цивилизации
Особые формы мировоззрения – западничество и славянофильство
Роль интеллигенции – народопоклонство, жертвенность, русский интеллигент – «монах в миру», создать царство Божье на земле
Слайд 5Западники.
Либерально-демократическое направление: К.Д. Кавелин, 1818-1885; Т.Н. Грановский, 1813-1865
социалистическое: В.Г. Белинский,
1811-1848; Н.Г. Чернышевский,1828-1889; А.И. Герцен, 1812-1870; Н.П. Огарев, 1813-1877
Как форма
мировоззрения западничество сложилось в 1830-1850 гг.
Социальные преобразования в России связывали с историческими достижениями Западной Европы
Россия должна повторить исторический путь западной цивилизации
Философской основой западничества – материализм (Герцен, Чернышевский, Белинский)
Особое место в их философствовании занимали вопросы социальной теории и революционной практики
Слайд 13Славянофилы: А.С. Хомяков (1860-1894), И.В. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876)
В
русской жизни главное семья и община. Индивидуалисту нужно рассуждающее сознание,
а общине – соборное сознание
Соборное сознание есть единство общего дела и понимания. Коллективный субъект ближе к правде, чем одиночка
Православие не рационализировано, оно включает осознание в себе Бога
Соборная личность приносит себя в жертву во имя целого
Слайд 14Славянофилы
Русский народ единственно христианский, поэтому Бог дал ему 1/6 части
суши. Национальное сознание заморожено, т.к. мы прежде всего христиане, а
потом уже русские
Европа идет по пути внешней правды (право), а Россия – внутренней (совести)
Критика демократии, частной собственности, индивидуализма и правового государства
У России свой путь развития
Идеология православия, самодержавия, народности
Продолжение славянофильства - почвенничество
Слайд 182. Этапы становления русской философии
Х1-Х1У вв. Русская философия существовала в
рамках теологии. Первое философское произведение митрополита Иллариона (Х1в.) «Слово о
законе и Благодати». В нем содержится идея равенства всех народов перед Благодатью
Х1У-ХУ1 вв. – натурфилософские учения. Влияние исихазма. Мир, пронизанный божественной энергией, открывается человеку через созерцание с помощью молитв
ХУ1-ХУ11 вв. историософская проблематика. Монах Филофей (1465-1542) – учение о Москве как «третьем Риме»
Слайд 19Этапы становления русской философии
ХУ11-ХУ111 вв. – эпоха Просвещения (Н.И.Новиков, 1744-1818;
М.В. Ломоносов, 1711-1765).
Конец Х1Х – начало ХХ в. – серебряный
век русской философии: Н. Бердяев (1874-1948), Вл. Соловьев (1853-1900), Л. Карсавин (1882-1952), И. Ильин (1883-1954), Г. Шпет (1879-1937) и др.
Советский период – 20 гг. ХХ века до нач. 90-х годов ХХ века: А. Лосев (1893-1988), Э. Ильенков (1924-1979), А. Зиновьев (1922-2006)
Слайд 283. Проблематика русской философии и ее основные представители
Этикоцентризм и проповедь
абсолютного нравственного подхода к жизни
Идея космизма, признание гармонии человека и
космоса, вселенского братства (Н. Федоров)
Экзистенциальность (вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии – Л. Толстой, Ф. Достоевский)
Слайд 29Вл. Соловьев (1853-1900)
Идея «цельного знания», всеединство религии, философии и науки
Единство
веры, разума и опыта необходимо для ответа на вопрос о
цели человеческого существования
В социальной жизни необходимо единение церкви и государства. Любовь – нравственный принцип церкви, а справедливость – государства. Любовь посредством справедливости должна быть реализована в пользе
Понятие Богочеловечества (возврат мира, человека к Богу)
Идея Софии (идеальное бытие, стремящееся к реальному)
Человек обладает творческой природой. Творчество, слившееся с религией и нравственностью, - теургия
Слайд 30Работа Вл. Соловьева «Оправдание добра»
Первый уровень нравственности – добро от
человека (жалость, сострадание)
Второй уровень нравственности – добро от Бога (идея
всеединства и Богочеловечества)
Третий уровень нравственности – добро через историю человечества
Слайд 32Н. Федоров (1828-1903)
Управление космическими процессами включает воссоздание телесного и душевного
здоровья и регуляцию погоды: предотвращение катастроф, поиски новых видов энергии
Выход
в космос с целью обустроить там жизнь. Геокосмическая цивилизация утверждает абсолютную ценность личности: глобальность сочетается с персонализмом. Человек в центре в смысле его ответственности за природу
Нравственные идеи братства и родственности. Мы – дети Галактики
Родовая характеристика человека – смертный и сын. Быть, значит быть сыном, а не бытие в мысли, как у Декарта
Слайд 33Н.Федоров
Отношение к смерти разделяет геокосмическую и антропоцентристскую цивилизацию. Человечество, объединенное
заботой о регулировании космоса, оказывается по ту сторону смерти и
зла, т.е. в космическом бессмертии
Воскрешение предков. Воскресшие души должны пройти через чистилище, осуществить победу над временем и покорить пространство – радикальный вариант Богочеловеческого проекта. Необходимо сохранять кладбищенские храмы и кладбища. Память о мертвых указывает на неполноту жизни, память о стихийных бедствиях о неполноте разума и отсутствии общего дела
Слайд 34Н. Федоров
Человек должен стремиться к богочеловеческой идентичности, совершенствуя свое духовное
и телесное начало
Русский космизм – одно из проявлений русской идеи
«всечеловеческой и всемирной», т.к. вырастает из духа общинности и жажды всеобщего счастья, ответственности, творчества и любви
Слайд 35Выводы
Русская философия отличается оригинальностью:
Актуализация экзистенциальных мотивов (Л.Толстой)
Н. Федоров открыл космические
перспективы человечества, определены его родовые интересы, создал этику соборности «жить
со всеми и для всех»
Изучение природы должно строиться на принципе антропокосмизма
Критика антропоцентризма
Слайд 36Глоссарий
Соборность, всеединство, антропокосмизм, Богочеловечество, исихазм, софия, теургия, нигилизм, анархизм, мессианство,
западничество, славянофильство