Разделы презентаций


Русская культура 19 века

Содержание

I. Особенности развития культуры в 19 веке XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура 19 века

Русская культура 19 века

Слайд 2I. Особенности развития культуры в 19 веке

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого

подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли.

Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

I. Особенности развития культуры в 19 веке     XIX в. стал для культуры России

Слайд 3 Западные философские и политические

учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа

была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п.

Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл
вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской

Слайд 4Западники
воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие

страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном

и политическом устройстве.

Славянофилы
подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Западникивоспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных

Слайд 5 Все эти явления в общественной мысли

страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в.,

и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве.

И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.
Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры

Слайд 6II. Образование и просвещение.
Уровень образованности общества

– один из показателей культурного состояния страны.
В России в

конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования:
одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии.

Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян,
уездные училища для детей купцов,
ремесленников,
гимназии, кадетские корпуса для детей
дворян и чиновников.
Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.


II. Образование и просвещение.    Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны.

Слайд 7 Образцовым учебным заведением стал с 1811 года

Царскосельский лицей, программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование

литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Дельвиг;
дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс; министр просвещения Д.Толстой и другие.

Широко была распространена система домашнего образования, где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей, программа которого соответствовала университетской. В

Слайд 8 Многие государственные деятели осознавали растущую

потребность в образованных людях, но в то же время боялись

широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям.
«Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф

19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то

Слайд 10III. Литература.
Именно расцвет литературы позволил определить


19 век как «золотой век» русской культуры.

В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие:
* народность;
* высокие гуманистические идеалы;
* гражданственность;
* чувство национального самосознания;
* патриотизм;
* поиски социальной справедливости

III. Литература.    Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры.

Слайд 11На рубеже 18 – 19 веков
классицизм уступил место сентиментализму.
Героические события

1812 года способствовали появлению романтизма.
Во второй четверти 19 века в

европейской литературе начал утверждаться реализм.
В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот худ.метод стал доминирующим.
На рубеже 18 – 19 вековклассицизм уступил место сентиментализму.Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма.Во второй четверти

Слайд 12IV. Театр.
   Театр, подобно художественной литературе, в XIX

в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны,

беря на себя отчасти и роль общественной трибуны.
Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.
IV. Театр.     Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в

Слайд 13 В театрах в начале 19

века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы.


Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова, известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя.

Павел Степанович Мочалов

В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» .
Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина ( роли Фамусова и Городничего в Малом театре)

Михаил Семенович Щепкин

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились

Слайд 14    Конец 19 века стал свидетелем

"театральной революции" 
К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко,

создавших в 1898 г.
Московский Художественный Академический Театр.
Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

    Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра.

Александр Николаевич Островский

Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович
Немирович - Данченко

     Конец 19 века стал свидетелем

Слайд 15V. Музыка.
В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа,

которая связана с именем М.И.Глинки, родоначальником всех основных жанров классической

музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями.

Михаил Иванович Глинка

Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы.

"Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова

составляют гордость русского
и мирового искусства.

V. Музыка.В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа, которая связана с именем М.И.Глинки, родоначальником всех

Слайд 16    Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в

своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека,

свойственные русской литературе 19 века, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

Петр Ильич Чайковский

    Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к

Слайд 17 Смена стилей и направлений происходила в

начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали

религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века.

VI. Живопись.

Орест Адамович
Кипренский

Василий Андреевич
Тропинин

Карл Павлович
Брюллов

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм,

Слайд 18 Наиболее значимым явлением в живописи 19

века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили

такие художники-передвижники, как
И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский.


Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Репин

Крамской

Суриков

Левитан

Шишкин

Перов

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в

Слайд 19Репин «Не ждали», 1884
Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881
Шишкин «Утро в

сосновом лесу», 1889
Левитан «Золотая осень», 1895

Репин «Не ждали», 1884Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889Левитан «Золотая осень», 1895

Слайд 20VII. Архитектура.
Архитектура 19 века - это прежде

всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм.

В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

VII. Архитектура.   Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует

Слайд 21После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва.
Появляются новые типы

зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину»,

результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др.
В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.
После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к

Слайд 22 Величайшие достижения русской культуры 19 века

были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса.

В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов.
Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры.

19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.
Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика