Слайд 1Русская культура Серебряного века
МУЗЫКА
Слайд 2 В музыкальной жизни начала XX века продолжали свою деятельность
общепризнанные мастера:
Н.А.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»)
А.К.Глазунов (балеты
«Раймонда», «Времена года»
Слайд 3Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых
форм был характерен и для русской музыки
конца ХIХ- начала
ХХ в.
Слайд 4В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру, во всяком
случае, когда их вели такие великолепные мастера, как:
А.Н. Скрябин
С.В Рахманинов
И.В.
Стравинский
Слайд 5Александр Николаевич
Скрябин (1871-1915)
Музыка Скрябина очень своеобразна.
Форма в его
музыке практически всегда ясна и завершена.
Композитора привлекали образы, связанные
с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
Слайд 6В музыке Скрябина отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не
чуждые мистицизма.
С точки зрения композиторской техники его музыка близка
творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности.
Слайд 7Сергей Васильевич
Рахманинов (1873-1943)
Основным творческим методом искусства этого периода был
символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова.
Произведения
Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов. Эти мотивы выражают у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
Слайд 8В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим
человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской
духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Слайд 9Игорь Фёдорович
Стравинский (1882-1971)
Игорь Стравинский - легендарная фигура в музыке
XX века.
За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все
достижения современной авангардной музыки.
Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.
Слайд 10Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая
стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал,
что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
Слайд 11На сцене театра, организованного С.И.Мамонтовым, прославился Ф.И.Шаляпин.
Сочетая вокальные данные
с талантом актёра, он создал реалистические образы, ставшие образцами мирового
оперного искусства.
Слайд 12В начале ХХ в. русская музыка становится все более заметным
явлением
мировой культуры.
Немалую роль в популяризации
творчества отечественных композиторов,
мастеров балетного и оперного искусства, художников сыграли так называемые Русские сезоны за границей, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем
С.П. Дягилевым.
Слайд 13Левандовский А.А. История России, XX- начало XXI. 11 класс: учеб.для
общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение , 2008.
http://muslib.ru/pb/71/715699/korsakov_493443.jpg
http://www.specialradio.ru/p&d/viewimage.php?file=13
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/958/74958949_60039273137226.jpg
http://www.nasledie-iljina.srcc.msu.ru/NIVC-site%20Iljina-ZHIZNEOPISANIE/foto-Zhizn-Kratkij%20ocherk-21-10-2010/36-Rahmaninov-315x
http://pvillarroel.free.fr/images/musicos/stravinsky.gif400.jpg
http://rus.ruvr.ru/data/112/081/1235/Shaljapin_Fedor.jpg
http://www.perm.ru/pics/1116170797.jpg
Использованная литература