Разделы презентаций


Русская культура в 1-й четверти XVIII века (при Петре I )

Содержание

Основные направления культурного развития эпохиИзменения в дворянском быту.Просвещение и наука.Изобразительное искусство и архитектура.Театр и литература.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура в 1-й четверти XVIII века (при Петре I)
© Л.А. Кацва, 2011

Русская культура в 1-й четверти XVIII века (при Петре I)© Л.А. Кацва, 2011

Слайд 2Основные направления культурного развития эпохи

Изменения в дворянском быту.

Просвещение и наука.

Изобразительное

искусство и архитектура.

Театр и литература.

Основные направления  культурного развития эпохиИзменения в дворянском быту.Просвещение и наука.Изобразительное искусство и архитектура.Театр и литература.

Слайд 3Дворянский быт



Укажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII

в. и начала XVIII в.
Сразу по возвращении из Великого посольства

Петр провозгласил указ о брадобритии.
В 1700 г. вышел указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья.
Ношение русской долгополой одежды было запрещено.

Служилый человек XVII века.
Современный рисунок.

Портрет офицера петровской эпохи.
Худ. И.А. Горностаева.

?

Дворянский бытУкажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII в. и начала XVIII в.Сразу по возвращении

Слайд 4Дворянский быт
Для желающих носить бороды была установлена пошлина: для дворян

– 60 руб. в год, для купцов гостиной сотни –

100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб., смотря по доходам.
Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди.
С крестьян-бородачей при входе в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки.
Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители.

Медные знаки 1710 и 1725 гг. об уплате пошлины за ношение бороды.

Дворянский бытДля желающих носить бороды  была установлена пошлина:  для дворян – 60 руб. в год,

Слайд 5Дворянский быт
Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде

на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и

обрежут полы вровень с землей.


Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей?
По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе.

Бояре возвращаются от Петра I, остригшего им бороды.
Гравюра 1894 г.

?

Дворянский бытЧеловек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде  на улице, рисковал тем,  что

Слайд 6Дворянский быт
1 декабря 1701 г. «женам и дщерям» дворянским было

приказано носить европейскую одежду, чтобы они с мужчинами «в платье

были наравне, а не розные».

Одежда женщин (дворянок и горожанок) XVII в. Слева – летник, справа – охабень.

Дамские платья начала XVIII в.

?

В чем состояли важнейшие изменения женского костюма в эпоху Петра?

Дворянский быт1 декабря 1701 г. «женам и дщерям» дворянским было приказано  носить европейскую одежду,  чтобы

Слайд 7Дворянский быт
В 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи –

приемы гостей в знатных домах.


Рассмотрите картину. В чем состояло главное

отличие ассамблей от московских приемов в XVII веке?

На петровской ассамблее.

?

На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми.
Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил с изоляцией женщин в теремах.

Дворянский бытВ 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи – приемы гостей  в знатных домах.Рассмотрите картину.

Слайд 8Дворянский быт


Рассмотрите картину. Чем занимались на ассамблеях?
Ассамблея сочетала черты пира

и бала.
Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки.

?
На

петровской ассамблее.

Какое влияние оказали ассамблеи на весь быт дворянства?

?

С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам, политесу (хорошим манерам).
Дочерям надо было шить модные туалеты.

Дворянский бытРассмотрите картину.  Чем занимались на ассамблеях?Ассамблея сочетала черты пира и бала.Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли

Слайд 9Дворянский быт
На ассамблеях подавали невиданные прежде в России чай и

кофе, курили трубки (прежде церковь запрещала табак как дьявольское зелье).
Пожилые

дворяне воспринимали ассамблеи как тяжкую повинность, но молодежь быстро вошла во вкус новшеств.

Ассамблея при Петре Великом.
Гравюра Хельмана.

Дворянский бытНа ассамблеях подавали невиданные прежде  в России чай и кофе,  курили трубки  (прежде

Слайд 10Дворянский быт
Из книги «Юности честное зерцало»:
«Руки твои да не лежат

долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ

рукою, но полотенцем… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою… Ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотив куска, не говори».



О чем говорят подобные наставления?

Юности честное зерцало.
Титульный лист факсимильного издания.
Оригинал – 1717 г.

?

Дворянский бытИз книги «Юности честное зерцало»:«Руки твои да не лежат долго  на тарелке, ногами везде не

Слайд 11Просвещение
Петр настойчиво заставлял дворян учиться.
В 1701 г. в помещении Сухаревой башни

была открыта Навигацкая школа (с 1715 г. – Морская академия).
Сухарева

башня.
Худ. А.К. Саврасов. 1872.

Памятная монета Банка России к 300-летию Навигацкой школы.

В 1701 г. создана Артиллерийская школа.
в 1707 г. – Медицинское училище,
в 1712 г. – Инженерная школа.
При Посольском приказе открыта
школа переводчиков.

?

Чем вызвана забота Петра об образовании дворян?

ПросвещениеПетр настойчиво заставлял дворян учиться.В 1701 г. в помещении Сухаревой башни была открыта Навигацкая школа (с 1715

Слайд 12Просвещение
Из указа Петра I от 20 января 1714 г.:
«Послать во

все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить

дворянских детей …, цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны».

Указ Петра I от 20 января 1714 г.

ПросвещениеИз указа Петра I  от 20 января 1714 г.:«Послать во все губернии  по нескольку человек

Слайд 13Просвещение
Для детей провинциальных дворян и чиновников были открыты 42 «цифирные»

школы, в которых обучали чтению, письму и счету.


О чем свидетельствует

текст указа 20.01.1714 г.?
Учеба воспринималась как тяжелая повинность, дворян приходилось буквально заставлять учиться.

Урок в школе.
Из букваря Ф. Поликарпова. 1701 г.

?

«Не хочу учиться, а хочу жениться!»
(Митрофанушка в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина).

ПросвещениеДля детей провинциальных дворян и чиновников  были открыты  42 «цифирные» школы,  в которых обучали

Слайд 14Просвещение
Помимо школ для дворян были созданы горные школы для мастеровых,

школы для солдатских детей.
В школах петровской эпохи основное внимание уделялось

не богословию и риторике, а практическим наукам – арифметике, геометрии, астрономии, инженерному делу.


Чем объясняется такая направленность школы в петровскую эпоху?

«Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф. Магницкого. Первый в России учебник математики, изданный в 1703 г. Российские дети учились по нему более 50 лет.

?

ПросвещениеПомимо школ для дворян  были созданы горные школы  для мастеровых,  школы для солдатских детей.В

Слайд 15Просвещение
В 1702 г. началось издание первой русской печатной газеты «Ведомости».
При

Алексее Михайловиче в Кремле издавалась рукописная газета «Куранты».
«Ведомости» сообщали о

ходе войны и событиях за рубежом, биржевых ценах, строительстве заводов и поиске минералов.


Какое значение имело появление газеты с точки зрения развития культуры?
Верхушка русского общества обрела регулярный источник информации.

?

Страница газеты «Ведомости».

ПросвещениеВ 1702 г. началось издание первой русской печатной газеты «Ведомости».При Алексее Михайловиче в Кремле издавалась рукописная газета

Слайд 16Просвещение
С 1708 г. Петр заменил в книгопечатании церковнославянский шрифт на

гражданский, который лично разработал.


Какое значение имело принятие гражданского шрифта?
Образец церковнославянского шрифта
Образец гражданского шрифта
?
Книги,

напечатанные гражданским шрифтом, были дешевле, их было гораздо легче читать, по ним легче было учиться.
К концу царствования Петра I в Москве работали десятки типографий, выпускавшие, в основном, учебники, официальные документы и гражданские книги.
ПросвещениеС 1708 г. Петр заменил  в книгопечатании церковнославянский шрифт на гражданский, который лично разработал.Какое значение имело

Слайд 17Просвещение
В 1714 г. Петр создал в Летнем дворце «кабинет редкостей»

– Кунсткамеру.
Основу коллекции этого первого в России музея составили экспонаты,

привезенные царем из Голландии в 1698 и 1717 гг.
С 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Одни из первых экспонатов Кунсткамеры

Кунсткамера. Современный вид.
Здание построено в 1718–1726 гг.
Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, Академия Наук – западное, в центральной части находился анатомический театр, в башне – обсерватория.

ПросвещениеВ 1714 г. Петр создал в Летнем дворце «кабинет редкостей» – Кунсткамеру.Основу коллекции этого первого  в

Слайд 18Развитие науки
Развитие русской науки оказалось тесно связано с задачами пополнения

казны.
Петр мечтал проложить через российскую территорию торговый путь в Индию.
Для

этого он направил в Среднюю Азию и на побережье Каспийского моря экспедицию А. Бековичем-Черкасскогом.
Черкасский нанес на карту не только восточный берег Каспийского моря, но и Аральское море, о котором в Европе не знали.
Эту карту царь подарил Парижской Академии Наук, за что был избран ее членом.

Карта А. Бековича-Черкасского. 1715 г.

Развитие наукиРазвитие русской науки оказалось тесно связано с задачами пополнения казны.Петр мечтал проложить через российскую территорию торговый

Слайд 19Развитие науки
Были составлены также карты Азовского моря и бассейна Дона.
В

1714-1716 гг. было налажено сообщение между Охотском и Камчаткой.
Петр решил

организовать поиск пути в Америку.
В 1720-1721 гг. русская экспедиция достигла Курильских островов, но американского побережья не нашла.
В 1725 г. отправилась в путь Камчатская экспедиция датчанина В. Беринга, имея приказ Петра найти пролив или перешеек между Европой и Азией. Плавание экспедиции началось уже после смерти Петра – в 1728 г.

Витус Беринг.
Худ. В.Н. Ефимов.

Развитие наукиБыли составлены также карты  Азовского моря и бассейна Дона.В 1714-1716 гг. было налажено сообщение между

Слайд 20Развитие науки
Из письма1721 г.:
«Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию

Наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные

лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и румёсла…»
Академия основана указом Петра 28 января 1724 г.
Первым президентом Академии Наук стал царский лейб-медик Л. Блюментрост.
Он составил устав Академии, пригласил видных зарубежных ученых.
Официальное открытие Академии – 27 декабря 1725 г.

Первый президент
Петербургской Академии Наук
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.

Развитие наукиИз письма1721 г.:«Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию Наук  и при ней другое заведение,

Слайд 21Развитие науки
Среди иностранных ученых, ставших членами Петербургской Академии Наук, были

математики Н. и Д. Бернулли Л. Эйлер, астроном и географ

Ж. Делиль, историк Г.Ф. Миллер, и другие.


Какую цель преследовал Петр, создавая Академию Наук и приглашая иностранных ученых?
Петр полагал, что развитие науки необходимо всякому современному государству, а добиться этого без иностранцев и без поддержки государства нельзя.

Леонард Эйлер.
Худ. Э. Хандманн. 1756.

?

Развитие наукиСреди иностранных ученых, ставших членами Петербургской Академии Наук, были математики Н. и Д. Бернулли  Л.

Слайд 22Архитектура
В архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты

зданий.
Именно такими зданиями застраивался Петербург.
Столица строилась по плану: с прямыми

широкими улицами, пересекающимися под прямым углом.
На центральных улицах столицы строились каменные дома в два-три этажа, окнами не во двор, а на улицу.

Типовой проект для строительства каменных домов в Санкт-Петербурге, «присланный от его царского величества». 1717 г.
Гравировал Я. Ростовцев.

АрхитектураВ архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты зданий.Именно такими зданиями застраивался Петербург.Столица строилась по

Слайд 23Архитектура
Если вплоть до конца XVII в. каменными были, в основном,

культовые здания, то в начале XVIII в. велось широкое гражданское

строительство.

Старый гостиный двор. Арх. Д. Трезини. Перестроен Росси.

Здание 12 коллегий. Арх. Д. Трезини.

Летний дворец Петра в летнем саду.
Арх. Д. Трезини.

АрхитектураЕсли вплоть до конца XVII в. каменными были, в основном, культовые здания,  то в начале XVIII

Слайд 24Архитектура
Преобладающий архитектурный стиль 1-й четверти XVIII в. – петровское барокко.
Характерные

черты: простота объёмов, чёткость членений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
Архитекторы,

работавшие в стиле петровского барокко, ориентировались на зодчество северной Европы.

Вид дворца А.Д. Меншикова в 1725 г.
Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель.
1710–1714 гг.
Реконструкция.

АрхитектураПреобладающий архитектурный стиль 1-й четверти XVIII в. – петровское барокко.Характерные черты:  простота объёмов,  чёткость членений,

Слайд 25Архитектура
Пример петровского барокко – самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор

в Петербурге.
Он построен не в традициях древнерусского зодчества, не похож

ни на пятиглавые, ни на шатровые церкви.
Более всего собор напоминает немецкие и прибалтийские протестантские кирхи.
Такой тип храма – зальный.
Шпиль колокольни достигал 112 м (увеличен в 1858 г.), т.е. был выше колокольни Ивана Великого в Москве.

Петропавловский собор.
1712–1733.
Арх. Д. Трезини.

АрхитектураПример петровского барокко –  самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор в Петербурге.Он построен не в традициях

Слайд 26Архитектура
В Москве на рубеже XVII–XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее

традиции русского зодчества с приемами украинского и европейского барокко.
Характерные

черты – центрические ярусные храмы, сочетание красного кирпича и белого камня отделки.

Ц. Архангела Гавриила
(Меншикова башня). Арх. И. Зарудный.
1707 г.
Реконструкция.

Ц. Иоанна Воина на Якиманке.
Арх. И. Зарудный.
1706–1713 гг.

АрхитектураВ Москве на рубеже XVII–XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее традиции русского зодчества  с приемами украинского

Слайд 27Архитектура
Еще одно направление русского барокко начала XVIII в. – голицынское

барокко, восходящее к австрийскому и итальянскому зодчеству.
Название связано с именем

Бориса Алексеевича Голицына.
Здания голицынского барокко в плане не крестово-купольные и не зальные, а эллиптичесие, напоминают ротонды.
Архитекторы голицынского барокко неизвестны, но предполагается участие западноевропейских зодчих.

Ц. Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.
1690–1704.
Здание увенчано не куполом, а короной.

АрхитектураЕще одно направление русского барокко начала XVIII в. –  голицынское барокко, восходящее  к австрийскому и

Слайд 28Живопись
Живопись начала XVIII в. окончательно стала светской.
На смену парсуне пришел

портрет.
Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.

Картины И.Н.

Никитина:

Портрет царевны Натальи Алексеевны.

Портрет напольного гетмана.

Портрет барона С.Г. Строганова.

ЖивописьЖивопись начала XVIII в. окончательно стала светской.На смену парсуне пришел портрет.Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и

Слайд 29Живопись


Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.?
В

чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника в картине «Автопортрет

с женой»?

Картины А. М. Матвеева:

Автопортрет с женой.

Портрет врача И.А. Ацаретти.

Портрет И.А. Голицына.

?

ЖивописьЧем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.?В чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника

Слайд 30Театр
В 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр

– «Комедийная хоромина» на Красной площади.
Труппа состояла из немецких актеров

и разыгрывала иноземные пьесы.
Позднее появился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии.
Здесь играли уже пьесы российских авторов.
Например, в пьесе Ф. Журовского «Слава Российская», написанной после персидского похода 1722 г., соседние страны (Польша, Швеция, Турция, Персия) признавали первенство России.



Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.?

?

ТеатрВ 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр – «Комедийная хоромина» на Красной площади.Труппа состояла

Слайд 31Литература
Ведущий жанр литературы начала XVIII в. – «история», т.е. повествование

о некоем вымышленном приключении.
Для такого повествования характерен новый герой: молодой,

предприимчивый, жаждущий приключений и новых знаний, смело отправляющийся в далекие края и всегда добивающийся успеха.
Таков, например, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».
Дворянский сын уходит на морскую службу, попадает в плен к пиратам, но вскоре становится их атаманом, женится на принцессе и живет с ней «в великой славе».

?

В чем разница между судьбой Василия Кариотского и судьбой покинувшего отчий дом литературного героя XVII века?

ЛитератураВедущий жанр литературы начала XVIII в. – «история»,  т.е. повествование о некоем вымышленном приключении.Для такого повествования

Слайд 32Две русские культуры
Петровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы

крестьянства и городских низов.
Крестьян не затронули ни образование, ни изменения

в быту.
Культура простонародья оставалась традиционной, дворянская культура стала чуждой и непонятной народу.

Портрет помещика Н.И. Тишинина.
Худ. И.Я. Вишняков.

Странник.
Худ. В.Г. Перов.

?

Как вы думаете, к каким последствиям это должно было привести?

Две русские культурыПетровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы крестьянства  и городских низов.Крестьян не затронули

Слайд 33Подводим итоги




Дворянская культура приобрела европейский облик.
Дворянская культура окончательно стала светской:

появилось светское образование, светская литература,
светская живопись.
Возникли новые

стили в архитектуре.
Стала зарождаться русская наука.
Обновление культуры не коснулось низов, поэтому
образовался колоссальный разрыв между европейской
культурой дворянства и традиционной культурой народа.

?

В чем же состояли важнейшие черты культурного развития эпохи?

Подводим итогиДворянская культура приобрела европейский облик.Дворянская культура окончательно стала светской:  появилось светское образование, светская литература,

Слайд 34Источники иллюстраций
Слайд №3. http://www.liveinternet.ru/users/feren/post77149705/; http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=14485&iid=183430
Слайд №4. http://portal.lgo.ru/diary/index.htm?dcom=16&start=295; http://forum.sharereactor.ru/printthread.php?s=27f16e487ce1b290ba1ae8d357a85764&t=148593&pp=40
Слайд №5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15317&ob_no=15095&rt=&print=1
Слайд

№6. http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/2.htm; http://www.galvek.ru/esteticheskiy-ideal-galantnogo-veka/; http://www.epochtimes.ru/content/view/32791/38/
Слайд №7. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/15.shtml
Слайды №8, 9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29114
Слайд №10.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%ED%EE%F1%F2%E8_%F7%E5%F1%F2%ED%EE%E5_%E7%E5%F0%F6%E0%EB%EE


Источники иллюстрацийСлайд №3. http://www.liveinternet.ru/users/feren/post77149705/; http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=14485&iid=183430Слайд №4. http://portal.lgo.ru/diary/index.htm?dcom=16&start=295; http://forum.sharereactor.ru/printthread.php?s=27f16e487ce1b290ba1ae8d357a85764&t=148593&pp=40Слайд №5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15317&ob_no=15095&rt=&print=1Слайд №6. http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/2.htm; http://www.galvek.ru/esteticheskiy-ideal-galantnogo-veka/; http://www.epochtimes.ru/content/view/32791/38/Слайд №7. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/15.shtmlСлайды №8,

Слайд 35Источники иллюстраций
Слайд №11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EA%EE%EB%E0_%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%E8_%ED%E0%E2%E8%E3%E0%F6%EA%E8%F5_%ED%E0%F3%EA
Слайд №12. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/6.shtml
Слайд №13. http://his.1september.ru/2003/39/4.htm
Слайд

№14. http://ostashkov.codis.ru/okmmag.htm
Слайды №15, 16. http://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.php
Слайд №17. http://pda.privet.ru/post/100339290; http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=3&img_url=doseng.org%2Fuploads%2Fposts%2F2009-10%2F1255550602_1.jpg&rpt=simage
Слайд №18. http://lib.rus.ec/b/175065/read
Слайд

№19. http://www.bagetorel.ru/org/galereya-efimov.htm
Слайд №20. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82,_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Источники иллюстрацийСлайд №11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EA%EE%EB%E0_%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%E8_%ED%E0%E2%E8%E3%E0%F6%EA%E8%F5_%ED%E0%F3%EA Слайд №12. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/6.shtmlСлайд №13. http://his.1september.ru/2003/39/4.htmСлайд №14. http://ostashkov.codis.ru/okmmag.htmСлайды №15, 16. http://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.phpСлайд №17. http://pda.privet.ru/post/100339290;

Слайд 36Источники иллюстраций
Слайд №21. http://jml.ecole-alsacienne.org/Jingshan_Maths_English/@_SENIOR_2/Senior_2_p.4.html
Слайд №22. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/21.shtml
Слайд №23. http://www.artwall.ru/products/poster_op_2889; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=77856243; http://www.petersburgphoto.ru/monuments_of_architecture/letniy_dvorec_petra_1_01/
Слайд

№24. http://www.museum.ru/alb/image.asp?19496
Слайд №25. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/921228
Слайд №26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C
Слайд №27. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Dubrovitsy_church_of_Sign.JPG
Слайд №28.

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17896&cat_ob_no=12556; http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17576; http://rusmuseum.ru/museum/complex/str_palace/person/
Источники иллюстрацийСлайд №21. http://jml.ecole-alsacienne.org/Jingshan_Maths_English/@_SENIOR_2/Senior_2_p.4.htmlСлайд №22. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/21.shtmlСлайд №23. http://www.artwall.ru/products/poster_op_2889; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=77856243; http://www.petersburgphoto.ru/monuments_of_architecture/letniy_dvorec_petra_1_01/Слайд №24. http://www.museum.ru/alb/image.asp?19496 Слайд №25. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/921228Слайд №26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8CСлайд

Слайд 37Источники иллюстраций
Слайд №29. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/art1.php
Слайд №32. http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post148603049/; http://smallbay.ru/perov.html

Источники иллюстрацийСлайд №29. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/art1.phpСлайд №32. http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post148603049/; http://smallbay.ru/perov.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика