Слайд 1Русская культура второй
половины XIX века
Слайд 2 Пореформенная Россия вступила на путь быстрого капиталистического развития.
Это
развитие требовало большого количества высококвалифицированных технических кадров-инженеров,образованных людей во всех
сферах жизни гражданского общества.
Крестьянство включалось в сферу рыночных товарных отношений,испытывало потребность в элементарном образовании.
Развитие гражданского общества демократизировало культуру,сделало ее достоянием широких слоев.
Особенности развития культуры этого периода
Слайд 3Образование
и просвещение
(статистические данные)
Слайд 4 Реформа образования резко увеличила сеть начальных и средних школ,
в которых к концу века обучалось свыше
4 млн.детей. Развивалось женское образование: 25% учащихся начальных школ составляли девочки.
Быстро росло число университетов и студентов. В конце 50-х годов в России насчитывалось 14 высших учебных заведений. К концу века их было уже 63. Количество студентов увеличилось в 5 раз и достигло 16 тысяч.
Были созданы первые высшие учебные заведения для женщин-Бестужевские курсы и Высшие медицинские курсы в Петербурге, Высшие женские курсы в Москве.
Слайд 5 Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные
библиотеки.
Их число увеличилось с 280 в начале 60-х годов
до 862 в 1894г.
В стране существовало свыше 80 музеев.
Образовательных обществ,занимавшихся организацией курсов и школ. Прогресс образования был огромен.
Если общая грамотность населения в 1860 г. составляла только 6% от общего числа населения, то уже к 1897 г.эта цифра выросла до 21%.
Слайд 8Биология
И.И.Мечников.
За разработку теории иммунитета получил Нобелевскую премию,
занимался микробиологией и сравнительной патологией.
Слайд 9 Автор научных трудов «Рефлексы головного мозга»,
«Физиология
нервной системы»
И.М. Сеченов
фотосинтеза
Тимирязев
Климент Аркадьевич
периодический закон химических элементов
Менделеев Дмитрий Иванович
химического строения
в органической химии
А.М. Бутлеров
Слайд 15Работал в облас
Работал в области
Теории чисел, многочленов, теории вероятности.
Вывел закон
больших
чисел.
П.Л.Чебышев
Слайд 16Первая женщина математик с высшим образованием была награждена за свои
работы премиями Шведской и Парижской академии наук.
Ковалевская
Софья Васильевна
Слайд 18Работал в области магнетизма и электричества, открыл явление фотоэффекта.
Столетов А.Г.
Слайд 19Изобрел электрическую свечу и создал систему электрического освещения, известную во
всем мире как «Русский свет»
Яблочков П.Н.
Слайд 20Изобретатель первого в мире радиопередатчика.
А. Попов
Слайд 21Обосновал возможность космических полетов и спроектировал ракетный двигатель.
Циолковский
Константин Эдуардович
Слайд 23Руководитель Географического общества, исследовал район Тянь-Шаня
Семенов – Тян – Шанский
П.П.
Слайд 24Совершил плавание в Новую
Гвинею.
Миклухо – Маклай Николай Николаевич
Слайд 25Обследовал район Центральной Азии плоскогорье Гоби.
Прижевальский Н. М.
Слайд 27Представитель государственной школы в исторической науке.
Соловьев С. М.
Слайд 28Представитель государственной школы в исторической науке.
Основной труд
«Курс русской истории».
Ключевский
Василий Осипович
Слайд 29Изучал историю Византии.
Василевский В.Г.
Слайд 31 Господствующим стилем в литературе пореформенной России был критический реализм,
представленный такими именами, как
Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков- Щедрин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой.
Слайд 32В.Г. Перов.
«Портрет
Ф.М. Достоевского»
1871 год
Слайд 37 Тесно связанная с театром драматургия переживает небывалый взлет.
Вторая
половина XIX века была эпохой А.Н.Островского.
Его пьесы «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «На каждого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Бесприданница» не одно десятилетие не сходили со сцен столичных и провинциальных театров.
Слайд 39Крупный драматург.
Им была написана трилогия «Свадьба Кречинского», «Дети», «Смерть Тарелкина».
Сухово
– Кобылин А.В.
Слайд 41 Театр полностью испытал на себе демократические тенденции своего времени.
Главными театральными сценами по-прежнему оставались Малый театр в Москве и
Александринский в Петербурге. Здесь играли знаменитые актеры:
Слайд 44 Продолжатели музыкальных традиций М.И.Глинки создали особую русскую школу музыкального
искусства.
Отличительными чертами ее стали:
Внимание к народным истокам музыки, преобладание народных мелодий в симфонических обработках;
Внимание к русским историческим и мифологическим сюжетам.
Слайд 45Именно по таким канонам
развивалось творчество
композиторов «Могучей кучки»-кружка, сложившегося вокруг М.А Балакирева.
Балакирев М.А.
Слайд 46 Композиторами «Могучей кучки» были собраны, записаны и обработаны
русские песни. Известны по всему миру стали оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве»
Бородин Александр Порфирьевич
по драме А.С.Пушкина, «Хованщина»
Мусоргский
Модест Петрович
Слайд 48 «Снегурочка»
Майская ночь»
«Ночь перед Рождеством»
«Сорочинская ярмарка»
Римский –
Корсаков Н. А.
Слайд 49 Особое место занимает творчество П.И.Чайковского,связанное не только с оперным,но
и с балетным искусством, прославившим русскую школу танца по всему
миру.
Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» уже больше века не сходя со сцен русских и зарубежных театров.
Слайд 52 Русская живопись прошла под знаком передвижников.
В 1863 году 13 молодых выпускников академии художеств демонстративно отказались от конкурса на золотую медаль, по условиям которого они должны были писать картины на классические сюжеты. Отказавшись от академизма, молодые художники во главе с И.Н.Крамским организовали в 1863 году художественную артель
Слайд 53 Начавшаяся с «бунта 13» молодых выпускников академии художеств, движение
приобрело небывалый размах.
Участниками этой артели в 1870 году в Петербурге создано «Товарищество передвижных художественных выставок».
Его членами стали: И.Н.Крамской, В.Г.Перов,Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедов.
На протяжении нескольких лет в него входили:
Слайд 54 И.Е.Репин, В.И.Суриков, А.В.Серов, И.Левитан, А.М. и В.М.Васнецовы, В.Е.Маковский, А.И.Куинджи.
Большую материальную поддержку оказывал П.М.Третьяков,чья коллекция послужила созданию знаменитой Третьяковской
галереи.
Товарищество устраивало выставки в столицах и провинциальных городах.
Господствующим направлением был реализм.
Слайд 55Подлинные шедевры русской живописи
Слайд 57«Иван Грозный и сын его Иван». 1885
Слайд 62Учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения лицей № 3
г. Галича
Стаж работы 25 лет
Учитель высшей категории
Присвоено звание
«Отличник народного образования»
БОГДАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА