Слайд 1Русская культура
XIV - XVII веков
Слайд 2Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV
века
Заново отстраивались города
Расширялось ремесленное производство
Возродилось создание летописей
Создавалось Российское централизованное государство
Административный
аппарат требовал все большее количество грамотных людей
Слайд 3Книжное дело и литература
В конце XIV-начале XV в.
жил и писал
монах
Троице-Сергиева
монастыря
Епифаний Премудрый
-Житие Сергия
Радонежского
-Житие Стефана
Пермского
Слайд 4Задонщина
На исходе XIV века
появились первые
поэтические
произведения о
Куликовской битве
« И уже
грозы великаго князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера
Андреевича по всем землям текут. Стреляй, князь великый, по всем землям, стреляй, князь великый, с своею храброю дружиною поганого Мамая хиновина за землю Рускую, за веру христьяньскую.»
Слайд 5Книгопечатание
В 1564 году Иван
Федоров вместе с
Петром Мстиславцем
выпустили первую
печатная
книгу
«Апостол»
Слайд 7Памятники первопечатникам
Иван Петр
Федоров Мстиславец
Слайд 8Симеон Полоцкий
Добрый обычай в мире содержится:
в дом новозданный аще
кто вселится,
Все друзи его ему приветствуют,
благополучно жити усердствуют
И дары носят от сребра и злата
и хлеб, да будет богата полата.
Нищ ли кто в злато - руце воздевает
к богу и мольбы теплы возсылает,
Да подаст здраво и щасливо жити,
им же даде в дом новый вселити
Слайд 9«Обмирщение литературы»
К сатирическим повестям относится и известная
«Повесть о Ерше
Ершовиче», возникшая в первом
десятилетии XVII века. В рассказе о
тяжбе Ерша с Лещом и
Головлем отражены реальные условия жизни Руси того
времени, сословные отношения.
Слайд 10В одном из городов Ростовского уезда идёт суд. Боярин Осётр, воевода Хвалынского
моря Сом и судные мужики — Судак и Щука-трепетуха рассматривают челобитную на Ерша, которую
составили крестьяне Ростовского уезда, рыбы Лещ и Голавль. Они обвиняют Ерша в том, что он, придя с Волги-реки в Ростовское озеро, которое исстари было их вотчиной, попросился пожить вместе с семьёй, а потом освоился, расплодил детишек и выгнал их, крестьян, из вотчины, безраздельно завладев их наследственным владением, Ростовским озером.
Слайд 11И Лещь, видя Ершево лукавство, подумал Ерша з головы проглотить,
ино костоват добре, а с хвоста уставил щетины, что лютые
рогатины или стрелы, нельзе никак проглотить. И оне Ерша отпустили на волю, а Ростовским озером попрежнему стали владеть, а Ершу жить у них во крестиянех. Взяли оне, Лещь с товарищем, на Ерша правую грамоту, чтобы от нево впредь беды не было какой, а за воровство Ершево велели по всем бродом рыбным и по омутом рыбным бить ево кнутом нещадно
Слайд 12Хождения- записки путешественников
История путешествия Афанасия Никитина такова: в
1466 году с русским послом он выехал из Москвы в
Шемаху. Они спустились вниз по Волге до Астрахани, где один из кораблей путешественника был захвачен разбойниками, а другой у берегов Каспия разбила буря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжил путешествие. По суше они добрались до Дербента, затем попали в Персию и морем в Индию. В Индии Афанасий Никитин пробыл три года и через турецкие земли, по Черному морю вернулся в 1472 году в Россию, но, не доезжая Смоленска, умер. Его записки были доставлены в Москву и включены в летопись.
Слайд 13Хождение за три моря
За молитву святых отцов
наших, Господи Иисусе Христе,
Сыне
Божий, помилуй меня,
раба Своего грешного,
Афанасия Никитина сына.
Записал я здесь про
свое
грешное хождение за три
моря: первое море —
Дербентское, дарья
Хвалисская, второе море —
Индийское, дарья
Гундустанская, третье море -
Черное, дарья Стамбульская.
Слайд 17А яз пошелъ к Дербенти, а из Дербенти к Бакѣ,
гдѣ огнь горить неугасимы; а изъ Бакі пошелъ есми за море
к Чебокару, да тутъ есми жил въ Чебокарѣ 6 мѣсяць, да в Сарѣ жил мѣсяць в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тутъ жилъ есми мѣсяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею. А ту убили Шаусеня Алеевых детей и внучатъ Махметевых, и онъ их проклялъ, ино 70 городовъ ся розвалило.
Слайд 18Архитектура
В 1479 году архитектором
Аристотелем Фиораванти
был построен новый
Успенский собор в
лучших
традициях русского
зодчества, главными
образцами из которых
являлись соборы
Владимира и города
русского севера.
Слайд 19Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено
русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась
закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли
Слайд 20Грановитая палата
Архитекторы Пьетро Антонио Салари и Марко Руффо
Слайд 21Почему грановитая?
Снаружи выложена белыми гранеными камнями
Слайд 22В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были
расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший
подробную опись сюжетов и расшифровку надписей, что случилось в 1672 году по указанию царя Алексея Михайловича[1]. При Петре I роспись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми на нём золотыми двуглавыми орлами. Такой вид палата сохраняла до 1881 года, когда её роспись была возобновлена палехскими иконописцами братьями Белоусовыми, в соответствии с описью Симона Ушакова.
Слайд 23Грановитая
палата
Внутреннее
убранство
Слайд 24На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное
крыльцо». По ней проходили российские цари и императоры на коронование
в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена.
Слайд 25В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов
при резиденции президента Российской Федерации, а в подклете оборудована резиденция
патриарха.
Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трёх тысяч предметов (золотая брошь, например)
Слайд 26Шатровый стиль
Церковь Вознесения в усадьбе Коломенское
Анибале или Фрязин
Слайд 27Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного
наследника великого князя Ивана Грозного. Из легенды можно почерпнуть лишь
то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.
Слайд 31Сколько всего башен?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F
Слайд 33Старинная московская легенда гласит, что во время решающего штурма Казани
Иван Грозный направился в походную церковь, помещавшуюся в шатре, и
усердно молился. Но едва священник успел произнести слова: «И будет едино стадо и един пастырь», как земля вздрогнула от сильнейшего взрыва, и часть вражеских укреплений взлетела на воздух, открыв дорогу русским войскам. Впервые в истории Руси в её состав вошло не княжество, а целое государство — Казанское ханство. Взятие Казани имело не только политическое значение (теперь русские контролировали волго-балтийский торговый путь), но и религиозное — это был поход против неверных. В Москве горожане встретили Ивана Грозного громкими возгласами: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю православного народа!».
Слайд 34Собор Василия Блаженного венчают 10 куполов. 8 церквей, расположенных симметрично
вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды, символизируют церковные праздники,
приходящиеся на дни решающих сражений за Казань. На их вершинах установлено 8 луковичных глав. Центральная церковь Покрова Богородицы завершена шатром с маленькой главкой, а десятый купол выстроен над колокольней.
Слайд 35Святому приписывают ряд чудес. Находясь в Москве, он потушил пожар
в Новгороде тремя чашами вина. Василий обличал ложь, и под
внешним благочестием мог угадать действия дьявола. Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт. Василий умер в 1552 году, а в 1588 году над местом захоронения мощей чудотворца пристроили церковь. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму — Собор Василия Блаженного.
Слайд 36Покровский собор
носит и народное
название - храм
Василия Блаженного
Архитекторы:
Барма и Постник
Или Постник
Яковлев?
Слайд 37Московское барокко
В конце XVII в. в
России появился
новый архитектурный
стиль – московское
барокко.
Церковь Покрова в
Филях
Слайд 38Л.К. Нарышкин
Московское барокко
называют еще и
нарышкинским
барокко, в честь
дяди Петра I
Л.К.Нарышкина, по
заказу
крторого и была
сооружена в 1694 г.
Церковь Покрова в
Филях
Слайд 39Резеденция царя Алексея Михайловича в с.Коломенском
Слайд 41Коломенское – замечательный памятник архитектуры XVII в.
Слайд 42Живопись
В XIV-XV вв. творили три
великих иконописца –
Феофан Грек, Андрей
Рублев
и Дионисий.
Преображение Господне.
Феофан Грек.
Слайд 43Феофан
Грек
Икона
Богоматери
Донской
Слайд 45Андрей
Рублёв
Постановление
Стоглавого Собора
требовало от
иконописцев:
«…писать как Андрей Рублёв, а от своего замышления
ничто же притворяти.»