Разделы презентаций


Русская культура XVI века

Содержание

Завершение процесса «собирания» русских земель. Укрепление единого российского государства. Специфическая форма самодержавия, опирающегося на военную мощь, а не экономические связи, как в Европе. Особая социально-психологическая атмосфера, представления русских людей, определившие направление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура
XVI века

Русская культура XVI века

Слайд 2Завершение процесса «собирания» русских земель.
Укрепление единого российского государства. Специфическая

форма самодержавия, опирающегося на военную мощь, а не экономические связи,

как в Европе.
Особая социально-психологическая атмосфера, представления русских людей, определившие направление культурно-исторического процесса.
Подчинение формирующейся русской культуры «государеву делу».
Активное участие государства в культурном строительстве.

Характерные особенности русской культуры XVI века

Завершение процесса «собирания» русских земель. Укрепление единого российского государства. Специфическая форма самодержавия, опирающегося на военную мощь, а

Слайд 3Александровская Слобода
Загородная резиденция Великого князя московского Василия III, построена в

начале XVI века.
При Иване Грозном является оплотом опричнины, фактической

столицей России.
Здесь завершилось создание единого государства Российского, заключались важнейшие политические соглашения, проходили пышные церемонии царских свадеб.
Александровская СлободаЗагородная резиденция Великого князя московского Василия III, построена в начале XVI века. При Иване Грозном является

Слайд 4Александровская Слобода -
столица опричнины
М.И. Авилов. Царь Иван Грозный с

опричником. 1916 г.

Александровская Слобода - столица опричниныМ.И. Авилов. Царь Иван Грозный с опричником. 1916 г.

Слайд 5Святой Макарий
Руководящую роль в вопросах культурного строительства приобретает группа политических

деятелей
во главе с митрополитом Макарием, который был убежденным сторонником

государственного единства Руси и самодержавной власти. Макарий выступает в роли вдохновителя и организатора целой серии грандиозных мероприятий в области культуры, имевших своей целью СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Святой МакарийРуководящую роль в вопросах культурного строительства приобретает группа политических деятелей во главе с митрополитом Макарием, который

Слайд 6Просвещение
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях.
На стоглавом

соборе 1551 г было решено
открыть училища в Москве и

других городах
при монастырях и церквях.
ПросвещениеС образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях.На стоглавом соборе 1551 г было решено открыть училища

Слайд 7В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий.

Песни и предания посвящались выдающимся событиям - взятию Казани, походу

в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям
- Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

Фольклор

В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся событиям -

Слайд 8Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем,

писалась от руки.
В XVI веке появляются новые жанры:
повести («

Повесть о Дракуле»)
беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)
рассказы

Литература

Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. В XVI веке появляются

Слайд 91541 год - свод
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»
- автор митрополит Макарий.


Это собрание житий святых, расположенных по месяцам года. 12 томов

по числу месяцев. Предназначено для личного пользования. Цель - собирание в единое целое литературного наследия Древней Руси. Работа заняла свыше 20 лет и была завершена в 1554 г.
«Четье» по-древнерусски – чтение, «menaios» по-гречески месячный, то есть – это «ежемесячное чтение», причем не столько для духовенства, а для мирян.

Литература

1541 год - свод «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» - автор митрополит Макарий. Это собрание житий святых, расположенных по месяцам

Слайд 10Икона «Минеи на год» (календарь на год)

Икона «Минеи на год» (календарь на год)

Слайд 11Один из самых выдающихся памятников русского летописания, сопоставим с «Повестью

временных лет» Нестора.
Наиболее замечательной чертой Никоновского свода
является стремление

найти общие нормы,
определяющие развитие русской истории.

Никоновский свод

Один из самых выдающихся памятников русского летописания, сопоставим с «Повестью временных лет» Нестора. Наиболее замечательной чертой Никоновского

Слайд 12Лицевой
(т.е. иллюстрированный, в лицах) свод был составлен в 60-70-х

гг., в 12 томах, с рисунками.
До нашего времени сохранилось

10 томов с 9700 с лишним листов текста и свыше 16000 иллюстраций. Он представляет собой энциклопедию «мировой и русской истории. Всемирная история изображается как история смены великих царств. Наследником мировой истории выступает Русское государство. Основная цель
- возвеличение и прославление
Русского государства.

Лицевой летописный свод

Лицевой (т.е. иллюстрированный, в лицах) свод был составлен в 60-70-х гг., в 12 томах, с рисунками. До

Слайд 13Миниатюра Лицевого летописного свода. Встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с

князем Святославом 4 апреля 1147 года в Москве.
Строительство первого каменного

Кремля. Миниатюра Лицевого летописного свода.

Строительство стен и башен Кремля. Миниатюра Лицевого летописного свода. Фрагмент

Миниатюра Лицевого летописного свода. Встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с князем Святославом 4 апреля 1147 года в

Слайд 14Переписка Грозного с Андреем Курбским.
Сочинения Фёдора Карпова
Сочинения И. Пересвета.
Сочинения Матвея

Башкина
Сочинения Фёдора Косого.

Публицистика

Переписка Грозного с Андреем Курбским.Сочинения Фёдора КарповаСочинения И. Пересвета.Сочинения Матвея БашкинаСочинения Фёдора Косого.Публицистика

Слайд 15Иван Семенович
Пересветов
Самый известный публицист XVI века. В своих челобитных, адресованных

Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих власть царя.
Публицистика

Иван СеменовичПересветовСамый известный публицист XVI века. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих

Слайд 16Андрей Курбский
«История о великом
князе московском»
В посланиях Ивану Грозному изложил

идеи о такой государственной власти, когда монарх правит вместе с

выборным органом, представляющим все слои населения.

Публицистика

Андрей Курбский«История о великом князе московском»В посланиях Ивану Грозному изложил идеи о такой государственной власти, когда монарх

Слайд 17С его именем связано начало книгопечатания в Русском государстве. Книги

на Руси были только в рукописном виде. Переписывание книг считалось

занятием почетным и добродетельным, но спрос на книги увеличивался, а переписчики не могли удовлетворить запросы. Развитие русской литературы и письменности настоятельно требовали распространения книгопечатания.

Первопечатник Иван Федоров

Памятник Ивану Федорову в Москве.
(скульптор С.Волнухин, архитектор И.Машков).
Установлен недалеко от того места, где была типография.

С его именем связано начало книгопечатания в Русском государстве. Книги на Руси были только в рукописном виде.

Слайд 18Автограф И. Федорова
А. Моравов. Первопечатник
Рождение первой книги на Руси
1564

– изобретение книгопечатания.

Автограф И. Федорова А. Моравов. ПервопечатникРождение первой книги на Руси1564 – изобретение книгопечатания.

Слайд 19Печатный станок
времен Ивана Федорова

Печатный станок времен Ивана Федорова

Слайд 20Московский печатный двор - старейшая типография в России, крупнейшее славянское

книгоиздательство XVI века

Московский печатный двор - старейшая типография в России, крупнейшее славянское книгоиздательство XVI века

Слайд 21Первой печатной книгой Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца стал «Апостол»

(тираж около 1000 экземпляров), выпущена 1 марта 1564 года. В

книге богатые заставки перед каждым разделом, множество красочных виньеток, буквиц-инициалов.
Второй книгой стал «Часовник», изданный дважды.

«Апостол» - первая печатная книга на Руси

Первой печатной книгой Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца стал «Апостол» (тираж около 1000 экземпляров), выпущена 1 марта

Слайд 221565 год
«Часословец»
Книга для обучения грамоте

1565 год«Часословец»Книга для обучения грамоте

Слайд 23Букварь
Библия

БукварьБиблия

Слайд 24Сборник правил поведения в обществе и в быту.
В середине

XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного

протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Написан живым языком, с использованием пословиц и поговорок.

ДОМОСТРОЙ - памятник русской литературы XVI века

Сборник правил поведения в обществе и в быту. В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и

Слайд 25«Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования.

Это уникальный сборник житейских советов и рекомендаций, направленных на достижение

укрепление семьи, здоровья, рациональное ведение домашнего хозяйства, праведного образа жизни, установление хороших отношений с людьми, создание и поддержание изобилия в доме.

Да убоится жена мужа своего — так ли это?

«Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. Это уникальный сборник житейских советов и рекомендаций,

Слайд 26Для славянина дом был миниатюрной копией мира.
Дом – маленькая

вселенная одной семьи.
Система «домоустроения» помогала обустроить эту вселенную.

Для славянина дом был миниатюрной копией мира. Дом – маленькая вселенная одной семьи. Система «домоустроения» помогала обустроить

Слайд 27Насчитывающая 500 лет развития, наша кухня отличается постоянством блюд и

их вкуса на основе строгих канонов приготовления. Кухня этого периода

была зафиксирована в момент её кульминационного развития в «Домострое». Сильвестр составил список блюд, кулинарных изделий и напитков. Трапезные книги русских монастырей дополняют наши знания о меню древнерусской кухни.

Русская кухня XVI века

Насчитывающая 500 лет развития, наша кухня отличается постоянством блюд и их вкуса на основе строгих канонов приготовления.

Слайд 28К. Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке
Основу питания составляли

хлебные, мучные изделия и зерновые блюда. Уже в IX в.

появляется кислый ржаной чёрный хлеб на закваске, который становится национальным русским хлебом.

К. Маковский. Боярский свадебный пир в XVII векеОснову питания составляли хлебные, мучные изделия и зерновые блюда. Уже

Слайд 29Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн оставил описание русской национальной одежды. «Одежда

их и телесное убранство у всех одинаковы; кафтаны они носят

длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь, на правой стороне, а татары, одежда которых очень похожа, - на левой.

Сложение основных элементов русского национального костюма.

Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками. Рубашки почти у всех разукрашены у шеи разными цветами; застегивают их либо ожерельем, либо серебряными или медными позолоченными пуговицами, к которым для украшения добавляют и жемчуг».

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн оставил описание русской национальной одежды. «Одежда их и телесное убранство у всех одинаковы;

Слайд 30 Как таковой живописи в современном понимании этого слова не

существовала. Под живописью в то время понималось иконописание.
XVI в

ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев.
Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

Живопись

Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось

Слайд 31Литейных дел мастера
Колокольня Ивана Великого Успенский колокол

Литейных дел мастераКолокольня Ивана Великого	Успенский колокол

Слайд 32Колокол на Руси всегда был особо почитаемым предметом, неся духовное

и телесное исцеление. Русское слово «колокол» произошло от немецкого «Glocke».


Но некоторые ученые полагают, что это название произошло от старинного русского слова «коло» («круг, окружность»).

Колокол и его звучание

Колокольная звонница – это своеобразный «мини-оркестр», который по православной традиции условно делится на 3 группы колоколов: малые, средние, большие (благовестники). Дальше всех раздаются звуки большого колокола-благовестника).

Колокол на Руси всегда был особо почитаемым предметом, неся духовное и телесное исцеление. Русское слово «колокол» произошло

Слайд 33В Москве был создан государственный Пушечный двор.
Здесь слышались удары

кузнечного молота, полыхал огонь в горнах, плавился металл… Рождалась пушки

одна лучше другой. Среди мастеров выделялся Андрей Чохов.
В Москве был создан государственный Пушечный двор. Здесь слышались удары кузнечного молота, полыхал огонь в горнах, плавился

Слайд 34Изготовил мастер Андрей Чохов в 1586 году.
Для того времени

это было самое крупное орудие: длина его ствола более 5

метров, а вес 40 тонн.

Царь-пушка

Изготовил мастер Андрей Чохов в 1586 году. Для того времени это было самое крупное орудие: длина его

Слайд 35В XVI веке русская национальная идея находит свое выражение в

иконографии «Церкви Воинствующей».
Написана в честь взятия Казани.

В XVI веке русская национальная идея находит свое выражение в иконографии «Церкви Воинствующей». Написана в честь взятия

Слайд 36Появляется шатровый стиль
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и

ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
Вместо купола здание шатрового

храма
завершается шатром.
Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Архитектура Московского государства в XVI веке

Появляется шатровый стильШатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо

Слайд 37Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром

Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)

на правом берегу Москвы-реки.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином

Слайд 38Церковь Вознесения
в Коломенском
Построена Василием III в честь долгожданного наследника престола

будущего царя Ивана Грозного.
ПЕРВЫЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ НА РУСИ.
Композиция храма

– центрическая. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых словно «вырастает» восьмигранный столп.
Церковь Вознесенияв КоломенскомПостроена Василием III в честь долгожданного наследника престола будущего царя Ивана Грозного.ПЕРВЫЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Слайд 39Церковь Вознесения
в Коломенском
Обетный храм. «Вельми чудна высотою и красотою, и

светлостию. Такова же не бываша прежде на Руси».

Церковь Вознесенияв КоломенскомОбетный храм. «Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию. Такова же не бываша прежде на

Слайд 40В честь венчания Ивана Грозного на царство построена церковь Усекновение

главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.

Состоит из центрального восьмигранного

столпа (высота 34,5 м) и примыкающих к нему четырех восьмигранных башнеобразных приделов (высота 17 м), поставленных на едином фундаменте и соединенных крытой обходной галереей.
В честь венчания Ивана Грозного на царство построена церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Состоит

Слайд 41В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань

и предсказал ему грядущую победу. В память об этом событии

был построен в Москве собор Покрова что на рву. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры.

Храм Покрова, что на рву

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу. В память

Слайд 42Существует несколько версий о создателях собора.
По одной из версий,

архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.


Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля

Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев

Слайд 43Полное название - храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву.


Другое название - собор Василия Блаженного
- в честь юродивого,

который жил там.
Находится на Красной площади перед Кремлем на Красной площади и к ансамблю Кремля не относится!
Полное название - храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Другое название - собор Василия Блаженного -

Слайд 44Собор имел первоначально 9 глав, потом пристроили 10-ю над местом

захоронения Василия Блаженного.
По сути - на одном основании возведено

9 самостоятельных объемов.
В плане имеет очертания Вифлеемской звезды - 8-ми угольник.
Разнообразие перекрытий - ни одна глава не похожа на другую.

Собор имел первоначально 9 глав, потом пристроили 10-ю над местом захоронения Василия Блаженного. По сути - на

Слайд 45Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев

мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.
каменные

стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров)
мощные городские стены Смоленска (1596—1602);
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер»,  один из немногих древнерусских зодчих,

Слайд 46Смоленский Кремль

Смоленский Кремль

Слайд 471530 - построены стены Китай-города
1586 - Белый город из

белого камня на территории совр. Бульварного кольца. (рук. Федор Конь)
1592

– Скородом (совр. Садовое кольцо)

Совр. Садовое кольцо

1530 - построены стены Китай-города 1586 - Белый город из белого камня на территории совр. Бульварного кольца.

Слайд 48Крупные русские монастыри превращаются в крепости. Вокруг них выстраиваются неприступные

стены. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Симонов в Москве, Иосифо-Волоколамский, Соловецкий построили мощные

стены в XVI веке. Москва обзаводится целым кольцом из «сторожевых» монастырей, играющих ключевую роль в ее обороне.
Крупные русские монастыри превращаются в крепости. Вокруг них выстраиваются неприступные стены. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Симонов в Москве, Иосифо-Волоколамский,

Слайд 491525 год - год основания монастыря в честь взятия русским

войском Смоленска (до этого принадлежал княжеству Литовскому). Здесь венчался на

царство Борис Годунов.

Новодевичий монастырь

1525 год - год основания монастыря в честь взятия русским войском Смоленска (до этого принадлежал княжеству Литовскому).

Слайд 50Каменные стены с башнями впервые возвел Борис Годунов на рубеже

XVI-XVII веков, желая превратить монастырь в крепость, защищающую Москву на

южном и западном направлениях. До этого монастырь сожгли крымские татары. Но то, что мы видим - стены и башни с ажурным верхом - было построено спустя век после Годунова.
Каменные стены с башнями впервые возвел Борис Годунов на рубеже XVI-XVII веков, желая превратить монастырь в крепость,

Слайд 51Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь

Слайд 52Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре
Главный храм бывшего мужского монастыря, собор

Рождества Богородицы украшают росписи 1502 года. Площадь - 600 кв.

метров; авторы — Дионисий с его сыновьями.

Единственный памятник древнерусского искусства сохранившийся без обновлений более поздними мастерами.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыреГлавный храм бывшего мужского монастыря, собор Рождества Богородицы украшают росписи 1502 года. Площадь

Слайд 53Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные

рубежи Руси.
Псково-Печерский монастырь

Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси.Псково-Печерский монастырь

Слайд 54Крепость (вторая пол. XVI в.), стоит особняком, поскольку не является

крепостью с регулярной планировкой. Эта крепость с круговой обороной -

великолепный пример решения инженерных фортификационных задач русскими зодчими в условиях сложной, пересеченной и не предназначенной для строительства крепости местности.
Крепость (вторая пол. XVI в.), стоит особняком, поскольку не является крепостью с регулярной планировкой. Эта крепость с

Слайд 55Это единственная крепость, которая «построена в овраг». Крепость имеет форму

неправильного многоугольника. Не все башни расположены в местах перелома стен,

но непростреливаемых участков из-за кривизны стен крепость не имеет.
Это единственная крепость, которая «построена в овраг». Крепость имеет форму неправильного многоугольника. Не все башни расположены в

Слайд 561525 год - год основания монастыря.
Здесь венчался на царство

Борис Годунов.
Соловецкий монастырь

1525 год - год основания монастыря. Здесь венчался на царство Борис Годунов. Соловецкий монастырь

Слайд 57В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие

в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора

дьяков в Московском княжестве.

Музыка

В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря

Слайд 58Образ Ивана Грозного в русском искусстве
В. Васнецов. Царь Иван Грозный
Иван

Грозный
реконструкция М.М.Герасимова, XX век

Образ Ивана Грозного в русском искусствеВ. Васнецов. Царь Иван ГрозныйИван Грозныйреконструкция М.М.Герасимова, XX век

Слайд 59И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября

1581 года.
«Самая кровавая картина
в русской живописи»

И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.«Самая кровавая картина в русской живописи»

Слайд 60Кадр из фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (Иван

Грозный - Ю. Яковлев)
… и в кинематографе

Кадр из фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (Иван Грозный - Ю. Яковлев)… и в кинематографе

Слайд 61Итоги и выводы
1. Возникло государство площадью 2.800 тыс. кв. км,

население - 9 миллионов человек. Название - Россия!
2. Переход

к централизованной монархии.
3. Сложение культуры великорусского народа. С этого момента собственно и начинается история культуры русского народа.
4. Культура носит ярко выраженный государственный характер, поставлена на службу государству.
5. Было ли Возрождения на Руси? Были предпосылки, но остановлены реакцией церкви (Стоглавый собор) в середине века.
Итоги и выводы1. Возникло государство площадью 2.800 тыс. кв. км, население - 9 миллионов человек. Название -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика