Разделы презентаций


Русская литература второй половины XX века

Содержание

План Тема Великой Отечественной войны в литературеЛирика военных лет.Публицистика как самый оперативный жанр военных лет.Три потока военной прозы.Состояние русской литературы в первое послевоенное десятилетиеЛитература периода «оттепели»Литературные споры и состояние публицистики«Деревенская» проза,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская литература второй половины XX века

Русская литература второй половины XX века

Слайд 2План
Тема Великой Отечественной войны в литературе
Лирика военных лет.
Публицистика как

самый оперативный жанр военных лет.
Три потока военной прозы.
Состояние русской литературы

в первое послевоенное десятилетие
Литература периода «оттепели»
Литературные споры и состояние публицистики
«Деревенская» проза, темы, конфликты, авторы
«Лагерная» проза. Тема «архипелага ГУЛАГ»
«Интеллектуальная» проза
«Историческая» проза
«Молодежная» проза
Литературный процесс 80-х годов
Состояние публицистики
«Возвращенная» литература
Тема истории в литературе
Литература постмодернизма
Литературный процесс 90-х годов
План Тема Великой Отечественной войны в литературеЛирика военных лет.Публицистика как самый оперативный жанр военных лет.Три потока военной

Слайд 3Вставай, страна огромная ,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С

проклятою ордой !

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, --
Идёт война

народная,
Священная война !
1941
Василий Лебедев-Кумач
Вставай, страна огромная ,Вставай на смертный бойС фашистской силой тёмною,С проклятою ордой !Пусть ярость благородная Вскипает, как

Слайд 4 Поэзия
Жанры лирики – самые популярные .
Алексей Сурков:

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано

столько лирических стихов».

К.Симонов
А.Твардовский
А.Сурков
Н.Тихонов
М.Светлов
С.Орлов

Вс.Багрицкий
Вл.Занадворов
П.Коган
М.Кульчицкий
Н.Майоров
Г.Суворов

М.Алигер
А.Ахматова
А.Барто
О.Берггольц
Ю.Друнина
В.Инбер
С.Нерис

С.Гудзенко

Н.Старшинов

ПоэзияЖанры лирики – самые популярные . Алексей Сурков: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии

Слайд 5 ЛИРИКА.
Поэты писали о самой войне во всей ее объемной

полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе,

о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Многие военные стихи становились популярными песнями (« Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)


Особенности

Отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;
3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);
многогранность и глубина лирики;
раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

ЛИРИКА. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии

Слайд 6ПОЭМЫ

1941
К.Симонов «Сын артиллериста»

1942
М.Алигер «Зоя»
М.Светлов «Двадцать восемь»
О.Берггольц «Февральский дневник»
1943
В.Инбер «Пулковский меридиан»
П.Антокольский «Сын»
ПОЭМЫ           1941К.Симонов «Сын артиллериста»

Слайд 7Публицистика – ведущий жанр
Газета «Красная звезда»


Корреспонденты:
И.Эренбург Е.Габрилович
К.Симонов

П.Павленко
В.Гроссман А.Сурков
А.Платонов

Постоянные авторы:
А.Толстой Н.Тихонов
Е.Петров А.Довженко

Газета «Правда»
Корреспонденты:
А.Фадеев
Л.Соболев
В.Кожевников
Б.Полевой

Публицистика – ведущий жанрГазета «Красная звезда»      Корреспонденты:И.Эренбург     Е.ГабриловичК.Симонов

Слайд 8Рассказ
А.Толстой «Рассказы Ивана
Сударева»
М.Шолохов «Наука ненависти»
Л.Соболев «Ночь летнего


солнцестояния»
В.Кетлинская «Белые ночи»
Повесть
В.Гроссман «Народ бессмертен»
Б.Горбатов «Непокорённые»
К.Симонов «Дни и

ночи»
Роман
А.Бек «Волоколамское шоссе»
А.Фадеев «Молодая гвардия»
РассказА.Толстой «Рассказы Ивана  Сударева»М.Шолохов «Наука ненависти»Л.Соболев «Ночь летнего   солнцестояния»В.Кетлинская «Белые ночи»ПовестьВ.Гроссман «Народ бессмертен»Б.Горбатов «Непокорённые»К.Симонов

Слайд 9…. За долгие четыре года войны… мы не утратили в

себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет

и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям
Ю.Бондарев
…. За долгие четыре года войны… мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели

Слайд 10Второй поток
«окопная» или «лейтенантская»

проза

Второй поток «окопная» или «лейтенантская»          проза

Слайд 11К.Симонов «Живые и мертвые»
В.Гроссман «Жизнь и судьба»
Ю.Бондарев «Батальоны

просят огня», «Последние залпы»
Г.Бакланов «Южнее главного удара», «Пядь земли»
В.Быков «Журавлиный

крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница»
В.Астафьев «Звездопад»
К.Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»…


К.Симонов «Живые и мертвые» В.Гроссман «Жизнь и судьба» Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», «Последние залпы»Г.Бакланов «Южнее главного удара»,

Слайд 12Третий поток
В.Распутин «Живи и помни»
Ю.Бондарев «Горячий снег»
В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Дожить

до рассвета», «Пойти и не вернуться»
Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»
В.Богомолов «В

августе сорок четвертого», «В кригере»
Г.Владимов «Генерал и его армия»…
Третий потокВ.Распутин «Живи и помни»Ю.Бондарев «Горячий снег»В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться»Г.Бакланов «Навеки

Слайд 13Пропал запал. По всем приметам
Твой горький день вступил в права.

Всем - звоном, запахом и цветом - Нехороши тебе слова;

Недостоверны мысли, чувства, Ты строго взвесил их - не те... И все вокруг мертво и пусто, И тошно в этой пустоте.

Трагическая правда о войне, об ошибках военных лет оказалась не нужна официальной пропаганде.
Серия партийных постановлений 1946-1948 годов снова отбрасывала советскую литературу к бесконфликтности, приукрашиванию действительности; к сконструированному по требованиям нормативной эстетики, оторванному от жизни герою

Пропал запал.  По всем приметамТвой горький день вступил в права.  Всем - звоном, запахом и

Слайд 14После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась новая

эпоха в жизни общества, в общественном сознании возникло ощущение скорых

перемен, теперь уже благоприятных. Писатели первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях изменение общественного климата.
После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась новая эпоха в жизни общества, в общественном сознании

Слайд 15Образ просыпающейся, вечно обновляющейся природы становится символом торжества жизни, преодоления

трагедии, символом стойкости человеческого духа.

Образ просыпающейся, вечно обновляющейся природы становится символом торжества жизни, преодоления трагедии, символом стойкости человеческого духа.

Слайд 16В годы "оттепели", как и в любой переломный исторический период,

многократно возросла роль периодических изданий.
Большое значение имел уже тот

факт, в каком журнале публиковалось то или иное произведение или статья.
Демократические устремления общества выражали журналы "Новый мир", "Юность" или альманах "Литературная Москва", тогда как консерваторы объединялись вокруг журнала "Октябрь".
В годы

Слайд 17Начало многих творческих процессов второй половины XX века связано с

журналом "Новый мир", возглавляемым А. Твардовским.
Главный редактор и его единомышленники

вели ежедневную, изматывающую борьбу за подлинную, талантливую, внутренне свободную литературу.
Важнейшим аргументом в споре о вкладе "Нового мира" в историю литературной и общественной мысли стали опубликованные на его страницах авторы, многим из которых он открыл дорогу в большую литературу.
Целое литературное направление шестидесятых годов, названное критикой очерковым, социально-критическим или социально-аналитическим, связано с именем "Нового мира"
Начало многих творческих процессов второй половины XX века связано с журналом

Слайд 18«Деревенская» проза -
произведения о деревне, созданные в 60-80 годы

Ф.Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В.

Шукшиным, которые объединяет не только тема, но и во многом единство взгляда на жизнь, её опоры, смысл, характер развития.
«Деревенская» проза - произведения о деревне, созданные в 60-80 годы Ф.Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым,

Слайд 19Федор Абрамов «Братья и сестры»
Главное внимание Абрамова направлено на создание

коллективного портрета пекашинцев. Коллективный герой романа "Братья и сестры" -

единый, живущий общей судьбой, связанный одной целью, одной волей крестьянский мир, сила которого в этой слитности, нерасколотости.
В названии романа очевиден обобщающий, метафорический смысл, дух единства, общности народа. Братья и сестры - это родные люди, одна семья. Так в романе определяется важнейший его аспект: тема семьи, дома как основы человеческого бытия.
Федор Абрамов  «Братья и сестры»Главное внимание Абрамова направлено на создание коллективного портрета пекашинцев. Коллективный герой романа

Слайд 20Василий Шукшин
Герои Шукшина остро реагируют на зло и несправедливость, живут

по своим нравственным законам, по велению сердца, нередко испытывают неудовлетворенность

жизнью, хотя не всегда осознают причину этого чувства
Истоки конфликтов его произведений - в разрушении самобытного крестьянского мира с его патриархальными обычаями и представлениями, в массовом исходе из деревни.
Отрыв от земли, родного дома, болезненные попытки приспособиться в чуждой городской цивилизации, разрыв семейно-родственных связей, одиночество стариков – таковы нравственные последствия социальных явлений современной действительности.
Василий ШукшинГерои Шукшина остро реагируют на зло и несправедливость, живут по своим нравственным законам, по велению сердца,

Слайд 21Юрий Казаков
Вопросы взаимоотношений человека и природы, острое осознание опасность сугубо

потребительского отношения к природе, предупреждают о пагубности стремления своевольно её

преобразовывать, не заботясь о будущем.
Главный духовный центр– напряженная и всё более трудно разрешаемая связь челове5ка и природного мира, полная драм, нота вины перед природой, мотив покаяния, искупления греха насилия над великим и свободным миром природы, напоминание, что, кроме текущей общественной жизни, кроме человеческой истории, есть ещё главная жизнь – природная, вечная, внеисторическая, и человек ответственен перед ней.
Юрий КазаковВопросы взаимоотношений человека и природы, острое осознание опасность сугубо потребительского отношения к природе, предупреждают о пагубности

Слайд 22«Лагерная» проза
Тема «архипелага ГУЛАГ», тема трагической судьбы инакомыслящих или

просто оговоренных людей, оказавшихся в советских тюрьмах и концлагерях воплощена

в таких произведениях «задержанной» литературы, как «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, стихах Анатолия Жигулина и его автобиографической повести «Черные камни».
Александр Солженицын, чудесным образом исцелившийся от злокачественной опухоли, позднее увидел в этом волю провидения, призвавшего его к осуществлению главного дела жизни – выстраданного рассказа о «нестерпимой были» пережитого им самим и теми людьми, кто разделил с ним его трагическую судьбу.
«Лагерная» проза Тема «архипелага ГУЛАГ», тема трагической судьбы инакомыслящих или просто оговоренных людей, оказавшихся в советских тюрьмах

Слайд 23«Интеллектуальная» проза
Трагические конфликты эпохи осмысляет в своих романах «Факультет ненужных

вещей» и «Хранитель древностей» Ю Домбровского
Автор цитирует в романе мысли

многих знаменитых деятелей и писателей прошлого, цитирует, чтобы затем обсудить, поразмышлять над этими входящими в текст романа цитатами. Неоднократно обращается автор и к Евангелиям. Трагизм происходящего в стране в годы сталинщины раскрывается в романе в изображении подлинных событий на фоне размышлений о созданных человечеством культурных и нравственных ценностях, которые в это время оказались «ненужными вещами».
«Интеллектуальная» прозаТрагические конфликты эпохи осмысляет в своих романах «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель древностей» Ю ДомбровскогоАвтор цитирует

Слайд 24«Историческая» проза
П. Нилин «Жестокость», С. Залыгин «Соленая падь», Б. Пастернак

«Доктор Живаго»
Стремление к объективному взгляду и исключительной достоверности, восстановление многих

"белых пятен" официальной истории
Внимание привлекает не традиционное изображение схватки "двух миров" в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение полярных точек зрения и моральных позиций людей, ставших частью исторической драмы
Народ не просто безмолвный зритель, но главный участник событий, от выбора которого зависит исход братоубийственной гражданской войны, судьба края, всей России
«Историческая» прозаП. Нилин «Жестокость», С. Залыгин «Соленая падь», Б. Пастернак «Доктор Живаго»Стремление к объективному взгляду и исключительной

Слайд 25«Молодежная» проза
Герои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем, включая стандартный

образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения этого протеста становился вызывающий

внешний вид ("стиляги"), увлечение западной музыкой, разрыв с родителями, скептическое отношение к идейным и нравственным ценностям старшего поколения, доходящее до полного отрицания моральных ценностей
Важнейшая примета стиля – исповедальность, широко используются внутренние монологи, форму повествования от первого лица
Конфликт - произведений первые столкновения со сложными реалиями "взрослой" жизни и неминуемые разочарования, попытки понять себя, обрести свое место в жизни, найти дело по душе, отношения с родными и друзьями, счастье и горечь первой любви -обо всем этом с подкупающей искренностью поведали книги .А Гладилина, В Аксенова, Г. Владимова
«Молодежная» прозаГерои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем, включая стандартный образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения этого

Слайд 26Результаты «оттепели»
В годы "оттепели" начался процесс восстановления разорванных литературных связей

и традиций.
Включение в литературный процесс книг больших художников оказало

влияние на уровень мастерства молодых писателей, которые стали более активно обращаться к вечным темам и проблемам, к героям философского склада, к приемам условности. предшественников.
В результате многочисленных творческих дискуссий в противовес официальной точке зрения о целостном творческом методе советской литературы сформировалось представление о существовании различных эстетических школ и литературных направлений, о сложности и реальном многообразии литературного процесса.
Результаты «оттепели»В годы

Слайд 27В 1985-1986 годах в фокусе общественного внимания оказались три романа


"Пожар" В. Распутина,
"Плаха" Ч. Айтматова
"Печальный детектив" В. Астафьева.
Общим

в этих произведениях разной стилистики было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Публицистический накал трех указанных произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: она стала быстро наращивать удельный вес злободневности в тематике и полемичности в выражении авторских взглядов.
В 1985-1986 годах в фокусе общественного внимания оказались три романа

Слайд 28Приметы новой литературно-общественной ситуации
Резкая эстетическая и общемировоззренческая поляризация в

российской писательской среде
Ощущение трагичности переживаемой эпохи, оцениваемой либо как катастрофа

и тупик, либо как переходная к более высокому качеству жизни
Возрастание непримиримости во взаимных оценках противостоящих друг другу группировок.
Приметы новой литературно-общественной ситуации Резкая эстетическая и общемировоззренческая поляризация в российской писательской средеОщущение трагичности переживаемой эпохи, оцениваемой

Слайд 29«Возвращенная» литература
На страницах журналов появились произведения, созданные в прежние шесть

десятилетий , но неизвестные широкому советскому читателю.
Полностью и окончательно вернулись

к отечественному читателю М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, О. Мандельштам, эмигрантский И. Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично издавались уже в 60-е годы.
Они воспринимались читателем как факты истории литературы, как живые явления литературы современной, прочитывались как свидетельские показания людей, оппозиционных тоталитарному режиму. В оценке этих произведений преобладали не эстетические, а исторические и нравственные критерии
«Возвращенная» литератураНа страницах журналов появились произведения, созданные в прежние шесть десятилетий , но неизвестные широкому советскому читателю.Полностью

Слайд 30Самым сложным и долгим оказалось "возвращение" писателей, чьи произведения были

идеологически нейтральными, но чья эстетика кардинально расходилась со стандартными нормами

реализма.
Читатель постепенно начинал открывать для себя произведения Л. Добычина, К. Вагинова, С. Кржижановского и, наконец, В. Набокова.
В начале 90-х годов именно этот пласт наследия русской литературы оказал весьма заметное влияние на стилевую эволюцию современной русской литературы.
Самым сложным и долгим оказалось

Слайд 31Усиление интереса писателей к исторической теме. было связано со спецификой

переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла потребность общества в

переоценке исторического пути, пройденного Россией, во внимательном освоении ее исторического опыта.
Заметный читательский интерес вызвали несколько произведений, посвященных судьбам людей в "сталинский" период жизни страны. Среди них романы А. Рыбакова "Дети Арбата" и В. Дудинцева "Белые одежды", Б. Можаева "Изгой", Б. Окуджавы "Упраздненный театр», В. Аксенова "Московская сага", эпопея А. И. Солженицына "Красное колесо".
Усиление интереса писателей к исторической теме. было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла

Слайд 32Сюжеты и предметный мир идеологически тенденциозных романов близки к материалам

текущей журналистики, а высокая степень полемичности, проявляемая авторами, приводит к

тенденциозной иллюстративности.
Наиболее продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и этических координат окружающей жизни.
Душа конкретного, "маленького" человека для таких писателей, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Маканин, не менее сложна и загадочна, чем исторические катаклизмы. Мастеров современной прозы объединил круг общих, не менее значимых, вопросов, а именно проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления или сохранения нравственной состоятельности.
Сюжеты и предметный мир идеологически тенденциозных романов близки к материалам текущей журналистики, а высокая степень полемичности, проявляемая

Слайд 33Постмодернизм
Постмодернистские тенденции в мировой литературе нарастали с 1930-40-х годов

нашего века,
Теоретическая база постмодернизма сложилась в гуманитарных науках Запада (прежде

всего - во Франции) в 1960-70-е годы.
Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму Вен. Ерофеева "Москва-Петушки", лирику Иосифа Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы писателя третьей волны эмиграции Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия".
Постмодернистское мироощущение в России сложилось в конце 1960-х годов, когда в общественном развитии закончился период "оттепели".
Постмодернизм Постмодернистские тенденции в мировой литературе нарастали с 1930-40-х годов нашего века,Теоретическая база постмодернизма сложилась в гуманитарных

Слайд 34Принципы постмодернизма
Отрицание какой-либо иерархии, мировоззренческой цельности, возможности овладения реальностью при

помощи единого метода или языка описания.
Отказ от следования какой-либо

одной программе.
Активное заимствование, разноцветье приемов и стилей
Отказ искусству в способности и принципиальной возможности выразить истину
Любая словесная формулировка - роман, рекламный ролик, общественная программа или газетная передовица - прежде всего факт языка. Термин "произведение" уступает место термину "текст".
Замена мировоззрения - независимостью критических суждений, непредубежденностью, терпимостью, открытостью, любовью к многообразию образов, игровой раскованностью, способностью к иронии и самоиронии.
Стирание границ между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, между искусством и неискусством.
Использование динамичных сюжетных схем, увлечение читателя необычными судьбами или невероятными метаморфозами в жизни героев.
Принципы постмодернизмаОтрицание какой-либо иерархии, мировоззренческой цельности, возможности овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Отказ

Слайд 35Литературная ситуация 90-х годов
Тиражи "толстых" ежемесячников упали в десятки раз,

книгоиздательскую политику определяли коммерческие критерии - низкокачественная беллетристика вытеснила серьезную

литературу.
Серьезнейшее воздействие на положение литературы в современной культуре оказала глобальная переориентация аудитории на зрелищные формы художественной информации. лидирующее место на рынке информационных услуг заняли телевидение и видеопродукция , "шоу-бизнес" потеснил серьезные литературу, изобразительное искусство, классическую музыку.
Наиболее значительные достижения современной литературы связаны с исследованием глубин человеческого существования.
В распоряжении современного писателя - богатейший арсенал приемов и выразительных средств, разработанных в прошлом самыми разными литературными направлениями.
Заметную роль в литературном процессе 1990-х годов стал играть институт присуждения литературных премий.
Литературная ситуация 90-х годовТиражи

Слайд 36Лауреаты Буккеровской премии
М. Харитонов "Линии судьбы, или Сундучок Милошевича"
В.

Маканин "Стол, покрытый сукном и с графином посередине"
Б. Окуджава "Упраздненный

театр"
Г. Владимов "Генерал и его армия"
А. Сергеев "Альбом для марок. Коллекция людей, вещей, слов и отношений"
А. Азольский "Клетка"
М. Бутов "Свобода"
Лауреаты  Буккеровской премииМ. Харитонов

Слайд 37Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос

- Бог сохраняет все; особенно - слова прощенья и любви, как собственный

свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст, и заступ в них стучит; ровны и глуховаты, затем что жизнь - одна, они из смертных уст звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Иосиф Бродский

Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос - Бог сохраняет все; особенно -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика