Разделы презентаций


Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX - XX веков

Содержание

ПланВведениеИсследование литературы по данной темеРусские былины в произведениях художников на рубеже XIX – XX вековЗаключениеСписок использованной литературы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков
По

всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует, ржаным

хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь! 

Работу выполнили:
учащиеся класса
.
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сасовская средняя школа ШКОЛА №6

Проект по литературе

Русские былины  в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков По всей Руси простой народ богатырей любит,

Слайд 2План
Введение
Исследование литературы по данной теме
Русские былины в произведениях художников на

рубеже XIX – XX веков
Заключение
Список использованной литературы

ПланВведениеИсследование литературы по данной темеРусские былины в произведениях художников на рубеже XIX – XX вековЗаключениеСписок использованной литературы

Слайд 3Введение
Цель проекта: сформировать у участников образовательного процесса целостное представление о

русских былинах через произведения художников XIX-XX веков.
Задачи:
1) Изучить литературы по

данному вопросу;
2) Сравнить произведения художников XIX-XX веков с былинами.

Объект исследования: произведения литературы (русские былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина, произведения Коненкова).

Предмет исследования: связь былин и картин русских живописцев.

Актуальность.
В последнее время возрос интерес современного общества к историческому прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди творческих профессий. К таковым относится художники рубежа XIX-XX веков. Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные народом.

ВведениеЦель проекта: сформировать у участников образовательного процесса целостное представление о русских былинах через произведения художников XIX-XX веков.Задачи:1)

Слайд 4Исследование литературы по данной теме
Русские былины — это неотъемлемая часть

культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они — воплощение представлений

об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде.
Исследование литературы по данной темеРусские былины — это неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они

Слайд 5Былина — это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской

традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный

эпизод русской истории.

Что такое былина?

Былина — это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое

Слайд 6Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это

не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев.

Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели.
Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов

Слайд 7Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом

обросший фантастическими подробностями.

Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.

Слайд 8 Люди часто путают былины со сказками.

Действительно, сложно четко разделить эти два жанра. Их основное отличие

заключается в отношении сказителя (певца, рассказчика) к своему творчеству.

Сказка – изначально чудесный вымысел.

Былина - повесть о старине, когда могли случаться вещи, в настоящем совершенно невероятные.
Люди часто путают былины со сказками. Действительно, сложно четко разделить эти два жанра.

Слайд 9Обращение художников к былинной теме
Мастера

Серебряного века – Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван

Билибин, Илья Репин – создали образы, ограничено воплотившие истинно народные идеалы Добра, Красоты, Мужества и Любви, которые передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества. Их картины точны в деталях, поэтичны и одновременно удивительно реальны. Они отображают чудеса и волшебных героев такими живыми, какими их и воспринимали в старину, какими их представляет каждый ребенок.

Обращение художников к былинной теме     Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов, Михаил Врубель,

Слайд 10Русские былины в произведениях художников
Чем же привлекали былины художников?

Произведения русского народа очень интересны, и они, бесспорно,

могли привлечь внимание живописцев. Ведь это ни на что не похожая русская природа, величественные образы богатырей, их облачение... Какому художнику не захочется изобразить это так, как он себе это представляет? Другое дело, что нужно быть поистине гениальным живописцем, чтобы изобразить то, что имели в виду сказители данных произведений. И поэтому, мало быть просто хорошим живописцем, надо быть в какой-то степени и историком, чтобы не поверхностно, а глубинно понять сущность русского народа и правильно отобразить всё написанное им на холсте.
Русские былины в произведениях художниковЧем же привлекали былины художников?    Произведения русского народа очень интересны,

Слайд 11Виктор Михайлович Васнецов
Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой

живописи является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как

художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты, реализованные в сказках и былинах.
Виктор Михайлович ВаснецовОдним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал

Слайд 12В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь,

поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря.

Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем
В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему

Слайд 13Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на протяжении 10-летия, -

образец безграничной любви к Родине, самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный

для новых поколений урок патриотизма.
Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине, самоотверженного служения

Слайд 14«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян - имя

певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает

своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян - имя певца из «Слова о полку Игореве», однако

Слайд 15Выше леса стоячего  «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую

силу русского воина-богатыря (1914).

Выше леса стоячего  «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

Слайд 16Не человек, похожий на зверя, а зверь навис над миром,

многоглавое чудовище - символ зла. Идет «Бой Добрыни Никитича с

семиглавым Змеем Горынычем» (1918) , который символизирует борьбу светлых и темных сил. Тревожны огненные краски заката. 
Не человек, похожий на зверя, а зверь навис над миром, многоглавое чудовище - символ зла. Идет «Бой

Слайд 17Сергей Тимофеевич Конёнков
Знаменитый русский (советский) художник и скульптор.

Его называли «богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы

былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности

Лесовик (1910)

Еруслан Лазаревич (1913)

Сергей Тимофеевич Конёнков  Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли «богатырем русской скульптуры». В творчестве

Слайд 18Стрибог
Сирин

СтрибогСирин

Слайд 19Николай Константинович Рерих
Богатырская тема нашла отражение и

в творчестве Николая Константиновича Рериха. Его «Богатырский фриз» (из 7

частей композиции на выставке представлены три: «Баян», «Микула Селянинович», «Витязь») соединяет историю и поэзию. Эти полотна были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и являются ценнейшим духовным наследием нашей страны.
Николай Константинович Рерих   Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая Константиновича Рериха. Его «Богатырский

Слайд 20

Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО».
На нём изображены ладьи

новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя

морского позабавить. Имя этого богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть праведный, справедливый.
Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО». На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться,

Слайд 21 Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков

цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он

образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа.

Баян Витязь

Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во

Слайд 22Иван Яковлевич Билибин
В миниатюрной живописи он сумел передать

эпически-мощные образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги Всеславьевича, Микулы

Селяниновича, Святогора.
Иван Яковлевич Билибин  В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные образы русских богатырей – Ильи Муромца,

Слайд 23В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и

Людмила». Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по

мотивам русских былин.
В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и Людмила». Талант Билибина проявился и в его

Слайд 24Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди учащихся

МБОУ СОШ № 6 8-9 классов. Мы хотели узнать, что

знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4 вопросов:


Что такое былина?

2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, вы знаете?

3) Название картин, на которых изображены герои русских былин.

4) Чем былина отличается от сказки?
Практическая частьВ ходе нашего исследования мы проводили опрос среди учащихся МБОУ СОШ № 6 8-9 классов. Мы

Слайд 25Результаты опроса
Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что такое

былина?»):

Точно: 8 человек; Приблизительно: 28 человек; Не знают: 38 человек.

10,8%
37,8%
51,4%

Результаты опросаУченики, которые знают ответ на первый вопрос («Что такое былина?»): Точно: 8 человек; Приблизительно: 28 человек;

Слайд 262) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших героев

былин в своих картинах, они знают»):

Знают одного: 13 человек; Двух:

2 человека; Не знают вообще: 59 человек.

17%

3%);

80%

2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, они знают»): Знают

Слайд 273) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на которых

изображены герои русских былин»):

1 картина: 27 человек(%) 2 картины: 5 человек(%) 3

картины: 1 человек(%) не знают: 41 человек (%)


36,4%

6,7%

1,4%)

55,4%

3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на которых изображены герои русских былин»):1 картина: 27 человек(%)

Слайд 284) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между былиной и

сказкой»):

Точно: 5 человек Приблизительно 32 человека не знают: 37 человек
6,7%
43,2%
50%)

4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между былиной и сказкой»):Точно: 5 человек Приблизительно 32 человека не

Слайд 29Заключение
Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и скульпторы оставили

большое художественное наследие, в котором поведали о том, что видели

их проницательные глаза, что впитывали их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой вопрос: Хорошо ли, что читая произведения русского народного творчества перед нами, непроизвольно всплывают их картины, или было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?

Мы думаем, что иллюстрации к былинам нам ни в коем случае не мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для детей, которым легче воспринимать то или иное произведение, посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.
Заключение   Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором поведали о

Слайд 30Список использованной литературы
1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л.,

1938–1951, тт. 1–2 2. Ухов П.Д.  Былины. М., 1957 3. Пропп В.Я.,

Путилов Б.Н.  Былины. М., 1958, тт. 1–2 4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966 5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970 6. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977 7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982 8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993 9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.
10. Словарь литературоведческих терминов
11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет
12. Сайт «Сеть творческих учителей»
Список использованной литературы1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2 2. Ухов П.Д.  Былины.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика