Слайд 1Русский классицизм.
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Слайд 2Литература XVIII века
XVII век – это век петровских преобразований, это
век формирования светской культуры в России.
XVIII век – это век
Просвещения, время становления русской литературы, её уникальности, путей дальнейшего развития.
В конспект
Слайд 3 В XVII веке в России начинает формироваться светская
культура.
Царь Пётр Великий проводит свои реформы,
желая сделать Россию европейской страной.
В конспект
Слайд 4 Литература XVIII века в своём развитии проходит 4 периода:
1
период (1700 – 1730 гг.) – литература Петровского времени (литература
начинает отходить от религии, появляется светская литература).
2 период (1730 – 1750 гг.) – начало формирования классицизма.
3 период (1760 – 1770 гг.) – развитие классицизма, расцвет сатиры.
4 период (1775 – 1800 гг.) – начало кризиса классицизма, зарождение революционных идей в литературе.
В конспект
Слайд 5Понятие о классицизме
Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и
литературе XVII – XVIII
веков.
Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
В конспект
Слайд 6 Русский классицизм
Как литературное направление начал оформляться в 30-50-е годы
XVIII века.
Характерные черты:
обличительная направленность,
тесная связь с современностью.
В конспект
Слайд 7Черты русского классицизма
Традиции
Древнерусская литература
Западноевропейская литература
Русский
фольклор
Античная литература
Новаторство
Обличение пороков
Герой –
русский, православный человек
Новая русская сатира, драма, проза
Идеи государственности и просвещения
В конспект
Слайд 8Эстетические принципы
русского классицизма
Принцип «подражания природе».
Ориентация на античное искусство.
Простота, стройность, логичность
композиции произведения.
Общественная, гражданская проблематика.
Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
В
конспект
Слайд 9Эстетические принципы
русского классицизма
Строгая иерархия жанров.
Теория «трёх штилей».
Чёткое деление героев на
положительных и отрицательных.
Выделение одной ведущей черты в характере героя.
«Система амплуа».
Правило
«трёх единств».
В конспект
Слайд 10XVIII век
Интенсивное развитие получает публицистика.
Феофан Прокопович
отстаивал идею подчинения церкви светской власти.
Феофан Прокопович
Слайд 11XVIII век
Выдающийся сатирик. Кантемир создал 9 сатир
(«К
уму своему, или На хулящих учение», «Филарет и Евгений» и
др.), в которых заложил основы реально-сатирического направления в русской литературе.
Антеох Кантемир
Слайд 12XVIII век
Разработал систему русского стихосложения
Василий Кироллович Тредиаковский
Слайд 13Новая русская литература
Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи
– пафосом созидания.
О.Проскурин
Слайд 16XVIII век
Николай Иванович Новиков
Слайд 17Писатели XVIII века
Денис Иванович Фонвизин
Гавриил Романович Державин
Слайд 18Писатели XVIII века
Николай Михайлович Карамзин
Александр Николаевич Радищев
Слайд 19А.П.Лосенко. Прощание Гектора
с Андромахой. 1773
Слайд 20Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763
Слайд 21И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е
А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой.
1764
Слайд 22Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.
А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.
Слайд 23Жанры
Высокие
Средние
Низкие
трагедия
ода
эпопея
научная поэзия
элегия
послание
комедия
басня
сатира
В конспект
Слайд 24Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова
Высокий стиль – торжественный Величавый, им должно
писать героические поэмы, оды, трагедии
Средий стиль – более простой, этим
стилем следует пользоваться при создании научных сочинений, стихотворных посланий друзьям
Низкий стиль – самый простой, он подходит для комедий, эпиграмм, дружеских писем, басен
В конспект
Слайд 25Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова
В конспект
Слайд 26Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств
пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.
Никола Буало. Поэтическое искусство.
Герои классицизма
В конспект
Слайд 28Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В
едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно
нас увлечет.
Н.Буало. Поэтическое искусство.
В конспект
Слайд 29Правило «трёх единств»
Время –
1 день
Место –
1 дом
Действие –
1
конфликт
В конспект
Слайд 30Михаил
Васильевич
Ломоносов
1711 – 1765 гг.
Слайд 31ДЕТСТВО
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д.
Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Слайд 32Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая
обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом
и отправиться в Москву.
Слайд 33В Москву
Холмогоры
Москва
В 19 лет покидает родной дом и
отправляется в Москву.
Под вымышленным дворянским именем поступил
в Славяно-Греко-Латинскую академию.
Слайд 34ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию
в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным
знаниям, но и изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Слайд 35 В начале 1736 как один из
лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии
наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Слайд 36А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе
Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике,
физике, химии ,философии и металлургии.
Марбург
Слайд 37В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова
были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии,
астрономии, географии, филологии.
Диплом профессора химии
Слайд 38 В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой
проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора
и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Слайд 39
Ломоносов показывает Екатерине II мозаичные работы в рабочем кабинете
Слайд 40М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
Слайд 41В 1754 по инициативе Ломоносова и по его проекту был
основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам»,
а не только для дворян.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 42Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан.
Слайд 4326 мая 1761года открыл атмосферу планеты Венера.
Слайд 44М.В. Ломоносов и В.Я.Чичагов. Худ. - А. И. Васильев
Слайд 45Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.
Могила Ломоносова в Александро-Невской
лавре.
Слайд 46"Ода на день восшествия
на Всероссийский
престол
её Величества,
Государыни
Императрицы
Елисаветы Петровны"
1747 г.
Слайд 47В 1748 г. Ломоносов сочинил поздравительную оду императрице Елизавете, и
она распорядилась выдать ему награду—2000 руб. Деньги привезли Ломоносову на
двух возах —это были медные монеты, 1 кг которых приходился на 1 рубль.
В 1753 г. Ломоносову были переданы царским указом деревни Перекули и Липовая в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии с 211 крестьянами и землями, выходящими к морю,— всего около 9800 гектаров. По тем временам это считалось большим поместьем.
В 1756 г. Ломоносов получил бесплатно во владение шесть сгоревших домов в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга на правом берегу реки Мойки. На месте этих домов он выстроил небольшой каменный дом с лабораторией, разбил сад, соорудил большую мастерскую для изготовления мозаичных картин и десять каменных домиков для мастеровых. На работы по изготовлению мозаичных картин М. Ломоносов получал от казны ежегодно, начиная с 1761 г., по 13 460 руб. Производство картин оказалось дороже, чем предполагал Ломоносов, ему приходилось делать долги и задерживать жалованье рабочим. После смерти Ломоносова в 1765 г. из мозаичной фабрики ушли лучшие мастера — шурин Ломоносова Иван Цильх и Василий Матвеев, после чего фабрика прекратила свое существование.
Слайд 48Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты
полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ
полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
"Оды на день восшествия на Всероссийский престол
её Величества, Государыни Императрицы Елисаветы Петровны" 1747 г.
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
40Доброт твоих прекрасный лик!
Слайд 49Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не
можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к
бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
Слайд 50Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К
сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде
новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорьби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.
В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина,
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана постыдилась
С своим искусством пред Невой!
Какая светлость окружает
В толикой горести Парнас?
О коль согласно там бряцает
Приятных струн сладчайший глас!
Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.
Слайд 51Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в
поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его
прнчастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее мешает
Плачевный побежденных стон.
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей крылами
Твои взвевает знамена;
Но бог меж льдистыми горами
Велик своими чудесами:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Слайд 52Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие
леса,
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не
разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.
Широкое открыто поле,
Где музам путь свой простирать!
Твоей великодушной воле
Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход и где Амур
В зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от Манжур.
Се мрачной вечности запону
Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни закону,
Премудрость тамо зиждет храм;
Невежество пред ней бледнеет.
Там влажный флота путь белеет,
И море тщится уступить:
Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы
Твои щедроты возвестить.
Там тьмою островов посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синевой одеян,
Павлина посрамляет вран.
Там тучи разных птиц летают,
Что пестротою превышают
Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах ароматных
И плавая в струях приятных,
Не знают строгия зимы.
Слайд 53И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем
наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его
металл из гор,
Которой там натура скрыла;
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
Числом щедрот твоих сравнит.
1747г.
Слайд 54
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны,
1747 года»
Написано после 13 августа 1747 г.,
когда в Академическом собрании был оглашен новый устав и утверждены новые штаты Академии наук. Ломоносов связывал с новым уставом надежды на успешное развитие наук в России и улучшение положения ученых. В этой же оде он выступает как поборник мирной политики, так как в это время западные державы стремились втянуть Россию в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии против Франции и Пруссии. Поэтому Ломоносов особенно настойчиво славит мир (возлюбленную тишину).
Слайд 55
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747
года»
Войне поставила конец. Вступив на престол, Елизавета начала
мирные переговоры со Швецией.
Крест несла. Явившись в казармы Преображенского полка, Елизавета привела к присяге гренадеров.
Отторжен роком. Петр I умер в год открытия Петербургской Академии наук.
Секвана. Намек на французскую академию наук в Париже.
Почувствуют и камни силу. Ломоносов доказывал, что Россия не менее богата минералами, чем «теплые страны» (Индия и др.).
Манжур — Манжурская династия.
Колумб российский — Витус Беринг (1681—1741)
Верьхи Рифейски — Урал.
Науки юношей питают и т. д. Для этой строфы Ломоносов переложил в стихи отрывок из речи Цицерона в защиту поэта Архия.
Слайд 56
Тема Родины и служения ей
— ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. С этой темой
тесно связана тема науки, познания природы. Наиболее ярко просветительские идеалы поэта отразились в
«Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»:
1. Необъятность Родины:
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою...
Слайд 57 2. Процветание Родины невозможно без мира (понимаемого очень широко —
«возлюбленная тишина»):
Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.
Полтавская баталия
27 июня 1709 года. Гравюра Ш. Симоно с картины П. Мартена-младшего. 1720-е годы. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Слайд 58 3. Одна из основных заслуг Елисаветы — развитие отечественной науки:
О
вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых
желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!
Наука не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...
Ода завершается гимном науке,
призывом к молодому поколению дерзать во славу Российской земли.
Слайд 60Проверьте себя:
верные или неверные
утверждения?
Слайд 61Классицизм в переводе означает «образцовый». ДА
В России классицизм
появился в XVII веке. НЕТ
Задача классицизма – изображение человеческих
чувств, переживаний. НЕТ
Герои в произведениях классицизма строго делятся на положительных и отрицательных. ДА
Для классицизма не характерно обращение к общественной, гражданской проблематике. НЕТ
Ода относится к низким жанрам. НЕТ
Трагедия относится к высоким жанрам. ДА
Для драматургии классицизма характерно соблюдение правила трёх единств. ДА
М.В.Ломоносов создал теорию «трёх штилей». ДА
Писатели-классицисты – М.Ломоносов, Г.Державин, Д.Фонвизин. ДА
Слайд 62«Вечернее размышление о Божием величестве
при случае великого северного сияния».
Слайд 65Для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества, у
человечества осталось много неразгаданных тайн Вселенной.
Основная идея оды. Что хотел
сказать нам Ломоносов?
Слайд 66Подчеркните прямо в тексте изобразительно-выразительные средства, которые найдёте. Укажите вид
найденного средства.
Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы
черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Слайд 67Лице свое скрывает день,метафора
Поля покрыла мрачна ночь;эпитет
Взошла на горы черна
тень,эпитет
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;метафора
Звездам числа нет,
бездне днаповтор
Песчинка как в морских волнах, сравнение
Как мала искра в вечном льде,эпитет
Как в сильном вихре тонкий прах,сравнение
В свирепом как перо огне,сравнение
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
помогают описанию ночи
помогают понять, насколько мал человек перед природой
Слайд 68Что зыблет ясный ночью луч?эпитет,рит вопрос
Что тонкий пламень в твердь
разит?эпитет,метафора
Как молния без грозных тучсравнение
Стремится от земли в зенит?
Как может
быть, чтоб мёрзлый парэпитет
ряд риторических вопросов говорят о раздумье автора.
Создается величественная картина природы. Северное сияние –тайна природы, Божья тайна. В оде передается восторг лирического героя в момент созерцания пейзажем, исполненных мощи
Слайд 69Какие признаки оды вы видите в этом произведении?
Слайд 70Старославянские слова придают стихотворению величественность. Автор восхищается и преклоняется перед
величественной красотой Северного (полярного) сияния – этого «великого естественного чуда».
Произведение посвящено научной проблеме, но проникнуто глубоким лиризмом. Лексика торжественная, высокая, эмоционально окрашенная помогает автору создать величественную картину природы.
Возможно ли, по мысли Ломоносова-ученого, постичь до конца физическую природу такого явления?