Слайд 1ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Тема № 17
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Преподаватель:
Пурто Елена Евгеньевна
Слайд 2Процесс развития общества называется историей, поэтому одной из важнейших частей
социальной философии является философия истории (историософия).
В отличие от истории
историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность?
При философском рассмотрении исторического процесса также достаточно чётко проявляются, заложенные в трёх главных направлениях философии: 1. объективном и 2. субъективном идеализме, а также в 3. материализме.
Философия истории
Слайд 17Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом,
не зависящим от сознания человека.
Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории
является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием».
Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага.
Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей.
Аврелий Августин
Слайд 18Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца
мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический
процесс осмысленным.
Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям.
Страшный суд
Слайд 19Нерелигиозным вариантом объективно-идеалистических представлений об истории является философия истории Г.
Гегеля.
В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом
истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре.
Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования.
Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство.
Слайд 22Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в
своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки
стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади.
Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены.
Слайд 23Субъективный идеализм о ходе истории
Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются
признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется
им.
Одной из форм субъективно-идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей.
Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля.
Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории.
Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером.
Н. К. Михайловский
Слайд 24Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе
«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что
сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями.
Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их.
Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории.
Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение.
Г. В. Плеханов –
критик волюнтаризма
Слайд 25Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории.
Среди
историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры
был чуть короче, история пошла бы по-другому».
Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр.
Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения.
Клеопатра
Слайд 26Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа
«Война и мир».
Путём создания художественных образов исторических деятелей и
отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса.
История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю.
Кадры из фильма «Война и мир».
Слайд 27Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли
случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков,
что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги.
По-настоящему великий исторический деятель полагается на ход событий и не стремится изменить естественный порядок событий. В этом суть противопоставления Кутузова и Наполеона как исторических деятелей.
В истории господствует строгая необходимость и предопределённость, в истории нет места случайности.
Слайд 28Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории
является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных
знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты.
Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества.
Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук.
Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства.
Слайд 29Материалистическое понимание истории
Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит
от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей.
Материализм
признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной.
Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.
Слайд 30Материалистическое понимание истории
Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит
от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей.
Материализм
признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной.
Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.
Слайд 31Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие
общества (климат, наличие рек, размер территории).
В частности, климат оказывает
влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок.
Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье.
Шарль Монтескье.
Слайд 32Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории
является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В
основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей.
Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию.
К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом.
Слайд 33На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства.
В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие
отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис.
К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил.
Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией.
Слайд 45Темы для докладов
Философия истории как философская дисциплина, её отличие от
истории
Религиозная концепция истории (Августин, Л. П. Карсавин и пр.)
Объективно-идеалистическое понимание
истории (Гегель и пр.)
Волюнтаризм в воззрениях на историю (Т. Карлейль, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Теория героев и толпы
Субъективные идеалисты об истории (О. Конт, просветители 18 в.).
Географический детерминизм об историческом развитии (Ш. Монтесье, Т. Бокль, Л. Мечников, Л. Гумилёв)
Экономический детерминизм как философия истории (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов)
Циклические и регрессистские концепции истории
Теории общественного прогресса
Цивилизационная модель истории (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский)
Формационно-стадиальная модель истории (К. Маркс, К. Ясперс)
Проблема смысла и конца истории: религиозный и философский взгляд.