Слайд 1Методология исследований в менеджменте
Методология исследования управленческих ситуаций
Слайд 2Методология исследования управленческих ситуаций
Методология – это логическая организация деятельности человека,
состоящая в определении цели и предмета исследования, под ходов и
ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих получение оптимального результата.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Слайд 3Цель исследования
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования
его цели.
Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения
системы управления и организации ее функционирования и развития.
Цель – основа распознавания и выбора проблем в исследовании.
Слайд 4Возможные цели исследований
мониторинг качества управления;
формирование атмосферы творчества и инноваций
в системе управления;
своевременное распознавание проблем, которые в будущем могут
осложнить работу;
повышение квалификации персонала управления;
оценка стратегий и пр.
Слайд 5Виды целей исследования
Цели исследования могут быть:
текущими и перспективными,
общими
и локальными,
постоянными и эпизодическими.
Слайд 6Объект исследования
Объектом исследования является система управления конкретной организации, группы организаций,
различных объединений, представленная в виде управленческой ситуации.
Но в методологическом
отношении очень важным оказывается понимать и учитывать, что она относится к классу социально экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является чело век, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития.
Слайд 7Предмет исследования
Предметом исследования является управленческая ситуация, в результате анализа которой
выявляется проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Функционирование системы
управления характеризуется множеством разнообразных проблем: противоречия между стратегией и тактикой управления, между условиями рынка и возможностями фирмы, между квалификацией персонала и потребностями в инновациях и пр.
Слайд 8Гипотеза исследования
это недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Любая гипотеза должна
быть опровержима хотя бы в принципе.
Неопровержимые предположения (например, аксиомы)
гипотезами не являются.
Слайд 9Работа с гипотезой
Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный
факт или же опровергают, (например, указывая контрпример), переводя в разряд
ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Доказанная гипотеза превращается в теорию.
Слайд 10Функции гипотезы
«Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет
к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается,
опровергается или модифицируется, – короче, опыт расширяется» (Мах).
«Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию» (Пуанкаре).
Наличие гипотезы позволяет перейти к выбору методологического подхода.
Слайд 11Методологический подход
Следующей составляющей в содержании методологии исследования является так называемый
подход – ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка,
с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Слайд 12Методологический подход
система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным
аспектом рассмотрения проблем.
В рамках одного методологического подхода могут существовать
ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.
Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.
Слайд 13Аспектный подход
это выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или
ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь
экономический аспект, социально психологический, образовательный и т.д.
Слайд 14Системный подход
это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного
учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения
главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Слайд 15Возможные аспекты системного подхода
1. элементный аспект – выявление элементов,
входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;
2. структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);
3. функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций; –
Слайд 16Возможные аспекты системного подхода
4. интегративный аспект – выяснение цели
системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий,
выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы;
5. коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей;
6. исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.
Слайд 17Концептуальный подход
предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых
положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Слайд 18Ориентиры и ограничения
Методология исследования должна включать также определение и формулирование
ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследование более последовательно и
целеустремленно.
Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными.
Слайд 19Теория и практика в научном исследовании
Теория и практика в научном
исследовании неразрывны.
Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую
решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов.
Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой.
Слайд 20Методологические подходы, используемые в исследованиях подсистем менеджмента
аспектный;
концептуальный;
рационалистический;
поведенческий;
системный;
ситуационный;
процессный;
кибернетический;
синергетический;
ресурсный;
компетентностный
Слайд 21Метод исследования
это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью
которого проводится исследование.
Метод исследования в менеджменте нацелен на практику
организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы
Слайд 22Методы исследований делятся на:
формально логические – это методы интеллектуальной деятельности
человека, составляющей основу исследований управления;
общенаучные методы отражают научный аппарат
исследования;
специфические методы зависят от специфики систем управления и отражают специфику управленческой деятельности.
Слайд 23Этапы работы с фактами в процессе исследования
Научное описание – это
фиксация результатов эмпирического исследования посредством фактов.
Цель описания – приведение
эмпирических данных к тому виду, в котором они оказываются доступными для различных научных обобщений и выводов.
Исходя из практики исследований, можно выделить несколько методов описания.
Слайд 24Метод группировки
это классификация или упорядочение данных по признаку подобия или
различия.
Назначение группировки – выявление взаимосвязей между несколькими переменны ми
(взаимоконтроль данных, структурная характеристика, определение тесноты связей и их направления, поиск устойчивых сочетаний свойств).
Группировка позволяет связать факты в единую систему соответственно описательной гипотезе на основе того или другого ряда определяющих признаков.
Слайд 25Метод построения типологий
это поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (фактов)
в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту (факту).
теоретическая
типологизация-описание признаков социальных фактов и выделение устойчивых групп производится априори.
Слайд 26Объяснение
это раскрытие на основе эмпирических фактов и методологии исследования сущности
объекта (объектов) наблюдения, демонстрация его подчиненности определенным объективным тенденциям или
законам.
Структурное объяснение - состоит либо в объяснении внутренних элементов социального объекта и способа их сочетания в единое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некой большей системе. В соответствии с этим различают внутриструктурное и внешнеструктурное объяснения.
Слайд 27Предсказание-прогноз
осуществляется посредством способов проверки гипотез.
С логической точки зрения процесс
всесторонней практической проверки гипотезы является процессом подтверждения опытом следствий, вытекающих
из этих гипотез.
Причем проверка должна проходить по каждому альтернативному пути, определенному основными гипотезами, может быть и взаимоисключающими, но обязательно представляющими собой логическое целое со своими гипотезами следствиями.
Слайд 28Основные виды исследований систем управления
маркетинговые,
социологические,
экономические,
социально-экономические эксперименты,
аудит
как исследование,
прогнозные и плановые исследования,
отчетные, контрольные исследования,
проектирование
объектов испытаний,
исследование качества продукции;
исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента.
Слайд 29Формально логические методы исследования
Анализ - логический метод расчленения целого на
отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.
Синтез
- объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.
Слайд 30Формально логические методы исследования
Индукция - процесс движения мысли от частного
к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычно
используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.
Дедукция - это процесс движения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.
Слайд 31Формально логические методы исследования
Абстрагирование - способность отвлечься от всей совокупности
факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе.
Конкретизация -
увязка того или иного явления с конкретными условиями обстановки. Конкретное понятие есть своего рода совокупность различных абстракций, или абстрактных понятий, отражающих определенные свойства, стороны и связи данного предмета. Конкретные понятия возникают в результате последовательного дополнения и уточнения, расширения и синтеза отдельных абстракций, отражающих различные стороны и связи конкретных вещей.
Слайд 32Формально логические методы исследования
Аналогия (традукция) - прием, в котором из
сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве
этих явлений в других условиях. В логике аналогия рассматривается как форма получения выводного знания, как умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Метод аналогии широко используется в моделировании, так как модель - аналог объекта, изучаемого посредством моделирования.
Сравнение - установление сходства или различия явлений, процессов и объектов в целом или в каких-либо признаках. Сравнение - метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления
Слайд 33Формально логические методы исследования
Математическая (символическая) логика возникла в результате применения
к проблемам формальной логики строгих методов, сходных с теми, которые
используются в математике. С помощью специального языка формул достигается адекватное описание логической структуры доказательства и осуществляется построение строгих логических теорий. Математическая логика базируется на логике высказываний (описание суждений) и ее расширении - логике предикатов (описание умозаключений).
Слайд 34Общенаучные методы исследований
метод наблюдения;
эксперимент;
интуитивный поиск;
полемика;
моделирование;
имитация;
экстраполяция
и др.
Слайд 35Метод наблюдения
Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно
не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез
с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез.
Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.
Слайд 36Эксперимент
Для получения фактического материала, необходимого для со здания ситуации, продолжения
исследований по результатам анализа ситуации и др. можно проводить эксперименты.
Слайд 37Признаки социально-экономического эксперимента
вмешательство в хозяйственную систему или ее часть (подсистему);
планомерное
введение относительно изолированно го экспериментального фактора, его вариация;
планомерный контроль за
всеми существенными детерминирующими факторами;
сведение эффектов изменения зависимых переменных к влиянию не зависимых переменных (экспериментального фактора).
Слайд 38Интуитивный поиск
заключается в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от
практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются.
Часто
такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости Это методы, которые проистекают из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуальных способностей.
Коллективные формы использования таких методов поиска широко используются в виде мозгового штурма и всех его разновидностей.
Слайд 39Полемика
это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их
решения.
Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между
их носителями.
Для исследователя полемика является необходимым элементом исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства.
Полемика позволяет превращать предположения в убеждения.
Слайд 40Моделирование
это разработка моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком
сложных для простой причин но следственной оценки альтернатив.
Несмотря на
то, что многие модели исследуемых социально- экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования проста.
По определению Шеннона, «модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Схема организации, например, – это и есть модель, представляющая ее структуру.
Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.
Слайд 41Имитация
это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с
достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты
с целью получения информации об этой системе.
Имитационная модель — это логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.
Слайд 42Экстраполяция
. Это процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений
или закономерностей с одной предметной области на другую.
Она основана
на предположении о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса.
В исследованиях управленческих ситуаций экстраполяция применяется как метод прогнозирования.
Одним из ограничений в использовании метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового
Слайд 43Экстраполяция: достоинства и недостатки
Достоинства: простота и доступность метода - позволяют
широко использовать его при прогнозировании на ближайшую перспективу с корректировкой
на другие (не являющиеся параметрами прогнозирования) факторы, влияющие на исследуемый процесс.
Недостатки метода – возможность переноса отрицательных тенденций прошлого в будущее, а также невозможность учета современных тенденций в развитии объекта прогнозирования.
Слайд 44Другие общенаучные методы
Метод измерения - позволяет дать в определенных единицах
измерения численную оценку исследуемого свойства объекта.
Метод сравнения -
позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зависимости от цели исследования).
Слайд 45Другие общенаучные методы
Метод абстрагирования - основан на мысленном отвлечении
от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее
важных его сторон на модели.
Метод анализа и синтеза основан на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез).