Слайд 12 Микроэкономика
Лекция 7:
Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения
Рыночный
спрос. Закон спроса.
Рыночные предложения. Закон предложения
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное
равновесие. Равновесная цена
Эластичность спроса
Эластичность предложения
Слайд 2Литература:
Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.
Думовой, А.Ю.Юданова – М.: КНОРУС, 2005.-с.49-73
2. Экономическая теория:
Учебник/под.ред. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: ИНФА-М, 2003г. С.89-118.
3. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории: Макроэкономика, Микроэкономика: учебное пособие – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000 г.с. 195 – 210
4. Экономическая теория: Учебник / под ред. Камаева – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002 с.90-109
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / кол. авт.под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова Финансовая академия при Правительстве РФ – М.: КНОРУС, 2006 с.148-182
Слайд 3 Рыночный механизм это механизм взаимодействия, взаимосвязи основных
элементов рынка: спрос, предложение, цены, конкуренции и основных экономических законов
Слайд 4 Спрос (Demond)
Платежеспособные потребности
(покупатели хотят и могут купить товары)
Слайд 5Величина (объем ) спроса (Q)
Количество данного товара, которое
покупатели желают, готовы и имеют возможность приобрести за некоторый период
по определенным ценам
Слайд 6Спрос – P*Q, где P – цена за единицу товара.
Объем
спроса – Q – количество, физический объем
Слайд 7Факторы влияния на спрос (Детерминаторы спроса)
Цена данного товара
Доходы потребителей
Вкусы потребителей
Цены
на товары – заменители (субституты) и дополняющие товары (комплектарные)
Ожидания потребителей
(погодные; инфляция, предпраздничные и сезонные условия)
Регулирующая деятельность государства (налоги, субсидии, цены)
Другие факторы
Слайд 8Зависимость спроса от определяющих его факторов – функция спроса
QD =
f (T, p,..p2, I…)
Где Т – вкусы
р – цены
р2 –
цены на др.товары
I – денежные доходы
Слайд 9Функция спроса от цены
Qd = f(p) Qd = a
- bp
Слайд 10Функция спроса от дохода
Qd = a + bI (I
–доход потребителя)
Слайд 11Способы изображения табличный
спроса
графический
Слайд 13Рис. Кривая спроса
D
Q
P
2
4
6
8
10 12 14
5
10
15
Слайд 14Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах,
величина спроса (Q) уменьшается по мере увеличения цены (Р) товара.
(А. Курно в 1838г.)
Математически – между объемом спроса (Q) и ценой существует обратнопропорциональная зависимость
Слайд 15Исключение из закона спроса (р Q )
Парадокс Гиффена
(товары первой необходимости для малоимущих)
Цена – показатель качества (для состоятельных
повышения цены значит повышение качества)
Эффект Веблена (Престижный спрос)
Слайд 16Сдвиги кривой спроса:
А) изменение дохода
Б) изменение вкусов
В) инфляционные ожидания
Г) рост
населения
Д) изменение цен на взаимозаменяемые товары
Слайд 17Изменение объема спроса и спроса – разные толкования
А
D
D2
D1
Q
P
P1
A2
A1
Слайд 18 При движении по линии спроса вниз (вверх) объем спроса
(Q) увеличивается или снижается, при этом все другие факторы не
влияют на спрос.
При изменении неценовых факторов (денежные доходы, вкусы и др.) сдвиг линии спроса вправо вверх D2 или влево вниз D1
Слайд 20Спрос:
экзогенный (изменение вызвано вмешательством правительства)
эндогенный (внутренний) – на спрос влияют факторы
в обществе
Слайд 21 Закон спроса выявляет – постепенное убывание спроса вследствие
насыщения потребностей
– Закон снижения предельной полезности (Госсена)
Слайд 222 вопрос
Предложение – это товары, которые находятся на рынке или
могут быть туда доставлены
Слайд 23Объем предложения (Q)
Готовность продавца продать определенное количество товара за данный
период времени при определенных ценовых условиях
Слайд 24Факторы влияющие на предложение:
(детерминаторы предложения):
Цена товара
Цена факторов производства
Характер технологий
Число производителей
Ожидания
производителей
Природные условия (с/х, сырьевые отрасли)
Регулирование отрасли (налоги, дотации)
Слайд 25 Функция предложения
Qs = f(К, Р, Т, N, В)
К
– характер технологий
Р – цены ресурсов
Т – налоги
N - количество
продавцов
В – прочие факторы
Слайд 26 Функция предложений от цены
Qs = f (Р)
Цена
предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное
количество данного товара
Слайд 27Предложение (Supply)
Предложение пирожков
Слайд 28Рис. Кривая предложения
Р
Q
S
2
4
6
8
10
12
14
5
10
15
20
Слайд 29Закон предложения – чем выше цена, тем больше товаров (при
прочих равных условиях) готовы предложить продавцы: между ценой и количеством
связь прямая
Слайд 30Сдвиг прямой предложения
происходит при изменении других факторов (кроме цен):
Изменение
цен на ресурсы (факторы производства)
Изменение технологий
Изменение налогов и субсидийи др.
Слайд 32Для понимания функции предложения – фактор времени:
Кратчайший период – факторы
производства постоянны, величина предложения не может измениться
Короткий период – некоторые
факторы (сырье, рабочая сила) являются переменными; меняется предложение
Долгосрочный период – все факторы переменные (включая производственные мощности, число фирм, отраслей), существенно меняется предложение
Слайд 333 вопрос
Табл. Спрос и предложение на пирожки
Слайд 34
Р
S
E
D
дефицит
затоваривание
2
4
6
8
10
11
12
Q
5
10
15
20
Слайд 35Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и
предложения, где устанавливается равновесная цена (точка Е)
Равновесная цена – это
цена уровновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил
Слайд 36Если цена выше равновесной – затоваривание, → стремление к равновесию
(Р )
Если цена ниже равновесной – товарный дефицит →
стремление к равновесию(Р )
Слайд 37Что мешает рыночному равновесию: (способно изменить цену равновесия)
Государство (вмешательство в
цены, налоги, субсидии)
Монополии
Профсоюзы
Криминальные структуры
Слайд 38 Равновесие п Л. Вальросу (шведский экономист 1834 –
1970 гг.) – объяснил установление равновесия за счет колебания цены
Слайд 39Равновесие по А. Маршалу (англ.экономист 1842-1924 гг) – объяснил установление
рыночного равновесия за счет маневрирования объемом предложения
Слайд 40 Поутинообразная модель (динамическая)
(Микроэкономика под
ред. А.Г.Грязной стр.163-169 )
Слайд 41 4 вопрос
Эластичность – мера реагирования одной переменной на
изменения другой
Математически – отношения относительного приращения функции к
относительному приросту независимой переменной
Слайд 42Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) – коэффициент эластичности
– процентное изменение объема спроса (Q) при изменении цены (P)
на 1%
Слайд 43Коэффициент % изменения спроса
на
эластичности = товар
спроса по цене % изменения цены
Q0) / (∆P / P0)
где Ed – коэффициент эластичности спроса
по цене
∆Q – абсолютное изменение объема спроса (количество товара)
Q0 - объем спроса базисного (прошлого) периода
∆P – абсолютное изменение цены
P0 – цена единицы товара базисного года
Слайд 45Виды ценовой эластичности
Ed > 1 спрос эластичный, т.е. чутко реагирует
на цену (растет быстрее чем цена) – товары не первый
необходимости
Слайд 46Ed = 1 единичная эластичность, с ростом цены на 1%
объем спроса растет на 1% и наоборот (спрос меняется пропорционально
цене)
Слайд 47Ed < 1 неэластичный спрос – спрос слабо реагирует на
цену (растет медленнее чем цена) – товары первой необходимости
Слайд 48Крайние случаи эластичности спроса по цене
Ed = 0 Абсолютная неэластичность
или совершенно неэластичный спрос – объем спроса не реагирует на
цену (некоторые лекарства - инсулин)
Слайд 49Ed → ∞ Абсолютная эластичность спроса или совершенно эластичный спрос,
т.е. спрос при любом изменении цены либо увеличивается до бесконечности
либо падает до нуля
Слайд 50Рис. Основные типы эластичности спроса по цене
Ed → ∞
Ed
= 0
Ed > 1
Ed = 1
Ed < 1
Р
Q
Слайд 51Эластичность спроса по доходам
EJ = (∆Q / Q0) / (∆J
/ J0)
EJ – коэффициент эластичности спроса по доходам - %
изменения спроса при изменении денежных доходов на 1%
∆J – абсолютный прирост денежных доходов
J0 - денежные доходы базисного периода
Слайд 52Факторы эластичности спроса:
Заменимость (чем больше заменителей тем более эластичный спрос)
Удельный
вес товаров в доходе потребителя (чем выше, тем выше ценовая
эластичность спроса)
Размер дохода
Слайд 534. Качество товаров, чем выше тем меньше эластичность спроса на
них
5. Степень необходимости товаров (предметы первой необходимости – неэластичный спрос)
6.
Размеры запасов, чем больше запас тем более эластичен спрос
7. Ожидания потребителей
Слайд 54Ценовая эластичность спроса на некоторые товары (США)
1. Табачная продукция
1,89
2. Цветы
2,7
3. Электроэнергия 1,89
4. Зарубежный туризм 1,77
5. Пицца 0,63
6. Часы 0,67
7. Медицинское страхование 0,92
8. Местные авиаперевозки 1,2
9. Картофель 0,31
10. Сахар 0,31
11. Пиво 1,19
12. Кино 0.87
Слайд 55Нормальные товары
А) первой необходимости (спрос растет медленнее роста доходов и
имеет предел насыщенности 0
рост доходов EJ >1, не имеет пределов насыщения) Украшения
В) Товары «второй необходимости»(спрос растет в меру роста доходов EJ=1) Стиральные машины, телевизоры
Слайд 56Перекрестная эластичность спроса – характеризует относительное изменение объема спроса (Q)
на один товар при изменении цены (Р) другого
Слайд 57Коэффициент % изменения объема
перекрестной спроса одного товара (услуги)
эластичности =
спроса
% изменения цены другого
товара (услуги)
Слайд 59Формы перекрестной эластичности
Положительная Ed >0 - для взаимозаменяемых товаров
Отрицательная Ed
Слайд 605 вопрос
Эластичность предложения – изменчивость предложения под влияния каких либо
факторов
Коэффициент % изменения объема
предложения
эластичности =
предложения % изменения цены
по цене
Слайд 61Es = (∆Q / Q0) / (∆P / P0)
где –
Q объем предложения
Es – процентное изменение объема предложения товара обусловленное
однопроцентным изменением его цены
Слайд 62Рис. Типы эластичности предложения
Es=∞
Es>1
Es=1
Es
Слайд 63 Важным фактором влияющим на эластичность предложения является количество
времени имеющееся у производителя для реакции на изменение цен. Чем
больше времени для приспособления у производителя, чем выше эластичность предложения, что связано с определенной мобильностью ресурсов