Слайд 1Рынок и
рыночный механизм. Закон спроса и предложения
представляет собой способ взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг,
основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Рынок -
Слайд 3Условия возникновения рынка:
Общественное разделение труда
Специализация
Экономическая обособленность субъектов
Свободный обмен ресурсами
Слайд 4Ценообразующая
Информационная
Посредническая
Регулирующая
Санирующая
Функции рынка
Слайд 5
Рыночные отношения носят случайный, эпизодический характер, чаще всего бартерный
Виды рынков:
Неразвитый
рынок
Слайд 6Свободный (классический) рынок
Большое число участников рыночных отношений и конкуренция между
ними
Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности
Мобильность факторов производства
Наличие у участников
информации о рынке
Однородность одноименных товаров
Невозможность влияния участников друг на друга неэкономическими методами
Стихийное установление цен
Слайд 7
Результат гуманизации и цивилизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка
по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести
на нет мотивацию к эффективной хозяйственной деятельности и риску
Регулируемый рынок
Слайд 8Деформированный рынок
Ограничение доступа к отдельным видам деятельности
Ограничение движения факторов
производства
Отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности
Монополизм одной из сторон рыночных отношений
Отсутствие
сбалансированности между спросом и предложением
Возможности неэкономического давления одних участников рынка на других
Слайд 9Конкуренция
Борьба за лучшие условия продаж и покупок, доступ к экономическим
ресурсам.
Виды конкуренции (формы структуры рынка) определяются в зависимости от:
Равенства сил
экономических агентов, что определяется возможностью продавцов и покупателей влиять на цены и условия продаж
Степени однородности продукта
Наличия барьеров входа на рынок и выхода с него
Слайд 101. Совершенная (атомистическая) конкуренции
Однородность продукции (обезличенность рынка)
Малость и множественность
Свобода
входа и выхода, отсутствие барьеров
Совершенная информированность
Теоретическая модель, аналоги которой в
реальной экономической жизни подобрать трудно
Слайд 112. Монополистическая конкуренция
Множество фирм и покупателей
Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или
мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары
имеют близкие субституты
Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке
Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке
Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателям
Наиболее распространенная в реальности
модель конкуренции
Слайд 123. Олигополия
Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать
как на цену, так и на объемы продаж
Выпускаемая продукция может
быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.)
Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)
Широко распространена в реальности
Слайд 134. Монополия
Множество покупателей и единственный производитель товара, не имеющего на
рынке близких субститутов
Барьеры входа на рынок непреодолимы для остальных участников.
Причины
появления монополии:
Статусная монополия (законодательные ограничения, патенты)
Ситуационная монополия (Уникальность природных ресурсов, высокие транспортные издержки)
Естественная монополия (При существующем спросе в отрасли эффективен только один производитель)
Слайд 14Спрос
Спрос – это потребность в товаре, выраженная в денежной форме.
Количество
товара, которое покупатели хотят купить по данной цене называется величиной
(объемом) спроса.
Слайд 15Детерминанты спроса
Величина спроса зависит в первую очередь от цены товара
На
спрос воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой и
величиной спроса:
Предпочтения потребителей
Доходы потребителей
Цены на товары заменители и товары сопряженного спроса
Структура населения
Ожидания ценовых изменений
Налоги и субсидии
Слайд 16Закон спроса.
Величина спроса на товар увеличивается со снижением цены
этого товара, и наоборот, снижается с ростом его цены.
Эффект
замены
Любой товар имеет заменители (субституты). Рост цен заставляет потребителя переходить к относительно более дешевым заменителям, понижение – наоборот, замещать в потреблении данным товаром другие
Эффект дохода
Снижение цены ведет к росту дохода данного потребителя и подключению к рыночному спросу на данный товар менее обеспеченных покупателей
Слайд 17Изменение спроса
Изменение неценовых параметров ведет к изменению функции спроса, что
на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей
кривой спроса.
Пример:
Потребителей убедили, что маргарин полезнее масла
Р
Q
0
D1
D2
Р
Q
0
D1
D2
Спрос на маргарин
Спрос на масло
Слайд 18Предложение
Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить
на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных
ценах на этот товар.
Величина (объем) предложения – это то количество товара, которое производители хотят продать по данной цене.
Слайд 19Детерминанты предложения
Величина предложения зависит в первую очередь от цены товара
На
предложение воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой товара
и объемом его предложения:
Цены на ресурсы
Применяемые технологии
Налоги и субсидии
Численность производителей
Ожидания ценовых изменений
Слайд 20Как правило,
величина предложения товара растет с ростом его цены
и сокращается с ее снижением.
Рост цены на продаваемый товар
ведет к тому, что:
производитель готов нести повышенные издержки, чтобы поставить товар на рынок он готов увеличивать дополнительно привлекаемые ресурсы, даже при растущих ценах на них
Отрасль становится привлекательной для вложений, растет число производителей и увеличивается выпуск за счет замещения выпуска менее выгодных товаров
Слайд 21Изменение предложения
Изменение неценовых параметров ведет к изменению функции предложения, что
на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей
кривой предложения.
Р
Q
0
S1
S2
Р
Q
0
S 1
S 2
Внедрение новой технологии, понижающей издержки
Рост цен на применяемое сырье
Слайд 22Рыночное равновесие
При определенной цене каждого конкретного товара величина спроса на
этот товар совпадет с величиной его предложения.
Такая цена (и ситуация
в целом) называется равновесной, поскольку отклонение от нее заставит рыночные силы восстановить данную цену и соответствующий ей объем продаж