Слайд 1РЖД – холдинговая компания
В настоящее время фактором,
определяющим развитие экономики, является глобализация мирового хозяйства. Основу её составляет
рост интеграции, взаимосвязанности национальных компаний. Стремление к объединению в целях достижения большей доходности является объективной причиной появления крупных производственно-хозяйственных объединений.
Создание объединений хозяйствующих субъектов выступает как одно из средств повышения эффективности осуществляемой субъектами предпринимательской деятельности за счёт приобретения в результате объединения отдельных конкурентных преимуществ.
Слайд 2 На современном этапе развития рыночных отношений в
России процессы интеграции хозяйствующих субъектов, происходящие на товарном рынке, приобретают
широкомасштабный характер. Это выражается в создании холдингов, финансово- промышленных групп и других предпринимательских объединений. Концентрация капитала и формирование производственно-хозяйственных объединений со сложной структурой – это общая черта, присущая экономике всех промышленно развитых стран. Россия в этом отношении не является исключением.
Слайд 3 В таких условиях появляется объективная необходимость формирования
эффективных механизмов правового регулирования процессов создания и деятельности объединений хозяйствующих
субъектов, самым распространенным из которых являются холдинги. Однако представляется, что действующее законодательство не вполне отвечает сложившимся экономическим потребностям, а многие его положения, касающиеся предпринимательских объединений, нуждаются в совершенствовании.
Слайд 4 В настоящее время отсутствует чёткий механизм правового
регулирования отношений с участием холдингов. Укрупнение бизнеса как тенденция последних
лет спровоцировало появление фактических холдингов, в официальной обстановке предпочитающих называть себя «группа компаний». Вместе с тем отсутствие законодательства, регулирующего их деятельность, взаимодействие дочерних предприятий, взаимодействие самих холдингов друг с другом, с органами государственного контроля (надзора) стало одной из причин роста числа корпоративных конфликтов.
Слайд 5Понятие и виды холдингов
В настоящее время холдинговые
компании являются одними из наиболее активных участников рынка. При этом,
хотя многие организации включают в свое наименование слова «холдинг» или «холдинговая компания», единого понимания данных терминов в отечественном законодательстве и научной доктрине не существует. Бесспорно только то, что холдинги являются разновидностью финансовых групп, в свою очередь, являющихся одной из форм концентрации капитала. Поэтому прежде чем осветить вопрос об истории возникновения холдингов, необходимо исследовать само понятие.
Слайд 6 Следует отметить, что чёткого законодательного определения понятий
холдинга и холдинговой компании нет не только в России, но
и по большей части в других государствах. Отдельные нормы предпринимательского законодательства касаются не столько холдингов, сколько других форм хозяйственного сотрудничества самостоятельных в правовом отношении субъектов. В основном речь идёт о правовом регулировании отношений между материнскими и дочерними компаниями. При этом очевидно, что холдинги в настоящее время представляют собой объективно более сложные образования и поэтому требуют обстоятельного рассмотрения.
Слайд 7 Собственно, в разных государствах так называемые холдинги
именуются разными терминами.
Слайд 9 Холдинг определяется как совокупность основного общества и
контролируемых им дочерних обществ. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно
основное общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложно структурированные холдинги, в которых дочерние общества сами выступают в качестве основных по отношению к другим (так называемым «внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, при выполнении ею функций их единоличного исполнительного органа), а также иным предусмотренным законодательством образом.
Слайд 10 В Российском энциклопедическом словаре холдинг определяется следующим
образом: «Холдинг-компания (англ. holding – владеющий) – акционерная компания, использующая
свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними».
Также определяет холдинги Оксфордский энциклопедический словарь: «Холдинговая компания (holding company) – компания, созданная для владения акциями других компаний, которые она таким образом контролирует».
Слайд 11 Уже из приведенных словарных определений видно, что
существует два основных подхода к определению понятия «холдинг».
В узком смысле под холдингом понимают только материнскую компанию.
В широком смысле холдинг представляет собой совокупность материнской и дочерних и зависимых компаний.
При этом большинство исследователей склоняются к необходимости различать понятия «холдинг» и «холдинговая компания».
Наиболее типичным является так называемый финансовый или имущественный холдинг.
Существуют также «договорные» холдинги, когда право управления передается в группе одной компании по договору.
Слайд 12 Анализ действующего законодательства, так или иначе относящегося
к исследуемым предпринимательским объединениям, также не позволяет дать чёткого определения
холдинга.
В ГК РФ, являющемся основным источником гражданского и предпринимательского права, такой институт отсутствует. Однако в ГК РФ устанавливаются основы регулирования отношений между «материнскими» (основными) и дочерними и зависимыми хозяйственными обществами (ст. 105–106), которые вполне совпадают с указанными выше определениями холдинга.
Понятие дочернего общества, в частности, содержится и в ст. 6 Закона об АО. Общество признается дочерним, если другое хозяйственное общество в силу преобладающего участия в уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять принимаемые им решения.
Аналогичное положение содержится и в Законе об ООО (ст. 6).
Слайд 13 Рассмотрим такое основание возникновения холдинговых отношений, как
преобладающее участие в уставном капитале. Как уже указывалось, холдинги, возникшие
в силу такого основания, называются «финансовыми» («имущественными») холдингами.
Важным представляется определить степень, при которой наступает возможность влияния одной организации на деятельность другой организации.
При определении отношений экономической зависимости могут быть выделены следующие степени контроля основного общества:
Слайд 16 Сами по себе указанные полномочия основного общества,
основанные на владении пакетом акций (долей участия) того или иного
размера, не приводят к установлению отношений экономической субординации, однако в сочетании с другими способами могут формировать отношения зависимости и подконтрольности.
Что касается другой разновидности холдинга, возникающего в силу договора, т.е. так называемого договорного холдинга, то к нему могут применяться нормы о простом товариществе, предусмотренные ГК РФ (ст. 1041–1054).
Слайд 17 Впервые термин «холдинговая компания» появился в Законе
РФ от 3 июля 1991 г. №1531-1 «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
В п. 4 ст. 8 данного закона было указано, что на основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускалось создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг.
При этом определения холдинговой компании не давалось.
Слайд 18 В п. 1.1 «Временного положения о холдинговых
компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» (Указ
президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392 «О мерах промышленной политики при приватизации государственных предприятий» даётся следующее определение: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений».
Однако это положение имеет узкую сферу применения. Оно распространяет действие только на холдинговые компании, которые создаются в процессе приватизации предприятия, и регламентирует режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством.
Слайд 19 В ст. 4 ФЗ от 2 декабря
1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» даны следующие
определения:
«Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)».
Слайд 20 По сути, банковский холдинг ничем не отличается
от банковской группы. Разница заключается лишь в том, что в
первом случае головной компанией является не кредитная организация.
Определяя понятие холдинга, нельзя не рассмотреть проект федерального закона «О холдингах» (проект №99049555-2). Данный проект содержит «широкое» определение холдинга (п. 1 ст. 2): «Холдинг – совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами».
Слайд 21 В ФЗ от 26 июля 2006 г.
№135-ФЗ «О защите конкуренции» используется понятие «группа лиц», которое трактуется
достаточно широко, но некоторые его аспекты вполне укладываются в рамки структуры холдингов. Например, в п. 2 ч. 1 ст. 9 указанного закона под группой лиц понимаются хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).
Однако следует учитывать специфику предмета регулирования данного закона, который не может и не должен в полной мере охватывать все отношения, связанные с деятельностью холдингов.
Слайд 22 В п. 1 ст. 20 НК РФ содержится
понятие «взаимозависимые лица», которыми для целей налогообложения признаются любые физические
лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
К ним отнесены следующие случаи:
- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Слайд 23 Особенность регулирования взаимозависимых лиц заключается в том, что
суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, не
предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, понимание группы лиц (а, возможно, и холдинга) в налоговом законодательстве может быть очень широким и зависит от конкретной ситуации.
Выделение категории взаимозависимых лиц необходимо для возможности осуществления налоговыми органами контроля на предмет ценообразования операций, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Но, как видим, законодательное определение этой категории лиц достаточно нечётко, что неприемлемо для налогового законодательства, исходящего из принципа «все сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика».
Слайд 24 Законодательство развитых государств Европы также по-разному регламентирует понятие
«холдинг». Причём при анализе правовой стороны явления необходимо учитывать отсутствие
в правовых системах многих стран данного термина. Это вовсе не означает отсутствия в этих странах холдингов или других интегрированных предпринимательских объединений – они существуют везде, – а означает лишь отсутствие этого термина в законодательстве.
Специальных законов о холдингах в национальных законодательствах мало, в основном холдинговые отношения регулируются общими актами о юридических лицах: гражданскими, торговыми, коммерческими кодексами или законами об отдельных организационно-правовых формах. Таково, в частности, законодательство Германии и Великобритании. Причём наиболее разработанными считаются системы регулирования правового положения холдингов в праве именно ФРГ и Великобритании.
Слайд 25 Если говорить о России, то анализ процессов интеграции
предприятий в российской экономике на основе создания холдингов существенно осложняется
отсутствием единства во взглядах не только отечественных, но и зарубежных экспертов относительно содержания понятия «холдинг».
Анализ действующей нормативно-правовой базы показывает, что понятия «холдинг» и «холдинговая компания» употребляются как минимум в 200 правовых документах РФ.
Слайд 26История возникновения холдингов
На сегодняшний день в мире существует
около 40 тыс. крупных производственно-хозяйственных объединений в 150 странах; на
них приходится 50% промышленного производства мира, более 50% мировой торговли, 75% прав на обладание интеллектуальной собственностью.
Холдинги в понимаемом ныне виде начали появляться в Европе и США в XIX в. Холдинги начали появляться в Европе и США параллельно.
Целью деятельности созданных в середине XIX в. в государствах континентальной Европы обществ было аккумулирование средств для дальнейшего их инвестирования. Их типичными представителями были так называемые общества принятия ценных бумаг, которые аккумулировали неспособные к эмиссии доли небольших предприятий, а затем выпускали собственные акции и облигации.
Слайд 27 В конце XIX столетия появилась новая форма холдингов,
целью которых было вложение накопленного капитала в виде долевого участия
в хозяйственные общества, работающие в новых, более рентабельных областях экономики.
В США причиной возникновения холдинговых компаний стала необходимость обойти нормы антитрестовского права. Холдинги здесь создавались с единственной целью – получение паёв и акций других компаний.
Для стран Юго-Восточной Азии характерна значительная концентрация капитала. В Японии к концу ХIХ в. постепенно сформировались монополии, лидерами среди которых были так называемые дзайбацу, пользовавшиеся значительной государственной поддержкой – Sumitomo, Yasuto, Mitsubishi. Особенностью этих холдингов была предельная централизация, подчинение центральной компании – «хонся».
Слайд 28 Дзайбацу – это японский термин, обозначающий «денежную клику»
или конгломерат. Он использовался c XIX в. до первой половины
XX в. для именования больших семей, контролирующих банковские и индустриальные объединения (картели, синдикаты).
Конгломерат – группа компаний, объединённых в единую организацию, имеющую финансовые интересы в разных отраслях промышленности, оперирующую в разных сферах деятельности (на разных рынках).
После Второй мировой войны в Японии и Германии было принято решение о ликвидации крупнейших монополий. Так, в 1946 г. была создана специальная комиссия, которая расформировала или реструктурировала 83 холдингов, в том числе 4 из 5 ведущих холдингов Японии.
Практически все дзайбацу были реформированы в кэйрэцу и в виде кэйрэцу существуют до сих пор и контролируют существенную часть экономики Японии.
Слайд 29 Кэйрэцу в Японии – крупные корпоративные конгломераты и
холдинги, наследники более старой формы корпоративной структуры – дзайбацу, оставшиеся
фундаментально связанными друг с другом.
Как правило, кэйрэцу группируются вокруг того или иного мощного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка.
Типичными примерами кэйрэцу являются, в частности, группы Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Fuyo.
Слайд 30 В Южной Корее холдинги существуют в форме
чеболей.
Чеболь – южнокорейская форма бизнес-конгломератов, представляющая собой
группу формально самостоятельных организаций, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем.
Основные характерные черты чеболей заключаются в том, что данными компаниями управляет основной держатель акций и его семья, а также в том, что чеболь под единой организационной структурой объединяет конгломераты предприятий различной отраслевой направленности. Также важно отметить, что в их подчинении находятся как розничные предприятия, так и транснациональные корпорации.
Чеболи имеют и ряд других характеристик. Например, они существуют при поддержке правительства страны, которое обеспечивает им защиту и ряд привилегий.
Наиболее известными чеболями являются Samsung, LG, Hyundai, SK, Group. Daewoo, Lotte.
Слайд 31 Многие российские холдинги появились в результате приватизации (например,
ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС»). В то же время стали появляться
и группы частных компаний, которые впоследствии приобрели все черты современных холдингов.
В соответствии с ФЗ «О финансово-промышленных группах» (утратившим силу) начиная с 1995 г. происходило создание холдингов в виде официально зарегистрированных финансово-промышленных групп.
Однако подобные объединения не получили должного распространения по ряду причин. Большая их часть создавалась в расчёте на государственные инвестиционные и кредитные гарантии, которые могли быть предоставлены в соответствии с данным законом, которым в том числе предусматривался и консолидированный налоговый учёт.
Однако эти механизмы не были реализованы на практике.
Слайд 32 В результате значительное число официальных финансово-промышленных групп существовало
только на бумаге, реальной интеграции, т.е. единого управления, скоординированной рыночной
политики, внутрикорпоративных финансовых и продуктовых связей не существовало.
Исключение составляют ранее сформировавшиеся объединения, позднее пошедшие по пути официальной регистрации; при этом получение официального статуса не внесло принципиальных изменений в их работу (например, ФПГ «Волжско-Камская», ФПГ «Росстро»).
Слайд 33Причины и цели появления холдингов,
их преимущества и недостатки
Представляется, что основная причина появления холдингов как формы объединения субъектов
предпринимательской деятельности очевидна – объективное стремление получения большей доходности при меньших затратах, что позволяет достигнуть холдинговая система управления.
Корпоративность и в общем виде, и в частном виде, если говорить о холдингах, выражает экономическую составляющую тяги субъектов к объединению в целях достижения цели наиболее эффективным способом.
Как известно, любая система придаёт своим элементам некие новые качества, которые не были им присущи до объединения, т.е. сумма свойств системы превышает свойства её компонентов.
Слайд 34 Эффективность любого объединения получила название синергии.
Закон синергии считается основным законом организации в природе и обществе,
действие же других законов направлено на достижение более высоких значений синергетического эффекта.
Стремление к синергии в экономических отношениях является объективным и возникает на самых ранних стадиях развития общества.
Синергетический эффект объединения различных организаций в холдинг заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга.
Слайд 35 Крупные производственно-хозяйственные объединения играют весьма значительную роль в
экономиках развитых стран, в том числе в США, Японии, Германии
и Швейцарии.
Они контролируют более 1/3 промышленного производства своих стран, более 1/2 внешней торговли, более 3/4 патентов и лицензий на высокие технологии и «ноу-хау».
При этом холдинги создаются, как правило, с несколькими целями:
- предприятиям малого и среднего бизнеса холдинги позволяют расширить свою деятельность, развить деловые связи, добиться налоговых, кредитных и других преимуществ;
- для крупных компаний образование холдингов позволяет существенно увеличить свою экономическую «массу», укрепить инвестиционный потенциал, поднять рентабельность и технологический уровень производства;
Слайд 36 - при расширении масштабов коммерческих операций у крупной
компании часто «разрастается» номенклатура продукции и услуг;
- создание
дочерних обществ может быть направлено на рационализацию управления, поскольку в результате снимается часть функций с персонала материнской компании;
- возможно создание ряда корпоративных схем, направленных на снижение финансовых и налоговых потерь;
- с помощью дочерних обществ холдинговой компанией могут проводиться операции с капиталоёмкими объектами не непосредственно, а путём продажи дочерних обществ, которым они принадлежат;
- наличие дочерних обществ является важным фактором в конкурентной борьбе, поскольку во многом определяет организационные возможности холдинга и его финансовый потенциал.
Слайд 37 Можно выделить такие преимущества холдингов перед другими
формами предпринимательских объединений, как:
- масштаб используемых ресурсов
(производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов);
- минимизация отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
- значительная централизация капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
- возможность создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
- возможность диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
Слайд 38 - объединение производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок,
возможность интеграции науки и производства;
- возможность повышения устойчивости
бизнеса, управления рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения;
- возможность централизации целого ряда функций и тем самым экономии управленческих затрат;
- обеспечение единого внутри холдинговой компании налогового и финансового планирования;
- обеспечение конфиденциальности контроля.
Слайд 39 Холдинги могут объединить все звенья технологической цепочки, например,
от добычи сырья до производства и выпуска изделий. Такая интеграция,
соединяющая различные элементы производства, позволяет:
- оптимизировать использование производственных мощностей и товарно-сырьевых потоков;
- свести к минимуму издержки, а также коммерческие, финансовые и прочие риски;
- облегчить процесс привлечения ресурсов;
- обеспечить возможность для оперативного перераспределения ресурсов и средств;
- создать наилучшие условия для стратегического планирования и развития производства;
- укрепить устойчивость по отношению к неблагоприятным изменениям конъюнктуры;
- повысить эффективность инвестиционных процессов, улучшить финансово-экономическое состояние предприятий.
Слайд 40 Кроме того, оптимизация налоговых платежей на предприятиях, составляющих
единую технологическую цепочку, в конечном счёте, позволяет значительно повысить рентабельность
и увеличить прибыль, что способствует увеличению налогооблагаемой базы.
Государство от деятельности холдингов также выигрывает. Поддержка создания холдингов содействует реализации следующих интересов государства:
- загрузка предприятий национальной экономики, причём не только профильных отраслей, но и обеспечивающих (энергетика, транспорт, строительство);
- повышение уровня занятости и укрепление социальной стабильности;
- переход от экспорта сырья к экспорту полуфабрикатов и готовой продукции;
- соответствующее увеличение объёма налоговых и иных обязательных платежей предприятий.
Слайд 41 Помимо основных предпосылок возникновения холдингов в российской экономике,
которые обусловлены общими тенденциями концентрации капитала и глобализацией мировой экономики,
называют и такие, которые обусловлены особенностями формирования новой экономической системы России (исторические, экономические и специфические предпосылки интеграции).
Но часто дочерние общества учреждаются не по соображениям производственной необходимости, а из желания скрыть прибыль от кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует головная компания. Имеют место и такие «психологические» причины, как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинные размеры предприятия. Такие дочерние общества являются «обществами-фасадами».
Слайд 42 Также создание холдинга может иметь отрицательное воздействие на
других лиц, и на экономику, если действия холдингов будут направлены
на ограничение конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ).
Обобщая вышеизложенное, преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы.
Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, финансово-промышленная группа, простое товарищество, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как уже указывалось, менее выгодно, чем в интегрированной.
Слайд 43 Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно
этой формы предпринимательского объединения:
- облегчённость процедур создания и
реструктуризации холдингов;
- устойчивость и стабильность (нельзя добровольно выйти из состава холдинга);
- ограниченность риска ответственности;
- распределение коммерческих рисков;
- возможность спекуляций на акциях дочерних обществ;
- эффективность финансового и налогового планирования (например, существует возможность оптимизировать налоговые обязательства путём включения в холдинг организаций, применяющих упрощённую систему учёта; передача активов между участниками холдинга может не облагаться налогом на прибыль (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- конфиденциальность контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке холдинговой пирамиды.
Слайд 44 Холдинговая модель организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами
имеет также определённые недостатки, которые условно можно разделить на правовые
и экономические.
Если говорить о первой группе, следует иметь в виду, что в России отсутствует должное законодательное регулирование деятельности таких образований.
Существуют риски привлечения головной компании к ответственности по обязательствам дочерних компаний.
Во-первых, это касается обязательств по тем сделкам, которые совершены дочерним обществом по указанию основного. В этом случае головная компания будет отвечать наравне с дочерней.
Во-вторых, если по вине основного общества дочернее оказалось банкротом. Тогда головная компания должна будет рассчитываться по тем долгам, на погашение которых не хватило имущества банкрота.
Слайд 45 Если говорить о второй группе, то приходится констатировать
отсутствие конкуренции внутри холдинга как сложной иерархичной системы, что может
повлечь поддержание нерентабельных производств. Это снижает экономическую эффективность объединения в целом.
Управление в холдингах также имеет недостатки, поскольку, как правило, осуществляется нанятыми менеджерами, что может повлечь злоупотребления с их стороны.
Слайд 46Основные принципы управления холдингами
Основные принципы организации и управления
холдингов:
- принцип целостности холдинга;
-
принцип централизма;
- принцип равенства хозяйственных обществ – участников холдинга;
- принцип ограничения свободы распоряжения финансовым капиталом;
- принцип ограничения свободы распоряжения производственным капиталом;
- принцип единого собственника.
Слайд 47 Принцип целостности холдинга.
Его содержание составляют
положения, определяющие функционирование холдинга как единого целого.
Этот
принцип выражается в необходимости наделения участников холдинга необходимыми средствами.
Головное хозяйственное общество выделяет материальные и денежные ресурсы дочерним или зависимым хозяйственным обществам, наделяя их необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного функционирования.
Выделенные материальные и денежные ресурсы передаются в собственность хозяйственного общества – участника холдинга.
Кроме того, целостность холдинга достигается через назначение головной организацией руководителей дочерних и зависимых обществ, определение ею единых условий ведения дел.
Слайд 48 Принцип централизма.
Положения, образующие данный принцип,
определяют отношения между головной компанией холдинга и другими его участниками.
Этот принцип реализуется через разделение стратегического и оперативного планирования, контроль над соблюдением установленных условий деятельности, открытость дочернего (зависимого) хозяйственного общества к проверкам со стороны управляющего или головного общества, возможность ограничения полномочий директоров обществ, входящих в холдинг, и др.
Слайд 49 Принцип равенства хозяйственных обществ – участников холдинга.
Данный принцип определяет взаимоотношения между участниками холдинга по горизонтали.
При этом принцип равенства хозяйственных обществ – участников холдинга предполагает:
- взаимовыгодное сотрудничество, т.е. горизонтальные взаимоотношения между хозяйственными обществами холдинга должны строиться на началах взаимовыгодного сотрудничества;
- свободу выбора партнера, т.е. хозяйственное общество холдинга, находящееся на самофинансировании и самоокупаемости, может вступать в деловые отношения с конкурентами другого хозяйственного общества холдинга, если это выгодно для первого;
- соблюдение интересов каждого хозяйственного общества холдинга, т.е. экономическая свобода в выборе контрагентов, соблюдение интересов каждого хозяйственного общества холдинга.
Слайд 50 Принцип ограничения свободы распоряжения финансовым капиталом.
Данный принцип предполагает обязательное согласование проектов развития потенциала дочерних обществ
с холдинговой компанией.
Принцип ограничения свободы распоряжения производственным капиталом.
Данный принцип заключается в передаче всего производственного капитала дочерних обществ (оборудования, недвижимого имущества) в специальную управляющую компанию с последующим использованием капитала на правах арендаторов.
Принцип единого собственника.
Данный принцип означает устранение негативного влияния миноритарных акционеров дочерних обществ на эффективность управления холдингом с помощью активного или пассивного противодействия перераспределению капитала между дочерними обществами холдинга.
Слайд 51Выводы.
1. Несмотря на то, что холдинговые компании представляют
собой наиболее активных участников рынка, единого понимания данного понятия, так
же как и понятия «холдинг», в действующем законодательстве и правовой доктрине не существует.
2. В настоящее время порядок создания и функционирования головной компании и её дочерних обществ, входящих в холдинг, принципиально ничем не отличается от создания любого другого юридического лица.
3. Основной причиной появления холдингов как формы объединения субъектов предпринимательской деятельности является объективное стремление получения большей доходности при меньших затратах, что позволяет осуществить холдинговая система управления.
4. Холдинговая модель построения бизнеса даёт ряд преимуществ. Несмотря на то, что ей присущ также ряд недостатков, в целом создание и деятельность холдингов благоприятно влияет на экономику страны и отвечает интересам государства при условии соблюдения норм антимонопольного законодательства.