Слайд 1Самопознание и саморазвитие в дошкольном возрасте
Выполнила: Емельянова Е., 17.2-504 гр.
Слайд 2Позиции, которые усваивает ребенок в дошкольном возрасте по Д.И. Фельдштейну:
Что
Я такое и что я могу делать?
Осознание себя субъектом отношений
Слайд 3Когда возникает самосознание?
К 2-3 годам
ребенок начинает овладевать речью
Использует
местоимение Я
Когда ребенок начинает выделять свое физическое Я из окружающего
мира
В первом полугодии
положительное самоощущение себя
Слайд 4Когда возникает самосознание?
возникает лишь в подростковом периоде
наличие логического мышления у
детей
умение вести внутренний спор
К трем годам
определенные представления о самом
себе
появляется самооценка
овладение ребенком собственным телом
возникновение произвольных движений
самостоятельное передвижение и самообслуживание
Ж. Пиаже
А. Валлон
С. Л. Рубинштейн
Слайд 5Формирование самосознания по Б.Г. Ананьеву
выделение себя из пространства внешнего мира,
связанное с развитием зрительного анализатора и "собственного пространства тела" ребенка
(к 11-12 месяцам);
субъективное выделение ребенком своего действия из всей структуры его предметной деятельности, это становится возможным лишь благодаря воспитательным воздействиям взрослого;
отделение себя от своих действий в связи с употреблением собственного имени.
Слайд 6Ребенок как субъект своей деятельности и поведения
овладевает прямохождением
речью
предметно-манипулятивной деятельностью
чувство
гордости
чувство стыда
переходит к употреблению местоимения "Я"
начинает впервые утверждаться как
личность
к трем годам возникает и осознается система "Я"
Слайд 7Выделение социального «Я»
(кризис 3-х лет)
Я хочу
Я буду
Я сам
Формирование механизма идентификации
с другими людьми, а также с игровыми ролями и действиями
Слайд 8Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности.
Слайд 9В. В. Барцалкина, работая в русле исследований иного направления под
руководством Н. И. Непомнящей, предлагает выявлять самосознание через ту область
деятельности, в которой ребенок достигает успеха.
Оказалось, что высоким показателям развития «Я-образа» соответствуют ценностность познавательной деятельности и ценностность общения.
Слайд 10Роль индивидуального опыта.
Лишь практическое применение своих сил в конкретной деятельности
может послужить реальной основой для конечного определения наличия или отсутствия
у себя соответствующих умений, навыков, возможностей.
Каждое удачное или неудачное действие не только информирует ребенка о том, что ему позволяют делать его возможности, но помогает одновременно выявить и уровень их развития
Слайд 11Роль индивидуального опыта.
I группа — от 3 до 4,5 лет;
II группа — от 4,5 до 5,5; III группа —
от 5,5 до 7 лет.
Ребенку в изолированном помещении показывали размеченное с помощью игрушек пространство и разрешали поиграть с той игрушкой, до которой он сможет допрыгнуть
Когда экспериментатор замечал, что ребенок перестал прыгать или потерял интерес к игре, он активно включался в действие: расспрашивал ребенка, как он прыгал, до какой игрушки смог допрыгнуть, как были расположены игрушки вначале и т. д.
Слайд 12Роль индивидуального опыта.
Уже в три-четыре года встречаются дети, которые имеют
точные представления о своих возможностях, возникшие у них лишь на
основе индивидуального опыта.
В условиях индивидуального опыта эмоциональные проявления ребенка играют несущественную роль
Индивидуальный опыт приводит к построению когнитивной части образа самого себя.
Слайд 13Роль общения со взрослым.
Общение является тем объективным условием, вне которого
процесс формирования представлений о самом себе невозможен или сильно затруднен,
потому что:
Вступая в контакт с окружающими людьми, ребенок
накапливает новые знания от партнеров по общению, знакомясь с их качествами, сравнивая себя с ними
яснее разбирается в уже имеющихся у него представлениях об окружающей действительности и о самом себе
Слайд 14Роль общения со взрослым.
Общение со взрослым организует индивидуальный опыт детей:
цель
осознания, а иногда и вербализации своего индивидуального опыта
подсказывает в
некоторых случаях способы решения разных задач в индивидуальном опыте
способствует систематизации и обобщению данных индивидуального опыта детей.
наиболее эффективное условие для самопознания
Индивидуальный опыт познания
+
точная информация, накопленная от взрослых
=
Слайд 15Опыт общения со взрослыми выполняет следующие функции:
выступает в качестве
главного источника оценочных воздействий
служит в некотором смысле контекстом для сравнения
себя с другими людьми
является одним из средств организации индивидуального опыта детей
Роль общения со взрослым.
Слайд 16Роль общения со сверстниками
неблагоприятные отношения со сверстниками
упрямство, негативизм, озлобленность,
агрессивность по отношению к другим детям
неадекватное отношения к себе,
появление неуверенности в своих силах, заниженная самооценка
общение со сверстниками – один из основных факторов становления образа самого себя в дошкольном возрасте
Слайд 17Роль общения со сверстниками
Функции, выполняемые опытом общения ребенка со своими
сверстниками в его психическом развитии:
контекст для сравнения с себе
подобными
средство взаимного обмена оценочными воздействиями
Слайд 18
ОБРАЗ САМОГО СЕБЯ
Когнитивная часть образа
Аффективная часть образа
Результат опыта индивидуальной деятельности
Результат
опыта общения
Слайд 19Проблемы развития самопознания
К концу дошкольного возраста многие дети испытывают серьезные
трудности в описании своих чувств и переживаний
Физическое состояние
Личностный уровень
Содержание общения
взрослого с ребенком, направленное на:
Слайд 20Принципы развития самопознания у дошкольников:
1) значимость сензитивных периодов развития;
2) взаимодействие взрослых и детей как движущая сила развития ребенка;
3) амплификация детского развития в детской субкультуре как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в той или иной деятельности и общении;
4) опыт самопознания как компонент
содержания образования, направленный
на развитие образа Я дошкольников.
Проблемы развития самопознания
Слайд 22Заключение
По мере развития дошкольников представления о себе приобретают все более
устойчивый характер, и уже в пять-семь лет оценки окружающих принимаются
ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказывает ему личный опыт.
Две основные функции опыта общения со взрослыми:
оказание оценочных воздействий, с помощью которых у дошкольников строится отношение к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе
вторая — в организации индивидуального опыта детей
Слайд 23Заключение
Функция опыта общения со сверстниками состоит в том, что он
служит контекстом для сравнения себя с себе подобными, являясь одновременно
средством взаимного обмена оценочными воздействиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.
Опыт самопознания - совокупность опыта отношений ребенка со взрослыми и другими детьми, подкрепленного участием в совместных видах деятельности.
Слайд 24Заключение
К началу школьного периода ребенок осознает себя как субъекта. Формируются
его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний.
Период
дошкольного детства – период познания себя во внешнем мире.
Слайд 26Источники
Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В., Бенькова О.А. Психология саморазвития: учебное пособие.
– Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. – 230 с.
Ищенко Т.
В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 350-352.
Корепанова М.В. Особенности становления образа «я» ребенка в дошкольном возрасте - Известия Саратовского университета, 2009. - Т9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. вып.4. - с.74-79
Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 112 с.